Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Церковная реформа






Люди второй половины 17 века изменились, даже по сравнению с началом века. Мышление стало динамичнее, секурилизация сознания и быта. Традиционные ценности, связанные с аграрным циклом и церковью ушли на второй план. Почему? Активизировалась хозяйственная жизнь. Жизнь купца, городского ремесленника хуже соседствовала с церковным календарем. Проповеди и посты – помеха для образа жизни людей. Как и в Европе, но мягче, служба становится в тягость. Люди после Смуты стали активнее и беспокойнее. Люди не видят ничего, копают себе землю – платят налоги, не вылезая и деревни, где деревня из него и его родственников. «Идиотизм сельской жизни» (Энгельс). Человек не выходит дальше церкви. Служивый провинциальный человек лишь отчасти связан с аграрным циклом, а так службы – война, государев смотр, война, смотр, посылка, латание дыр в поместье.

И вот рядом с этим мужиком прошёл Дмитрий Иванович (Лжедмитрий), там выпивка, деньги и все прочее. Такой мужик перековывает саблю в пику и под знамёна Лжедмитрия. Ему везёт, делает карьеру – уже казак. Потом станишный атаман, переживает переворот – уже атаман войсковой. Захолустный дворянин в Тушино – думный дворянин.

Такой народ стал другим. Людей загнать в деревню сложно. Авраамий Палицин – говорил: люди собираются на площадях, и рассуждают о царствах и царях, хороший он или плохой, а ты не на него, а на себя посмотри, на себя, возьми вилы и иди чисти говно.

Люди стали отходить от веры, приходят в церковь «девкам подмигнуть». Литургии длятся по 6 часов. Люди с новым образом жизни не могут так, ритм жизни стал другим.

Знать тоже стала другой: патриаршие палаты в Кремле. Там вещи Никона, Филарета. Большая коллекция карманных часов. Понадобился астрономический час, а не церковное время. Стало много иностранцев в Москве, а вся пагуба от них, как известно. Латинская вера во всем виновата. Они продали душу дьяволу и смущают православных. Суета, одежда, картины – все это от лукавого. Иностранное – греховное. А ведь Русь – последнее царство Божие.

Но иностранцы нужны – офицеры нужны, мастера, кто выплавит руду? Возрождается немецкая слобода. Она была ликвидирована в 16 веке. По реке Яузе формируется Кокуй.

С иностранцами общались, чем больше иностранцев – тем больше общения. После Андраусовского мира – ещё хуже. Там огромные территории, люди православные, но это уже другие люди. Малороссийское православие было подозрительным. Было много обрядовых расхождений. Были разные книги (разные переводы с греческого). Была разница в иерархиях. Малороссийское духовенство образованнее, оно изощрённо в дискуссиях с униатами и католиками, знакомо с латинскими языками, получило образование в Киеве, Львове, Могилёве, Вильно. Их подозревали в ересях, те начитались латинских книг. Для фанатика – все что не укладывается в его разум – ересь. Два последствия: 1) в столичных кругах два оппозиционных идейных течений: западники, грекофилы, ревнители древнего благочестия. В различных кружках (первые интеллектуальные кружки) обсуждали пути развития России; 2) церковная реформа (до этого тоже были, главная в 50-е годы 16 века на Стоглавом соборе), которая породила раскол и движение старообрядчество.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.