Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страноведение и туризм в высшем образовании






В условиях современной глобализации процессов в мировом хозяйстве феномен туризма можно рассматривать как одно из уникальных явлений современности. Туризм в той или иной степени затронул все регионы и страны мира. Вероятно, ни одна сфера человеческой деятельности не имеет столь сложной структуры и многогранного влияния на жизнь общества и состояние природы. Важная и постоянно возрастающая социально-экономическая роль рекреации и туризма во многих регионах и странах мира, обусловливает необходимость проведения в России на государственном уровне не только ряда законодательных и организационных действий, направленных на развитие функциональных и правовых аспектов туристской деятельности, на совершенствование инфраструктуры туризма, но и на поддержку научных и образовательных мероприятий в этой развивающейся сфере.

Туризм как понятие, с одной стороны, отражает систему общественных отношений между людьми в области рационального и экономически эффективного использования свободного времени для отдыха, а с другой стороны – он является социо-культурной и образовательной средой с ее ценностными установками, а также оздоровительной и познавательной направленностью, которые формируют внутренний мир Человека и специалиста любого профиля.

В образовательном комплексе туризм как социально-экономическое явление стал объектом изучения в учебных заведениях различного профиля: экономических, социологических, экологических, географических. При этом, географическая основа организации и осуществления туризма очевидная для одних преподавателей и исследователей, нередко игнорируется другими. Нам представляется, что в перспективе роль географического подхода к изучению территориальной организации туризма должна быть более значимой, а географические знания прочно войти в практику туристской деятельности и стать важной составной частью подготовки специалистов.

В последние годы, в связи с возросшим интересом общества к рекреации и международному туризму, стали появляться туристские специальности и специализации в ВУЗах широкого профиля: университетах, академиях, институтах. Подготовка кадров для сферы туризма на уровне высшего профессионального образования осуществляется в основном в рамках направлений и специальностей «География», «Экономика», «Социо-культурный сервис и туризм», «Туризм». Появились научные и учебные заведения, специализированные в области туризма: Международная Туристская Академия (Москва), Балтийская Академия туризма и предпринимательства (СПб), Санкт-Петербургский институт гостеприимства (СПб). В ряде вузов возникли новые туристские специализации, например в Санкт-Петербургском университете экономики и финансов, в Санкт-Петербургском техническом университете, в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств. Однако, здесь, как отмечают многие специалисты, произошел явный крен в сторону усиления технологической составляющей и узкой специализации в подготовке кадров для сферы туризма. Даже при успешной подготовке такие специалисты имеют весьма скудные представления о характере природы, историко-культурных, этнографических, социально-экономических и геополитических особенностях стран и регионов мира. В связи с этим, весьма актуальным является усиление роли географии и страноведения в подготовке кадров для сферы туризма по всему спектру имеющихся туристских специализаций. Это учтено в новом образовательном стандарте по специальности высшего профессионального образования «Туризм», который реализуется с 2004 г. и осуществляется по специальностям гуманитарных и социальных наук и сферы обслуживания.

Наиболее рациональный и прогрессивный, на наш взгляд, образовательный вариант осуществляется в классических университетах и других вузах, где туристский компонент преподается в сочетании с традиционными для данных учебных заведений специализациями, преимущественно географического профиля. Например, в Москве, на Географическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова функционирует кафедра, ведущая подготовку специалистов в области рекреации и туризма; в Санкт-Петербурге, на Факультете географии и геоэкологии СПбГУ на кафедре страноведения и международного туризма выпускают географов-страноведов, специалистов в области международного туризма; на Факультете географии ЛГПУ им А.И. Герцена ведется обучение студентов по специализации «краеведение и туризм», на Факультете естествознания и географии ЛГУ им. А. С. Пушкина осуществляется подготовка кадров по специализации «социо-культурный сервис и туризм». Помимо Москвы, Петербурга, Казани подобная тенденция наблюдается и в других учебных центрах страны: в вузах Калининграда, Смоленска, Перми, Краснодара, Новороссийска, Ростова на Дону, Барнаула, Томска, Владивостока. Это диктуется, с одной стороны, потребностями бурно развивающейся сферы туризма, а с другой стороны возрастающим интересом общества к страноведению, рекреации и туризму.

По видимому, пришло время для организации первичной страноведческой подготовки в форме наиболее популярных лекций о странах и народах для самих туристов, решивших ехать в круиз или тур, при отправляющих их турфирмах, как одной из сервисных услуг. В современных условиях нашей страны страноведческая подготовка для туристов может проводиться при крупных туристских фирмах, которые вполне могут такую подготовку обеспечить. Такой подход мог бы расширить кругозор и повысить общий культурный уровень выезжающих за рубеж туристов и послужил бы делу популяризации международного туризма.

Проблема страноведческой подготовки туристов и менеджеров туристских фирм требует и квалифицированных преподавательских кадров: страноведов широкого профиля, географов и культурологов – специалистов по регионам и группам стран, по краеведению, по этнической психологии народов мира, а также и практиков туристской деятельности.

Как было показано выше, подготовка специалистов должна носить разносторонний, комплексный характер: географическая, историческая, социально- экономическая, экологическая и языковая. Опыт последних лет доказывает, что наилучшим образом подготовлены к преподаванию страноведения выпускники географических факультетов «классических» и педагогических университетов. Введение в государственных университетах таких новых для них учебных специализаций как «страноведение и международный туризм», «рекреационная деятельность», «социо-культурный сервис и туризм» «туризм и экскурсионное дело» и ряд других, а также открывшиеся возможности поездок в зарубежные страны существенно повышает популярность географической и особенно страноведческой специализации студентов, открывая перед ними более широкие возможности найти свое место в жизни. Все это вызывает потребность в повышении квалификации специалистов туристской сферы в области географии и страноведения, в новых страноведческих книгах, учебниках и пособиях, создание которых – высокая миссия профессоров и преподавателей ВУЗов.

 

 

Контрольные вопросы и задания

1. Объясните, в чем состоит роль страноведения как основы организации туризма?

2. Какие знания из области географии, истории, культуры, экономики, политики необходимы организатору туристской сферы?

3. Какая информация о населении страны пребывания необходима туристу?

4. Какие экологические проблемы становятся актуальными по мере развития международного туризма?

5. В чем состоит взаимосвязь экономики туризма и экологии в странах мира?

6. Назовите разные типы экологической среды и объясните ее влияние на развитие рекреации и туризма.

7. Какие вы знаете растения и животных, способных причинить вред здоровью в путешествиях по тропическим странам? Каковы необходимые меры предосторожности?

8. Какие опасности могут подстерегать туристов в горах и какие меры предосторожности следует предпринимать путешественникам в горных регионах?

9. Приведите примеры международных геополитических проблем, возникающих на почве природопользования и загрязнения природной среды.

10. Как влияют региональные геополитические конфликты на развитие туристской сферы?

11. Приведите примеры региональных конфликтов, возникших на религиозной почве.

12. Какова роль географических знаний в образовательном цикле специалиста в области международного туризма?

13. Какие образовательные туристские специализации вам известны?

14. Назовите основные профессиональные источники информации для страноведа и специалиста в области социо-культурного сервиса и международного туризма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.