Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из жизни великих.






Протагор из Абдеры (ок. 480- 410 до н. э.) развивал искусство спора; уделяя большое внимание словесному выражению мысли, он классифицировал времена и модальности глагола, систематизировал приемы умозаключения. В книге «О богах» Протагор отрицал возможность познания богов ввиду краткости человеческой жизни и сложности предмета. Протагор был обвинен в безбожии (хотя он утверждал лишь непознаваемость богов), и афиняне изгнали его из города (по другой версии, приговорили к смерти, Протагор бежал, но утонул при побеге). Современные исследователи обнаруживают в процессе над Протагором политические мотивы.

Софизмы, их цели и способы обнаружения классифицировал Аристотель (трактат «О софистических опровержениях»), однако он не проводил различие между софизмами и логическими парадоксами. Изучение законов и нравов различных городов и народов приводило к нравственному релятивизму - отрицанию единого для всех критерия добра и зла, отвержению существования единого морального закона. Согласно анонимным «Двояким речам»: «Болезнь есть зло для больных, для врачей же благо. Смерть есть зло для умирающих, а для продавцов вещей, нужных для похорон, и для могильщиков - благо»


№11. Академия Платона. Формирование основ теоретического знания.

Академия Платона. Основана Платоном в 388 г. до н. э.

Свое имя школа Платона получила оттого, что занятия проходили в гимнасия (рощах) в окрестностях Афин. Занятия в Академии были двух типов - общие, для широкого круга слушателей, и специальные, для узкого круга посвященных. Основная деятельность философской школы проходила в парке Академа(по имени греческого героя), доступ к которой был открыт для всех.

Рождение математики. С Академией связывается подлинное рождение математики. Большое внимание уделялось математике и, в частности, геометрии, “как науке о самых прекрасных мысленных фигурах”. При входе в платоновскую Академию были написаны слова: " Да не войдет сюда несведущий в геометрии".

Геометрия и другие математические науки имели первостепенное значение в обучении. Они выполняли и своего рода этическую функцию, так как позволяли очистить ум от чувственных представлений.

Цель Академии. Платон стремился заложить философские основы в политике, в которой он видел высшее искусство. Орудием изменения окружающего мира должны были стать его ученики - философы и ученые, люди, владеющие искусством политики. Этой цели должна была служить Академия. Это достигалось особым методом воспитания, предполагавшего высокую степень терпимости, духовный суверенитет, свободу выбора.

Воспитание в Академии. В школе Платона воспитание осуществлялось внутри сообщества, группы, тесного круга друзей, где царила возвышенная любовь. Члены Академии делились на две группы: старшие — ученые и преподаватели и младшие — ученики, потому что, по мнению Платона, настоящая философия может существовать только в условиях постоянного диалога между учителями и учениками в стенах школы.

Необходимым элементом системы преподавания в Академии была диалектика. Но под ней подразумевалась не техника спора (как это было принято во времена Платона), а духовное упражнение, предполагающее внутреннее преображение. Подлинный диалог возможен лишь тогда, когда говорящие стремятся к диалогу. Диалог учит не навязывать другому человеку свое мнение, но ставить себя на место другого и преодолевать ограниченность собственной точки зрения. Таким образом, важен был даже не столько предмет диспута, сколько сама возможность преображения человека. Другое упражнение - подготовку ко сну. Нужно вечером, отходя ко сну, всякий раз готовить себя, пробуждая разумное начало души с помощью внутренней речи и рассуждений о возвышенных предметах и предаваясь размышлениям.Другое упражнение заключается в том, чтобы в несчастьях сохранять спокойствие и не возмущаться; для этого следует призывать на помощь максимы, способные изменить нашу внутреннюю настроенность. Так, мы должны объяснять себе, что хорошая и плохая сторона этих несчастий нам неизвестны, что роптание ни к чему не приведет, что из человеческих дел ни одно не заслуживает особо серьезного к нему отношения и надо, словно при игре в кости, принимать вещи, как они есть, и поступать сообразно тому, что выпало нам на долю.

Основы теоретического знания

Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды или есть идею хлеба, расплачи­ваясь в магазинах идеями денег: идея — это смысл, сущность вещи. Идеям свойственна регулятивная и формообразующая сила; они — вечные образцы, парадигмы (от греч. paradigma— образец), по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей.

Познание идеала через рассуждение. Платон ввел в культурный обиход человечества не только понятие идеи, но и понятие идеала. Платон идеализировал познавательную деятельность человека. Познание, по Платону, менее всего должно быть адекватно познаваемому миру, главное в познании – это усмотрение перспективы движения к совершенству. Платон даже советовал для познания истины «закрыть глаза и заткнуть уши», дав простор разуму.

Отличие знания от ощущения. Объективный идеализм. Платон отличал знание от субъективного ощущения. Все чувственное «вечно течет», непрестанно изменяется и поэтому не подлежит логическому уразумению. Связь, вносимая нами в суждения об ощущениях, не есть ощущения: чтобы познавать предмет, мы должны не только ощущать, но и понимать его.

Общие понятия являются результатом особых умственных операций, «самодеятельности нашей разумной души»: они не приложимы к отдельным вещам. Общие определения в виде понятий относятся не к индивидуальным чувственным предметам, а к чему-то другому: они выражают род или вид, т.е. нечто такое, что относится к определенным множествам предметов. По Платону же получается, что нашей субъективной мысли соответствует объективная мысль, пребывающая вне нас.

Обобщение. Признаком теоретического знания является сведение одних к понятий к более общим понятиям. Ранняя греческая мысль в качестве философских категорий рассматривала стихии: землю, воду, огонь, воздух, эфир. У Платона категории приобретают вид обобщенных, отвлеченных понятий. Система из пяти основных категорий: сущее, движение, покой, тождество, различие. Так здесь вместе и категории бытия (сущее, движение) и логические категории (тождество и развитие).

Теоретическая мысль. Важно, что в теоретическом зрении внимание сосредоточивается не только на том, “каково” сущее, “чему” служит, “во что” встраивается, “к чему” подходит, а прежде всего на том, что оно такое есть. Значимым становится не “чем” оно стало или может стать под началом человека, а что оно такое в собственном начале. Усмотреть сущее из его собственного начала и значит увидеть его как “теорему”, теоретически понять.

Теоретическое мышление

Вместе с понятием существа мысли встает вопрос о том, что значит понимать, знать по существу. Мышление, иными словами, становится теоретическим, когда оно озадачивается самим собой, словно заново задумывается о самом себе. Существенным с этой точки зрения является не столько регистрация отдельных научных знаний, сколько исследование способов изобретения своеобразного искусства теоретически мыслить, отыскания, открытия или пробуждения ума. Особенность вопроса о возникновении теоретического мышления в том, что практика перестала восприниматься как источник теории, то есть теория не выводится из практики.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.