Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обработка результатов обследования






Каждый из предлагаемых ребенку приемов и ответная его реакция обязательно фиксируются в протоколе.

Примерная схема протокола:

№ пробы № приема Обозначение приема

Перечень предъявленного материала

Ответы ребенка

Примечание:

Наблюдение за реакцией ребенка

(поиск слова; время, затраченное на подготовку ответа и др.)

Достоверно оценить данные обследования словарного запаса ребенка можно лишь путем сопоставления результатов, полученных в процессе использования

различных приемов.

При количественном анализе результатов обследования следует обратить внимание прежде всего на слова, которые ребенок называл правильно. При этом

выводится соотношение общего числа предъявленных слов и правильных ответов, что может иметь предварительное диагностическое значение. Так, если это

соотношение равно 3: 1, то уже можно сделать предварительный вывод о том, что данный ребенок не овладел лексикой в степени, соответствующей его возрасту.

Далее анализу подвергаются все названные ребенком слова, которые рассматриваются с точки зрения того, какие основные лексико-грамматические разряды используются в активной речи. Отсутствие тех или иных лексико-грамматических разрядов слов, недостаточное число глаголов в активной речи детей указывают на отставание в развитии лексико-грамматических средств языка.

Следующий этап обработки данных обследования — это анализ: какое число слов, используемых ребенком, относится к словам, имеющим конкретное значение,

и какое — к словам абстрактным, обобщенным. Например, из 35 названных ребенком существительных все 35 имеют конкретное значение, или, например, из 30

слов 27 относятся к категории конкретных, 2 — обобщающих (мебель, игрушки), 1 — абстрактное (радость).

Таким образом, на основании анализа правильно названных ребенком слов создается представление об объеме его активного словаря, т.е. о количественной

характеристике, а также о некоторых качественных сторонах словаря.

Для более полной качественной характеристики словарного состава языка детей имеет значение анализ ошибочных ответов, зафиксированных как при

предъявлении им картинок с изображением конкретных предметов, действий, качеств, так и (особенно) при выполнении проб, направленных на выяснение умения

употреблять слова в контекстной речи.

Суть многих ошибочных ответов состоит в несоответствии используемых ребенком слов изображаемому на картинках. Очень важно проанализировать, почему

название одного предмета используется им для обозначения другого и каковы основания для такого переноса, а потом сгруппировать сходные, с точки зрения

психологии, случаи.

Так, рядом исследователей (Р. Е. Левина, 1961, 1968; Н. А. Никашина, 1968; Л. Ф. Спирова, 1959, 1962) установлено, что у детей с недоразвитием речи перенос

названия одного предмета на другой может происходить на основе:

· звуковой близости слов (куст винограда - кисть винограда; клубокколобок);

· отождествления наглядной ситуации — замещения названия предмета внешне сходным (сарафанплатье);

· сходного назначения (тарелкавилка);

· ситуационной связи предметов друг с другом (клумбацветы; маркаконверт);

· обозначения вместо предмета всей ситуации или перифраз (душиз крана льется вода);

· расширения смыслового содержания (идет черепахаидет по песку);

· сужения смыслового содержания (зашивает швеязашивает платье);

· смещения лексико-грамматических признаков сходных слов (вместо приземлилсясамолет заземлился; вместо смотрелзасмотрелся на

интересный фильм) и т.д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.