Критерии
| Исследовательский
уровень
| Оптимально-продуктивный
уровень
| Репродуктивный
уровень
|
| Образован, интеллигентен; педагога характеризует высший уровень предметной, педагогической и общечеловеческой культуры (самовоспитательная, самообразовательная потребность, готовность к духовной работе над собой), знание субкультуры студентов и т.д.
| Образован; владеет предметной и отдельными элементами педагогической культуры
| Образован; овладевает предметной культурой (знанием преподаваемой учебной дисциплины) и педагогической (этикой и тактом)
|
| Воспитывает отношение терпимости к чужим взглядам и оставляет за студентами право выбирать решение, позицию и т.д.
| Помогает разобраться в плюрализме мнений
| Стремится передать свои взгляды
|
| Наблюдается сотрудничество со студентами: деловое, научное, учебное и др.(педагог увлечен научно-профессиональной деятельностью и заботится о продуктивности в работе, создании условий для выражения потенциальных возможностей каждого студента)
| Наблюдается взаимодействие со студентами (педагог заботится об успешности обучения студентов и поддержании хороших отношений с ними)
| Наблюдается центрация на удовлетворение собственных притязаний (педагог больше занят собой)
|
| Педагога характеризует изобретательное творчество (способен создать нечто новое в науке и практической деятельности)
| Педагога характеризует рационализаторское творчество (способен привносить новшества в практическую деятельность, науку)
| Педагога характеризует адаптивное творчество (способен творчески использовать известный в науке и практике опыт)
|
| В рамках своей дисциплины ведет исследования и прогнозирует потенциальные исследовательские возможности студентов
| Знает свою дисциплину сверх вузовской программы и оптимально использует специальные знания в практической деятельности
| Знает свою дисциплину в объеме вузовской программы и репродуктивно использует специальные знания в педагогической деятельности
|
| Проявляет дидактическую компетентность, ведет поиск новых методов и форм обучения в высшей школе и модернизирует процесс обучения (осуществляет интеграцию тем, курсов; использует рейтинговую систему контроля, тестирование и т.д.)
| Дидактически осведомлен и оптимально использует инновационные методы и формы организации обучения в высшей школе
| Знакомится с дидактическими достижениями и овладел методикой преподавания в высшей школе
|
| Владеет методологией исследования и опубликовал монографию или научные работы республиканского значения
| Овладел методологией исследования и опубликовал методические рекомендации или научные работы
| Овладевает методологией исследования и опубликовал в научно-методических сборниках тезисы, статьи
|
| Ведет поиск новых методов и форм организации самостоятельной работы студентов
| Оптимально использует инновационные методы и формы организации самостоятельной работы студентов
| Овладевает методами и формами организации самостоятельной работы студентов
|
| Руководит дипломными работами студентов и диссертационными исследованиями аспирантов, научной студенческой лабораторией и др.
| Руководит курсовыми и дипломными работами студентов, научными секциями и др.
| Руководит реферативной, кружковой работой студентов и др.
|
| Управляет своим поведением в любой аудитории и добивается высокой степени коммуникативной компетентности
| Управляет своим поведением в студенческой аудитории, в публичных выступлениях и оптимально использует технологию убеждения и внушения.
| Учится управлять своим поведением в студенческой аудитории и овладевает технологией убеждения.
|
| Ярко выражены артистические способности
| Оптимально использует в своей деятельности художественные способности и индивидуальные особенности (способность перевоплощаться: выразительность речи, жеста, мимики и др.)
| Индивидуальные особенности и художественные способности слабо выражены
|
| Контрольные срезы, результаты сессии и тестирование обнаружили высокое качество знаний студентов в данной общеобразовательной области
| Контрольные срезы, результаты сессии и тестирования обнаружили удовлетворительные знания студентов в данной образовательной области
| Контрольные срезы, результаты сессии и тестирования обнаружили слабые знания студентов по данному учебному предмету
|
| Большинство студентов проявляет устойчивый познавательный интерес к учебному предмету (разрабатывают творческие проекты, выступают с научными докладами на межвузовских, российских, международных конференциях и т.д.)
| Большинство студентов проявляет повышенный интерес к учебному предмету (они пишут творческие работы, выступают с докладами на региональных конференциях и т.д.)
| У большинства студентов познавательный интерес к учебному предмету слабо выражен
|
| Педагога характеризует рейтинг мастера-изобретателя (студенты и коллеги признают его мастерство в организации учебного процесса, дар исследователя и высоко оценивают его профессиональную культуру)
| Педагога характеризует профессионально-личностный рейтинг и рейтинг рационализатора-творца (студенты и коллеги признают профессиональные способности и позитивные личностные качества)
| Педагога характеризует профессиональный рейтинг (студенты и коллеги признают его профессионализм)
|
Оценка результатов профессиональной компетентности проводится на основе поэлементного и пооперационного анализов, что позволяет планировать как процессуальные достижения, результаты в деятельности самого педагога, так и минимальные достижения, конечные результаты, учебные достижения студентов.
Для распознавания профессиональной компетентности педагогов высшей школы предлагаются следующие приоритетные приметы: 1) профессиональный рост педагога от репродуктивного уровня к оптимально-продуктивному и от него к исследовательскому; 2) творческое проявление педагога от адаптивного к рационализаторскому и от него к изобретательскому; 3) от регуляции педагога к саморегуляции; 4) способность эффективно работать как в типовых ситуациях, так и вне типовых.
Ранее существующий диагностический подход по основным видам деятельности педагога - учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и др. – страдает односторонностью и субъективностью, не учитывает творческую индивидуальность педагога. Вот почему наряду с известными способами оценивания деятельности преподавателя высшей школы предлагаем использовать вышеназванные показатели и критерии, представленные в модели. Избежать субъективность в диагностике преподавательского труда педагога высшей школы помогут также разнообразные измерительные процедуры.
Известно, что операционная процедура внефизического измерения определяется нечетко, так как объект и предмет измерения физически не заданы и нет готовой единицы измерения. Применительно к педагогическим измерениям в качестве эмпирических индикаторов выступают характериологические описания, подобранные с целью выявления уровня профессиональной компетентности в условиях высшей школы, что станет в дальнейшем предметом исследования.