Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задача 88.






В известной басне И.А.Крылова есть такие слова: «Вдруг сырный дух лису остановил: лисица видит сыр, лисицу сыр пленил!»

1. Какое из известных проявлений ВНД описал автор?

2. Назовите основные методологические принципы учения о высшей нервной деятельности.

3. В каком состоянии должно находиться животное при выработке условного рефлекса на пищевое безусловное подкрепление?

4. Назовите общие признаки условных рефлексов.

5. Назовите стадии образования условных рефлексов.

Ответ:

1. Условный рефлекс

2. Вероятностный детерминизм: условно-рефлекторная деятельность инициируется не только внешними условными раздражителями: но и внутренними процессами. Единство анализа и синтеза: в основе условнорефлекторной деятельности лежит анализ раздражителей внешней и внутренней среды с последующим их синтезом в условный рефлекс. Структурный подход – «приуроченность динамики к структуре»: тенденция связать определенные компоненты условного рефлекса с конкретными структурами мозга.

3. В состоянии голода.

4. а.сигнальность – предупреждают о безусловном рефлексе; б. для их реализации обязательно участие корковых и подкорковых отделов головного мозга; в. расширяют диапазон приспособительных реакций; г. имеют индивидуальный характер, не наследуются.

5. А.стадия генерализации: которая по своим проявлениям (электрофизиологическим и поведенческим) совпадает с проявлениями доминанты. Эта стадия обеспечивает ответ без предварительного обучения на все раздражители, похожие на подкрепляемый; Б..стадия специализации. Физиологическое значение ее состоит в обеспечении точного, дифференцированного ответа только на подкрепляемый сигнал.

 

Задача 89.

А.С.Пушкин в поэме «Полтава» пишет о Петре!: «Глаза его сияют, лик ужасен, движенья быстры, Он прекрасен, он весь как божия гроза».

1. Какие характеристики могут наиболее точно отразить этот тип ВНД?

2. На чем основана общая для человека и животных классификация типов ВНД по И.П.Павлову?

3. На чем основана частная классификация типов ВНД человека?

4. Как соотносятся между собой классификация темпераментов по Гиппократу и типов высшей нервной деятельности по И.П. Павлову?

5. Прекратить активность такого лидера может действие сверхсильного раздражителя. Как называется этот вид торможения и какие виды внешнего торможения вам известны?

Ответ:

1. Сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения.

2. на характеристиках силы, уравновешенности и подвижности торможения и возбуждения. Выделяют по силе – сильный и слабый, по уравновешенности – уравновешенный и неуравновешенный, по подвижности – подвижный и инертный.

3. На соотношении первой и второй сигнальных систем. Выделяют художественный тип, мыслительный и средний.

4. Холерик – сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения; сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип; флегматик – сильный, уравновешенный, инертный; меланхолик – слабый тип.

5. Запредельное торможение, оно имеет охранительное значение. Существуют еще гаснущий тормоз (возникающий при действии нового раздражителя) и постоянный тормоз (возникающий на повреждающие воздействия).

 

Задача 90.

На экзамене по физиологии студентка отличница получила двойку? Она заплакала.

1. Как называется ее состояние? Дайте ему определение.

2. Каковы функции эмоций?

3. Назовите основные теории, объясняющие возникновение эмоций.

4. Исходя из теории П.В.Симонова объясните почему возникают положительные или отрицательные эмоциональные состояния.

5. Какие объективные показатели эмоционального состояния можно зарегистрировать?

Ответ:

1. У студентки отрицательная эмоция. Эмоции – субъективные реакции на внешние и внутренние раздражители: на результаты собственной деятельности: проявляющиеся в виде радости, страха, гнева, печали.

2. Функции эмоций 1.оценочная.-обобщенная оценка события полезно или вредно; 2.побуждающая – запускают поведение для удовлетворения потребности; 3.подкрепляющая функция -положительная эмоция служит наградой, поощряющей деятельность, отрицательная – ведет к прекращению или избеганию; 4.компенсаторная – мобилизует физиологические и психические резервы организма при недостатке информации, необходимой для удовлетворения потребности; 5.переключающая – изменяет направленность поведения, особенно при конкуренции мотивов; 6.коммуникативная – обеспечивает неречевые формы коммуникации.

3. Наиболее известными являются биологическая теория эмоций П.К.Анохина (Э – результат рассогласования при совпадении результата деятельности с пронозируемым в акцепторе результата действия) и потребностно-информационная теория П.В.Симонова _ (Э – отражение мозгом актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения).

4. Согласно теории эмоций П.В.Симонова положительные эмоции возникают: если существующая информация превышает необходимую или имеется ситуация возрастания вероятности достижения цели. Отрицательные эмоции возникают при дефиците информации или снижении вероятности достижения цели.

5. Периферические моторные проявления Э –- запускаются от лобной коры через экстра и и пирамидную системы в форме тонических гипертонус, скованность, тремор) и фазических (жест, поза интонация голоса, мигание), компонентов двигательного сопровождения эмоций.Вегетативные проявления Э запускаются через активацию гипоталамуса и других стволовых структур и проявляются изменением ЧСС, ЧД. АД, потооотделением, выбросом определенных гормонов.

 

Задача 91.

Двое пешеходов переходят дорогу. Один остановился, когда загорелся красный свет. Другой стал перебегать дорогу и остановился на середине проезжей части только, когда увидел быстро движущийся автомобиль.

1. Какой вид рефлекторной деятельности продемонстрировал первый пешеход?

2. Как называется разновидность условного торможения, которая позволила выработать следующий условный рефлекс: «стоим на красный сигнал, идем на зеленый»?

3. Остановка одного пешехода на красный сигнал светофора- условное торможение. Какие виды торможения Вам еще известны?

4. Какой вид торможения продемонстрировал второй пешеход?

5. Какова роль внешнего торможения в процессах организации поведения?

Ответ:

1. Условный рефлекс.

2. Диффренцировочное торможение. Оно вырабатывается на раздражители: близкие по многим параметрам.

3. Безусловное (внешнее), которое подразделяют на гаснущий и постоянный тормоз и запредельное торможение.Условное (внутреннее): которое представлено угасательныим торможение, дифференцировочным тормозом, условным тормозом, запаздывающим торможением.

4. Безусловное или внешнее торможение.

5. Внешнее торможение имеет координирующую: упорядочивающую приспособительную роль в процессах организации поведения.

 

Задача 92.

Житель центрального района большого города привыкает к постоянному городскому шуму за окном и спит в этих условиях спокойно.

1. В результате какого процесса возникает способность крепко спать при сильном уличном шуме?

2. Когда в эти условия попадает его родственник из сельской местности, он долго не может уснуть. Почему?

3. Какой физиологический процесс лежит в основе привыкания?

4. Какая основная характеристика нервных процессов должна быть выражена у сельского жителя для того, чтобы он быстрее стал засыпать в условиях городского шума.

5. Что является отличительной особенностью ориентировочно-исследовательской реакции или рефлекса «Что такое»?

Ответ:

1. В результате развивающегося процесса привыкания, который лежит в основе одной из форм научения.

2. Наличие ориентировочной реакции или рефлекса «Что такое?» у родственника в незнакомой и шумной обстановке.

3. Развитие условного торможения –гаснущего тормоза. Организм перестает реагировать на незначащие раздражители, особенно при сильной потребности ко сну.

4. Подвижность нервных процессов, которая способствует быстрой смене процессов возбуждения процессом торможения в данном случае.

5. Этот рефлекс быстро угасает при повторных применениях биологически незначимых раздражителей. Причина его возникновения – реакция на «новизну».

 

Раздел 13.твет: ос: ий условный рефлекс:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.