Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика темы. Эта тема наименьшая по объему, но не менее значимая, чем другие






Эта тема наименьшая по объему, но не менее значимая, чем другие. Напротив, деятельность людей, происходящая в сфере материального производства, признается многими учеными первостепенной по отношению к другим видам деятельности. Производство как процесс создания материальных благ рассматривается одновременно и как процесс формирования физических и духовных качеств человека.

Некоторые философы в структуре материального производства различают сегодня, с одной стороны, технологический способ производства — способ взаимодействия людей с предметами и средствами своего труда и по этому поводу между собой, а с другой стороны, экономический способ производства, т. е. общественный способ взаимодействия производительных сил и производственных отношений, который позволяет обществу нормально функционировать на данной конкретно-исторической ступени своего развития (см.: Крапивенский С. Э. Социальная философия. — М., 1995. — С. 77).

Содержание темы раскрывает главным образом аспекты деятельности, связанные с технологическим способом производства.

Будучи процессом создания материальных благ, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей в обществе, материальное производство включает в себя целесообразную деятельность, т. е. труд; предметы труда: различные материалы, как естественные, природные, так и подвергшиеся обработке; средства труда, служащие для воздействия на предмет труда, главная их часть — орудия производства (инструменты, машины, автоматы).

Основные понятия темы: материальное производство, труд, производительность труда, разделение труда, содержание труда, профессия, квалификация, трудовая дисциплина, условия труда, культура труда, гуманизация труда, изобретательская деятельность.

Трудовая и изобретательская деятельность рассматривается в соответствии с общей формулой, отражающей структуру деятельности: цель — средства — действия, направленные на достижение цели, — результат (§ 3 учебника). Опорой для изучения этих вопросов являются знания, полученные в курсе «Технология (трудовое обучение)», а также представления о развитии материального производства, полученные в курсе истории. При подготовке к урокам темы могут быть использованы учебные пособия для вузов: Кравченко А. И. Социология: справочное пособие. — М., 1996. — Раздел «Основные понятия социологии труда и экономической социологии»; Барулин В. С. Социальная философия. — М., 1999. — Раздел 1. — Гл. II. Материально-производственная сфера общества; Социальная философия / Под ред. В. Н. Лавриненко. — М., 1995. — Гл. 4, «Философские проблемы экономической жизни общества».

Можно предложить два варианта планирования темы.

Вариант 1

Уроки 1, 2. Трудовая деятельность (традиционные уроки).

Уроки 3, 4. Изобретательская деятельность (1-й час — практические занятия с выполнением заданий к § 17, 2-й час — лабораторная работа с учебником или лекция).

Вариант 2 (традиционные уроки)

Уроки 1, 2. Трудовая деятельность.

Уроки 3, 4. Изобретательская деятельность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.