Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы науки и особенности этапов развития.




Культурно-исторические типы науки — основные социокультурные типы и соответствующие им исторические этапы развития и бытия науки как особого вида познава­тельной деятельности Человека. Многообразие этих типов обусловлено как внутренними возможностями и законо­мерностями развития науки, так и влиянием на нее социо­культурного контекста, органическим элементом которого наука, как и остальные подсистемы культуры, всегда яв­лялась и является. Можно выделить шесть различных культурно-исторических типов науки: 1) древняя преднаука (или пранаука) (Вавилон, Шумеры, Древний Египет); 2) античный тип науки (VII в до н. э. — III в. н. э.); 3) средне­вековая европейская наука (IV —XVI вв.); 4) классическая (XVII-XIX вв.); 5) неклассическая (начало XX — 70-е го­ды XX в.); 6) постнеклассическая (70-е годы XX в.— по наст. вр.). Каждый из этих культурно-исторических типов науки отличается от других не только своей предметной спецификой, но и идеологическими, социально-культурными и методологическими основаниями. Особенности древней пранауки: непосредственная связь с практикой, рецептурный, эмпирический, сакрально-кастовый и дог­матический характер знания. Специфические черты ан­тичного типа науки: созерцательность, установка на внут­реннюю самодостаточность, логическая независимость от практики, логическая доказательность знания, систем­ность, методологическая рефлексивность, демократизм, открытость критике. Особенности европейской средне­вековой науки: теологизм, телеологизм, герменевтика, схо­ластика, догматизм. Принципиально новые интенции и особенности естествознания складываются в эпоху Воз­рождения и Новое время (XV—XVII вв.): светский харак­тер, натурализм, объектность, экспериментально-матема­тический характер, практическая применимость, доказа­тельность. Триумфом развития классической науки становится создание механики Галилея — Ньютона, гелио­центрической космологии Коперника — Кеплера, механи­ко-математической картины мира. Гуманитарные дисцип­лины (история, педагогика, медицина, языкознание) так­же постепенно освобождаются от влияния теологии и рассматриваются как средство совершенствования чело­века и его самореализации. К XVIII в. в Европе полностью формируется новая социокультурная реальность: класси­ческая наука. Ее идеология: критический дух, объектив­ность, практическая направленность. Принципы онтоло­гии классической науки: антителеологизм, детерминизм, механицизм. Ее гносеологические основания: однозначный характер научных законов, эмпирическая проверяемость и логическая доказательность научного знания. Методо­логия классической науки: количественные методы иссле­дования, эксперимент, математическая модель объекта, де­дуктивный метод построения научных теорий, критицизм. Постепенно происходит институализация науки, создают­ся профессиональные научные сообщества со своими уставами, возникают научные и учебные заведения ново­го типа (инженерные, политехнические вузы и школы, ла­боратории, испытательные стенды, полевые исследования, академии наук, научные журналы). Во второй половине XIX в. происходит резкое усиление социальной базы на­уки, возникает «большая наука», укрепляется связь науки с производством, создается промышленный сектор науки, происходит формирование новой системы «наука —тех­ника—технология». В конце XIX — начале XX в. возника­ет кризис в основаниях классической науки, происходят научные революции в математике, физике, социальных науках, создаются и принимаются научным сообществом новые фундаментальные теории, во многом несоизмери­мые с прежними: неевклидовы геометрии, теория относи­тельности (частная и общая), квантовая механика, генети­ка, синтетическая теория эволюции, интуиционистская математика и логика, неклассические экономические, со­циальные и гуманитарные теории. Создается неклассиче­ская наука с новыми философскими основаниями. Онто­логия неклассической науки: релятивизм, вероятностный детерминизм, массовость, системность, эволюционность научных объектов. Гносеология неклассической науки: субъект-объектность научного знания, гипотетичность научных законов и теорий, частичная эмпирическая и теоретическая верифицируемость научного знания, анти­фундаментализм. Методология неклассической науки: от­сутствие универсального научного метода, плюрализм научных методов и средств, интуиция, когнитивный кон­структивизм. В середине XX в. происходит научно-техни­ческая революция, результатом которой становится созда­ние в развитых странах наукоемкой экономики, главным источником массовых инноваций в которой является на­ука. С превращением науки в решающую силу обществен­ного развития наука становится важнейшим объектом го­сударственной научной политики развитых стран. В конце XX в. начала складываться новая историческая форма на­уки — постнеклассическая (или неонеклассическая, или постмодернистская). Ее преимущественный предмет ис­следования — сверхсложные и эволюционные системы. Лидерами постнеклассической науки становятся синерге­тика, биология, экология, глобалистика, науки о человеке. Социальным основанием постнеклассической науки явля­ется необходимость экологического и гуманитарного кон­троля над научно-техническим развитием, уменьшением его негативных последствий для настоящего и будущего человечества. В настоящее время происходит формирова­ние новых философских оснований науки. Принципы онтологии постнеклассической науки: системность, нели­нейность, эволюционизм, антропологизм. Ее гносеологи­ческие основания: проблемность, коллективность научно-познавательной деятельности, контекстуальность научно­го знания, полезность, экологическая и гуманитарная направленность научной информации. Методология пост­неклассической науки: методологический плюрализм, кон­структивизм, коммуникативность, консенсуальность, эф­фективность и целесообразность научных решений. В со­временной науке и обществе происходят компьютерная, телекоммуникационная и биотехнологическая революции. Основой развития экономики все более становятся высо­кие технологии. В гуманитарных и социальных науках происходит «лингвистический поворот», начинает преоб­ладать установка, с одной стороны, на микроанализ, а с другой, — на контекстуальность рассмотрения, возмож­ный и необходимый плюрализм подходов, на «демистифи­кацию факта», на социокультурное и ценностное измере­ние гуманитарных и социальных теорий.

Будущее науки видится в сосуществовании и интегра­ции сформированных ранее исторических типов научно­сти: классического, неклассического и постнеклассического. В разных научных дисциплинах в зависимости от степени их развития и характера решаемых теоретиче­ских и практических проблем реализуется один из них как более эффективный. Глобализация науки становится од­ним из главных резервов дальнейшего поддержания вы­соких темпов развития и эффективности мировой и нацио­нальной науки.



Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.