Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие личности дошкольника






Развитие самосознания

Возникновение предпосылок развития самосознания в мла­денчестве и раннем детстве. Формирование представлений о собственном теле. Активность как личностное новообразова­ние первого года жизни.

Важнейшие личностные приобретения в раннем детстве: «гор­дость за собственные достижения» и самосознание.

 

Основные направления развития самосознания у дошкольни­ков. Особенности развития самооценки и самоконтроля. Осозна­ние себя во времени. Половая идентификация и осознание своей индивидуальности. Осознание своего места в системе обществен­ных отношений.

Новая внутренняя позиция как итог развития самосознания

у дошкольников.

Условия и пути развития самосознания и самооценки в раз­ном возрасте в разных видах деятельности.

Роль социального окружения в формировании самосозна­ния: общение со взрослыми, сверстниками, взаимодействие с «рукотворным» миром вещей.

Основные понятия. Самосознание, самооценка, самокон­троль, половая идентификация, образ «я», активность, новая внутренняя позиция.

Развитие воли

Предпосылки развития воли в младенчестве и раннем детст­ве. Произвольные движения как одно из первых проявлений воли. Зачатки целенаправленности. Фазы развития произволь­ных движений: предварительная ориентировка в задании, фор­мирование сенсомоторного образа. Условия развития произ­вольных движений и действий у ребенка от рождения до 3 лет, их значение для психического развития на этом возрастном этапе.

Основные направления развития воли в дошкольном возрасте.

Становление волевого действия.

Развитие целенаправленности действий, способности к целеполаганию.

Появление новых мотивов и потребностей в разном возрас­те. Изменение содержания мотивов и потребностей. Борьба и соподчинение мотивов. Соподчинение мотивов и произвольность

поведения.

Условия развития мотивов и потребностей в разном воз­расте в разных видах деятельности.

Установление отношения цели действий к их мотиву. Воле­вые усилия при выполнении действий, преодоление препятствий.

Особенности оценки ребенком полученных результатов.

Развитие волевых качеств: самостоятельности, настойчивос­ти, смелости, целеустремленности, инициативности и волевых

привычек: к регулярному труду, физической и гигиенической культуре, к сдержанности. Волевые привычки и индивидуаль­ность ребенка. Взаимосвязь развития воли с развитием познава­тельных процессов, личностных новообразований, произвольности поведения и деятельности, самосознания, самооценки, самоконтроля. Воля и совершенствование разных видов деятель­ности.

Условия волевого развития в разных видах деятельности в разных возрастных группах.

Основные понятия. Воля, волевое действие, волевое усилие, соотношение мотива и цели, волевые привычки, волевые каче­ства личности, произвольность поведения, произвольные дви­жения и действия, мотив, соподчинение мотивов, борьба моти­вов, потребность.

Эмоциональное развитие

Особенности развития эмоций и чувств в младенчестве и раннем детстве.

Общие закономерности и пути развития эмоций и чувств в онтогенезе. Развитие динамики и содержания эмоций и чувств. Развитие произвольности, разумности эмоций и чувств. Диф­ференциация, обогащение переживаний: Развитие высших чувств как обобщение эмоций, направленных на определенный объект.

Развитие положительных эмоций и их роль в психическом развитии.

Особенности развития высших чувств у дошкольников: по­знавательных, нравственных, эстетических. Роль сопережива­ния в развитии высших чувств.

Условия развития эмоций и чувств в разном возрасте. Роль общения со взрослыми - родителями, воспитателями детского сада. Роль общения со сверстниками.

Влияние условий и характера выполнения деятельности на развитие чувств. Индивидуальность ребенка и развитие чувств. Роль возрастных этапов, кризисов, появления новых интересов, потребностей в развитии эмоций и чувств.

Эмоциональное неблагополучие детей и его причины. Аф­фекты, страхи, причины, их вызывающие, и пути преодоления.

Основные понятия. Эмоции, высшие чувства, динамика и дифференциация чувств, аффект, страх, содержание чувств, эмо­циональное неблагополучие.

Нравственное развитие

ание

Нравственное развитие как усвоение знаний (формирование нравственного сознания) и освоение социально одобряемых спо­собов поведения (формирование нравственного поведения) и нрав­ственных чувств.

Развитие нравственного сознания. Знание норм морали и эмоционального отношения к ним. Постепенное усложнение знаний о нормах морали и правилах поведения. Усвоение этичес­ких эталонов. Формирование нравственных мотивов поведения.

Развитие нравственного поведения. Формирование позитив­ных нравственных качеств: доброта, честность, отзывчивость, взаимопомощь и др. Формирование нравственных привычек

поведения.

Происхождение и появление негативных личностных образований: ложь, зависть, жестокость, драчливость, неряшли­вость, жадность. Шалости и проступки детей, их причины, виды (А.А. Люблинская). Притязания на признание у сверстников.

Культура поведения как основа нравственного развития до­школьников. Культурно-гигиенические навыки: этапы формиро­вания, содержание и специфика освоения в разных возрастных группах (самостоятельность, качество, осознанность их выпол­нения). Место культурно-гигиенических навыков в психическом развитии.

Условия нравственного развития детей в разном возрасте: опыт самостоятельной и специально организованной деятель­ности, общение со взрослыми и сверстниками.

Роль художественной литературы в нравственном развитии.

Психологические основы методов и средств формирования нравственного поведения и нравственного сознания.

Основные понятия. Нравственное сознание, нравственное поведение, моральные нормы, этический эталон, негативные и позитивные личностные образования.

Развитие темперамента

Общее в проявлении темперамента в поведении и деятель­ности ребенка младенческого и раннего детства.

Особенности развития темперамента в дошкольном возрас­те. Возрастные особенности возникновения и проявления раз­личных свойств темперамента. Соотношение наследственного и приобретенного в темпераменте. Физиологические и психо­логические предпосылки изменчивости темперамента.

 

Характеристика детей разных типов темперамента и основы индивидуального подхода к ним.

Основные понятия. Темперамент, типы темперамента, сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов, тип выс­шей нервной деятельности, реактивность, ригидность; эмоцио­нальная возбудимость, динамичность, лабильность, пластич­ность, экстраверсия, интроверсия.

Развитие способностей

Предпосылки развития способностей, задатки, склонности и способности. Развитие познавательных способностей.

Развитие сенсорных способностей, в частности форм опос­редованного познания - использование сенсорных эталонов.

Развитие интеллектуальных способностей, в частности, овладение наглядным пространственным моделированием (Л.А. Венгер).

Развитие практических способностей: организаторских, конструктивно-технических.

Развитие специальных способностей: музыкальных, изобра­зительных, литературных, театрально-речевых. Взаимосвязь развития специальных способностей с развитием познаватель­ных способностей и личности.

Условия развития способностей. Взаимосвязь развития спо­собностей с развитием познавательных процессов, личности и творчества. Деятельность как основное условие развития спо­собностей. Индивидуальный подход. Одаренные дети.

Основные понятия. Способности, склонности, задатки, ода­ренность, виды способностей, творчество, саморегуляция, ак­тивность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.