Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б)особенности заключения договоров на аукционах и ярмарках.






А)договор оптовой купли-продажи и его подвиды

Б.И.Пугинский впервые в юридической литературе предпринял попытку классификации торговых договоров, используемых в новых условиях хозяйствования. Он выделяет четыре группы торговых договоров: 1) реализационные договоры; 2) посреднические договоры; 3) договоры, содействующе торговле и 4) организационные договоры.К реализационным договорам относятся договоры поставки, оптовой купли-продажи, контрактации сельскохозяйственной продукции, закупок для государственных нужд, договор товарного кредита, мены товаров, связанной с предпринимательской деятельностью. Данные договоры отличает общая цель. Они служат, по мнению Б.И.Путинского, оформлению отношений по возмездной реализации товаров для предпринимательских и хозяйственных нужд, имеют особый субъектный состав, как и все другие торговые сделки.

Договор оптовой купли-продажи. Исходя из интересов граждан Пугинский предлагает использовать в регулировании торгового оборота договор оптовой купли-продажи. Для выявления видовых отличий оптовой купли-продажи и поставки необходимо рассмотреть сферу применения каждого из договоров. На первый взгляд, и поставка, и оптовая купля-продажа имеют общую сферу применения, а именно – торговый оборот. Однако в торговом обороте существуют различные секторы. На протяжении советского периода в нем достаточно строго проводилось разграничение таких областей, как оптовая торговля и материальное снабжение. Под оптовой торговлей понималась деятельность по перемещению товаров от изготовителей и оптовых организаций в организации розничной торговли. Что касается материального снабжения, то им признавалось обеспечение материальными ресурсами всех потребителей. Что касается запада, то там подобного разграничения не проводилось никогда, и продажа товаров кроме розничной всегда понималась как оптовая торговля. После развала социализма под влиянием зарубежной практики произошли изменения и в российской терминологии. Оптовой торговлей стало признаваться все товарное обращение за изъятием розничной торговли. Новая трактовка оптовой торговли, с экономической стороны более точная, фактически принесла вред. Действует методологическое правило, по которому любые определения не могут претендовать на истинность и завершенность. Определение не содержит в себе истины, оно всего лишь лексическое, т.е. словесное обозначение предметам. И среди различных определений, обозначающих объект, необходимо избирать не кажущееся более точным, а более полезное, верное в силу его полезности. В новом определении оптовой торговли не были учтены значительные изменения в сфере продажи товаров гражданам. Эти изменения проходят в русле идеологии защиты прав граждан и выражаются в усилении законодательного обеспечения их интересов как потребителей. Этому служит закон «О защите прав потребителей» и другие акты. В результате законодательных решений по защите прав потребителей розничная торговля приобрела кардинальное отличие от других областей торгов. Здесь принцип защиты прав гражданина как потребителя стал превалировать над принципов договорной свободы. Одновременно возникла необходимость соответствующих изменений процесса продвижения товара в розничную торговую сеть. Из-за происходящих изменений продвижения товара сейчас и приходится вновь выделять сектор оптовой торговли в его истинном значении. Оптовой деятельностью мы будем называть деятельность по продвижению товаров от изготовителей к потребителям через организации розничной торговли. Целью так понимаемо оптовой торговли является содействие полному и своевременному поступлению в розничную сеть товаров, необходимых для населения и отвечающих его запросам.Отличие договоров оптовой купли-продажи и поставки проявляются, прежде всего, в определении предмета и в содержании этих договоров.Предметом оптовой купли-продажи являются только вещи, которые:
- а) могут предлагаться к продаже в розничных торговых организациях;
- б) в конечном счете предназначенные для продажи в розничной сети. Если какой-то товар в принципе не может быть предложен для продажи в магазинах гражданам, на его продажу не может быть заключен договор оптовой купли-продажи. Если же товар может продаваться в магазине и, в конечном счете, попадет в розничную сеть, то договоры, заключаемые любым числом лиц по пути движения этого товара, должны быть договорами оптовой купли-продажи. В отличие от этого, предметом договора поставки могут быть любые вещи, не изъятые из оборота, не отнесенные к регулированию другими видами договора. Связь оптовой торговли и розничной. Розничная предназначена продавать товары гражданам. Отношения торговых организаций с гражданами оформляются договорами розничной купли-продажи. Гражданину в магазине противостоит специальный субъект – торговый предприниматель. Отличительные признаки коммерсанта удачно выражены в ст.2-4 Единообразного ТК США. Согласно этой норме коммерсант – тот, кто по роду своих занятий обладает специальными знаниями или опытом в отношении операций или товаров, являющихся предметом продажи. Покупатель, конечно же, подобными специальными знаниями и опытом не обладает, в основной массе. Учитывая такое реально существующее неравенство закон предоставляет повышенную защиту более слабой стороне – покупателю. У нас этим целям служит Закон о защите прав потребителей и др. Этот закон регулярно пополняется, тенденцией его развития является усиление защиты прав граждан. Розничную торговлю регулирует ряд других правовых актов, имеющих важное значение. Так, Постановлением Правительства от 19 января 1998 г. № 55 утверждены правила продажи товаров. Правила предусматривают требования к розничной торговле и также направлены на обеспечение интересов потребителей. Эти правила, как и многие другие законы, они образуют то, что Шершеневич в «Курсе торгового права» называл «административным торговым правом». П.11 Правил, к примеру, обзывает продавца предоставлять информацию покупателю об изготовителе товара, его местонахождении и т.д. Продавец должен иметь и предъявить покупателю по его требованию подлинник либо копию сертификата соответствия. Товары должны иметь маркировку либо ярлыки с указание цены, размеры, правил обращения с изделием и др. сведений. Указанные требования адресуются магазину. Однако они могут быть выполнены лишь изготовителем или оптовой организацией. Например, срок годности может указать только тот, кто изготовил товар. Соответственно эти вопросы должны находить урегулирование в договоре оптовой купли-продажи, заключаемом между розничной организацией и изготовителем. Например, условие об обязанности изготовителя обеспечить наличие на каждом изделии маркировки, содержащих сведения, предусмотренные п.11 Правил продажи товаров и т.д. В договоре оптовой купли-продажи должна быть определена организация, которая по поручению изготовителя или посредника будет выполнять гарантийный ремонт и сервисное обслуживание изделия, а изготовитель или посредник обязаны заключить с такой организацией соответствующий договор. Закон 2000 г. О качестве и безопасности пищевых продуктов устанавливает, что в розничной торговле не допускается продажа нерасфасованных и неупакованных пищевых продуктов, на этикетках пищевых продуктов кроме информации, установленной Законом о защите прав потребителей, должны быть указаны следующие сведения на русском языке: о содержании и пищевой ценности, о назначении и условиях применения, об условиях хранения, приготовления, дате изготовления, дате упаковки, сроки годности и др. Все эти требования, адресованные розничных организациям, могут быть выполнены, лишь если они переадресованы изготовителям или посредникам, предусмотрены в заключаемых с ними договорах. Процесс розничной торговли в настоящее время предъявляет множество других требований, которые подлежат урегулированию в договорах с поставщиками, чтобы быть исполненными. Поэтому они и требуют разработки нового вида договора – оптовой купли-продажи. Можно предложить следующее его определение: по договору оптовой купли-продажи продавец обязуется в согласованный срок передать в собственность покупателя товары, предназначенные для продажи населению в соответствии с требованиями такой продажи, а покупатель принять товары и оплатить их стоимость. Такой договор объективно необходим для создания товарного рынка. Его отсутствие закрепляет примитивный, отсталый уровень нашей торговли, ведет к массовым нарушениям прав и законных интересов граждан покупателей. В товарном обращении может применяться договор с условным названием «предпринимательской купли-продажи». По целям и предмету он кардинально отличается от оптовой купли-продажи, поскольку не требует проведения в нем интересов граждан (потребителей). Предметом таких договоров могут быть любые вещи, не предназначенные для реализации гражданам. От договора поставки такой договор отличается по субъектному составу. В силу ст.506 ГК поставщиком признается предприниматель, который реализует производимые или закупаемые им товары. Т.о., поставщиками могут выступать производители либо заготовители товара. Что касается изготовителя – с ним все ясно, а кто такой заготовитель? – Им, по терминологии 505 статьи, является тот, кто закупает сельхозпродукцию для переработки или продажи. А вот оптовые и иные посреднические организации по смыслу 506 статьи не могут выступать поставщиками, они не заготовители. Более того, договор предпринимательской купли-продажи призван регулировать преимущественно разовые отношения купли-продажи, в отличие от этого, договор поставки предназначен для регулирования продолжительных отношений.

Торги, аукционы. Договор может быть заключен путем проведения торгов.Договор заключается с лицом, выигравшим торги.Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.Цель аукциона состоит в выявлении их победителя, т. е. лица, предлагающего наилучшие для продавца условия договора.Заключение договора с победителем аукциона является обязанностью продавца (заказчика торгов), неисполнение которой влечет за собой гражданско- правовую ответственность.Победитель торгов вправе требовать принуждения уклоняющегося лица к заключению договора либо возмещения убытков, вызванных таким уклонением. В случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.Развитие ярмарочной торговли является необходимым моментом формирования товарного рынка.Достоинство ярмарок - заключение на них в сжатые сроки большого числа договоров, возможность выбора товаров по выставленным образцам, налаживание встречных продаж, одновременное решение вопросов сбыта и снабжения.В торговой деятельности необходимо учитывать слабые места ярмарочной торговли: ограниченность во времени работы ярмарок; отраслевой характер ярмарок; продажа на них товаров лишь отдельных отраслей хозяйства; участие в них продавцов только определенных регионов; необходимость личного присутствия при заключении договора.Биржевая сделка - зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.Порядок регистрации и оформления биржевых сделок устанавливается биржей.Сделки, совершенные на бирже, но не соответствующие требованиям, не являются биржевыми. Гарантии биржи на такие сделки не распространяются.Биржа вправе применять санкции к участникам биржевой торговли, совершающим небиржевые сделки на данной бирже.На товарных биржах широко применяется порядок, согласно которому стороны регистрируют совершенную устно сделку в системе электронного учета. При этом в силу правил биржевых торгов они обязаны не позднее следующего дня оформить такой договор в письменном виде.Фондовая биржа, оказывающая услуги, непосредственно способствующие совершению сделок с ценными бумагами, в том числе с инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, а также услуги, непосредственно способствующие совершению сделок, исполнение обязательств по которым зависит от изменения цен на ценные бумаги или от изменения значений индексов, рассчитываемых на основании совокупности цен на ценные бумаги, в том числе сделок, предусматривающих исключительную обязанность сторон уплачивать денежные суммы в.зависимости от изменения цен на ценные бумаги или от изменения значений фондовых индексов, обязана также утвердить соответствующие требованиям нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг спецификации таких сделок.ленными им при принятии товаров существенными недостатками товаров или их некомплектностью заявляет отказ от поставленных товаров, он обязан обеспечить сохранность таких товаров путем принятия их на ответственное хранение, о чем незамедлительно уведомляет поставщика.Договором поставки может быть предусмотрена выборка товаров - передача поставщиком товаров покупателю либо получателю в местонахождении поставщика.В случае невыполнения покупателем данной обязанности поставщик получает право потребовать от покупателя оплаты товаров либо отказаться от исполнения договора.Покупатель обязан оплатить полученные товары в предусмотренный договором поставки срок, а при его отсутствии - непосредственно после получения товаров. Если порядок и форма расчетов не будут определены соглашением сторон, то применительно к договору поставки будет действовать специальное правило, согласно которому в таких случаях расчеты должны осуществляться платежными поручениями.Конкретный срок проведения расчетных операций применительно к различным формам расчетов определяется Центральным банком РФ, но предельный срок не должен превышать двух операционных дней в пределах одного субъекта РФ и пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.Ответственность сторон выражается в форме возмещения убытков и взыскания неустойки. Неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок не установлен законом или договором.Отдельными партиями в течение всего срока действия договора.Досрочное исполнение обязательств может производиться только с согласия покупателя. Порядок зачета досрочно поставленного товара засчитвается в счет количества товаров, подлежащих поставке в следующем периоде.Восполнение недопоставки товара - поставщик, допустивший недопоставку в отдельном периоде, обязан восполнить недопоставленное количество товара в следующем периоде в пределах срока действия договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Поставка товаров одного наименования в большем количестве, чем предусмотрено договором, не может засчитываться в покрытие недопоставки товаров другого наименования, входящих в тот же ассортимент, и подлежит восполнению поставщиком, если только такая поставка не произведена с предварительного письменного согласия покупателя.Неисполнение поставщиком обязанности по поставке товаров покупателю либо просрочка в исполнении этой обязанности влекут применение ответственности в форме возмещения убытков или взыскания неустойки (если таковая предусмотрена законом или договором). Установленная законом или договором неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором.

3)Договоры, содействующие торговле:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.