Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Либерально-попустительский стиль педагогической деятельности






Авторитарный стиль педагогической деятельности

Учитель считает своих учеников объектами воздействия, а не равноправными партнерами в деятельности. Преподаватель отделяет себя от учебного коллектива, и от каждого ребенка.

Основные его методы воздействия на обучаемых – поучение, приказ, выполнение своих заданий контролирует жестко и не всегда корректно. Требует полного и беспрекословного подчинение. Причины приказов, запретов и разрешений объяснять не считают нужным.

Они эмоционально холодны, это волевые люди с твердым характером. При этом у очень многих наблюдается неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью.

При таком стиле воздействия ученики становятся замкнутыми, контакт с педагогом отсутствует, это ухудшает успеваемость детей, их желание постигать новое.

Демократический стиль педагогической деятельности

Это любовь учителя к детям, высокие нравственные качества, профессионализм, и это залогом успешного развития детской личности.

Такой преподаватель доброжелателен к воспитанникам, терпелив и терпим, он стремится построить отношения субъект-субъект. Старается создать деловую и спокойную атмосферу на уроках.

Самостоятельность и отстаивание своего мнения детей ценится, существует ненавязчивый контроль. Основан на чувстве заботы, ответственности. Считает нормальным и объясняет, почему одного не стоит делать, а другое стоит, и дети к этому прислушиваются.

Либерально-попустительский стиль педагогической деятельности

Это непрофессионализм и недисциплинированность педагога. Он нерешителен, колеблется, неуверен в себе. Инициативу он передает учащимся, а зачастую вообще не контролирует их, не особо даже интересуется что дети делают.

Отсутствует: образец для подражания, опора в учебной деятельности, человек ответственный за себя и за них.

№ 27 Классификация методов психолого – педагогических исследований.

Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Методы психологии и педагогики подразделяется по степени общности на:

- диалектический - всеобщий (общее) метод научного исследования в разных науках

- общенаучные логические - (особенные) методы познания применяемыев психологии и педагогике я являются общими для ряда наук

- частные - (единичные) методы - присуще только психологии и педагогике.

Владимир Петрович Давыдов выделил 3 группы методов психолого – педагогического исследования и предложил классификацию методов психолго – педагогических исследования: теоретические, эмпирические, математический и статистический.

1. Теоретические методы исследования:

анализ разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

синтез объединение частей в целое

абстрагирование – выделение интересующих свойств изучаемого предмета

обощени е – логический процесс перехода от единичного к общему, установление общих свойств и признаков предметов.

индукция – обобщение результатов экспериментов от единичного к общему(выборка - контрольная и экспериментальная)

дедукция - познание от общего к единичному (П. проблемы в подрост. возрасте – индивидуально)

моделирования – воспроизведение характеристики объекта на другом объекте специально созданном для их изучения.

2. Эмперические методы- это изучениедокументации(образовательных организаций(планы работ, отчетная документация, приказы и распоряжения руководителей, журналы)наблюдение, беседа, опросные методы: анкетирование, интервьюирование, тестирование, социометрия:

2. Наблюдение. Это специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Для эффективности оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным.

Наблюдение может быть: целенаправленным и случайным; сплошным и выборочным; непосредственным и опосредованным; длительным и кратковременным; открытым и скрытым; констатирующим и оценивающим; сплошным и выборочным; полевым (наблюдение в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальной ситуации).

Средства наблюдения: схемы, длительность, записи, сбор данных, протоколы наблюдений, системы категорий и шкалы.

Для организованного наблюдения необходима программа наблюдения, которая состоит:

а) из выбора объекта наблюдения.(Всем учителям нравится отличник Миша, а ученики не любят, надо выяснить, с чем связано, помочь;)

б) определение целей и задач наблюдения: выявление положительных и отрицательных качеств.

в) разработка схемы наблюдения, создание условия для наблюдения: (наблюдения на уроках разных учителей, наблюдения во всех внеклассных мероприятиях в домашних условиях и т.д.)

При наблюдении результаты фиксируются и данные обрабатываются.

Достоинства: изучаем ученика, но иногда принятие каких-то действий чтоб изменить ситуацию.

Недостатки: большое количество времени, затраченных сил и энергии,

- нет вариантов программ наблюдений (для каждого отдельно)

- нет полной объективности информации, люди меняют свое поведение под наблюдением.

Наблюдение чаще применяется на начальных этапах исследования.

Метод психолого – педагогического эксперимента – комплексный метод исследования, который обеспечивает научно – объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Сущность эксперимента активное вмешательство исследователя в процесс целью его изучения в заранее запланированных условиях.(используются наблюдения, беседы, опросы и т.д.)

Различают естественный и лабораторный эксперименты. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях маскируя его содержание, цели.

Лабораторный –выделяется группа испытуемых, исследователь применяет специальные методы исследования – беседы, тестирования, обучения и наблюдает за эффективностью своих действий. После завершения сравниваются начальные и окончательные результаты.

Также выделяют констатирующий и формирующий эксперименты-

констатирующий экс.- исследователь констатирует факты и наличия связей между явлениями.

Формирующий экс.- исследователь активно влияет на изучение явления применяя специальную систему мер на повышение результативности учебной или трудовой деятельности.

Этапы проведения эксперимента:

1. подготовительный – гипотеза(вывод о правильности которые надо проверить), экпериментальные объекты, длительность, разработка и проведение методик, анкеты, опросы, и тд., определение изменений под воздействием.

2. проведение эксперимента- создаётся ситуация когда изучаемая закономерность проявляется чисто без воздействия случайных, неконтролируемых факторов.

3. завершающий- подведение итогов, описание конечных результатов(состояние уровня знаний, умений, воспитанности и тд), характеррстика условий где создались благоприятные условия (учебно материальные, гигиенические и т.д), данные о затратах времени, усилий средств.

3. Беседа – получение информации об изучаемом явлении от личности, членов изучаемой группы, и от окружающих людей,. (возможность получить данные, уточнить их в виде собеседования.)

Беседа может быть: Формализованная - стандартная постановка вопросов и регистрация ответов, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию.

Неформализованная беседа проводится по сложившейся ситуации достигается тесный контакт и получение наиболее полной информации.

В практике выработаны определенные правила применения метода беседы:

– беседовать только по вопросам, связанным с исследуемой проблемой;

– формулировать вопросы четко и ясно, учитывая компетентность собеседника;

– подбирать и ставить вопросы в понятной форме;

–избегать некорректных вопросов, учитывать настроение и состояние собеседника;

– вести беседу чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни;

– не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии;

– выбирать место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу.

В процессе беседы протокол не заполняется, делаются пометки, для восстановления хода беседы. Протокол регистрации результатов, лучше заполнять после окончания беседы. В отдельных случаях с разрешения использоваться технические средства ее регистрации – магнитофон или диктофон.

С помощью беседы получаешь ценную информацию, которую нельзя добыть другими методами.

Достоинства: чувство удалось ли установить контакт.

Недостатки: большое количество времени, сложность фиксации результатов, для хороших результатов необходим опыт и умение вести беседу.

Методы опроса письменные или устные, непосредственные или опосредованные вопросы и ответы раскрывающие изучаемой проблемы(о событиях и фактах, о мнениях и предпочтениях)

Информация богаче и подробнее, легко обрабатывается, получается оперативно и дешево.

Недостатков методов опроса:

- субъективность получаемой информации (переоценивание некоторых фактов, своей роли);

-искажение информации, за счет методических ошибок при исследовании, определении выборки, интерпретация

- это необходимые сведения которые неизвестны опрашиваемым.

Методы опроса применяются в виде интервью (устного опроса), анкетирования (письменного опроса), экспертного опроса, тестирования, а также с использованием социометрии, позволяющей на основе опроса выявить межличностные отношения в группе людей.

Анкетирование – метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации с целью установления общих взглядов, мнений людей по интересующим вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систему отношений.

Различают личностное анкетирование (контакт исследователя и респондента) опосредованное (раздаются, ответ в удобное время); индивидуальное или групповое; сплошное или выборочное.

Желательно чтобы анкета включала:

Вводную часть, содержащую цель и мотив анкетирования, значимость участия, гарантию тайны ответов и правило заполнения анкеты; основную часть состоящую из вопросов, на которые надлежит дать ответ; социально-демографическую, призванную выявить основные биографические данные и социальное положение опрашиваемого.

Интервью - специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей. В основе беседа с целью получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

Отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: интервьюер задаёт вопросы респонденту, но не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов.

Успех интервью, зависит от характера общения и взаимопонимания сторон.

Интервью имеет Преимущества:

- учёт уровня подготовки и отношение к теме опроса, отдельным проблемам, фиксация интонации и мимики;

- возможность менять вопросы с учетом личности опрашиваемого и содержания ответов;

- постановка дополнительных уточняющих, наводящих, поясняющих вопросов.

- способствует непринужденной обстановке общения и повышения искренности ответов;

- интервьюер может вести наблюдение за реакциями собеседника, при необходимости корректировать беседу. Недостатк: большая трудоемкость работы при незначительном количестве опрашиваемых респондентов.

Экспертный опрос - эффективный метод сбора информации, с помощью суждений специалистов.

Метод экспертного опроса применяется для решения следующих задач:

- Для уточнения методик исследования, определение вопросов, методов и приемов сбора и обработки информац.

- Для оценки достоверности и уточнения данных опросов, если существует искажение;

- Для глубокого анализа результатов исследования и прогнозирования изменений изучаемого явления;

- Для подтверждения и уточнения сведений, полученных другим методом;

- Для анализа результатов исследования, если разное толкование.

Повышение достоверности результатов экспертного опроса достигается с помощью логических и статистических процедур, обработки полученных данных специалистами.

Социометрический метод - позволяет выявить межличностные отношения в группе людей с помощью простых вопросов “С кем бы, Вы желали провести свободное время? ”, “С кем бы Вы желали работать? ” и т.п.

Достоинства: возможность за короткое время собрать значительный материал, который поддается статистической обработке и может быть представлен наглядно;

- возможность регистрации отношений между всеми членами группы.

Недостатки: фиксация эмоциональных отношений, выраженных в симпатиях и антипатиях; - нет истинных мотивы выбора; взаимный выборов отражает дружественные связи отдельных микрогрупп.

Метод тестирования - это стандартизированное или связанные между собой задания, с помощью которых можно определить уровень развития некоторого свойства у испытуемого, и сравнить его с эталоном.

Тесты характеризуются с признаками: объективностью (исключением влияния случайных факторов на испытуемого), модельностью (выраженностью в задании какого-либо сложного, комплексного целого явления),

стандартизированностью (установлением одинаковых требований и норм при анализе свойств испытуемых, или процессов и результатов).

Тесты по направленности - делятся на тесты достижения, способностей и личности:

а) тесты достижений – определяют уровень овладения учебным материалом.

б) тесты способностей -связаны с диагностикой познавательной сферы личности, мышления (тест Равена, субтесты Векслера и др.;

в) тесты личности, определение свойств личности – направленности, темперамента, характера.

Надежность теста – ответы одной и той же личности при неоднократном тестировании совпадают.

Валидность теста – мера измерения свойства, качества, явления, которое хотят измерить.

Метод тестирования должн применяться в совокупности со всеми другими методами.

Все методы, являясь специальными, используются в комплексе со всеми другими методами психолого-педагоги­ческих исследований, представляют их составную часть.

Методы изучения продуктов деятельности позволяет изучить сформированность знаний, навыков и умений, интересов и способностей человека, свойств личности на основе анализа продуктов деятельности(сочинения, контрольные, рисунки и т.д.)

Метод изучения документации (характеристики, личные дела, приказы и т.д.) Анализ этих документов выявляет динамику развития личности, чтобы составить официальное менение и получить объективные данные. Метод контент –анализ –(работа с документами, текстами) метод выявления и оценки спецефических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписи, интервью и тд)

Методы математческой статистики- с их помощью решаются: обработка фактического материала, получение новых и дополнительных, обоснование научности и т.д.

Процедура и технология использования различных методик: обработка, анализ, и ннтерпретация полученых результатов.

Организация опытно – экспериментальной работы- составление практических рекомендацийна основе исследовательских данных.

 

 

№ 39 Основные функции педагогического управления






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.