Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компоненты психологической готовности к обучению в школе






Важнейшим новообразованием дошкольного возраста вы­ступает готовность к школьному обучению. Являясь итогом раз­вития ребенка на протяжении первых 7 лет жизни, она обеспе­чивает переход к позиции школьника (А.Н.Леонтьев). Степень готовности к школьному обучению - это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребенка (Д.Б. Эльконин), которая проявляется в стремлении занять новое место в обществе, вы­полнять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность.

Приступая к школьному обучению, ребенок должен быть готов не только к усвоению знаний, но и к кардинальной пере­стройке всего образа жизни.

Новая внутренняя позиция школьника возникает к 7 Годам. В широком смысле ее можно определить как систему потреб­ностей и стремлений ребенка, связанных со школой, когда при­частность к ним переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу»). Это отношение к поступлению в школу и пребыванию в ней как к естественному и необходи­мому событию в жизни, когда ребенок не мыслит себя вне шко­лы и понимает необходимость учения. Он проявляет особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий, предпочитая уроки грамоты и счета занятиям дошкольного типа (рисованию, пению и пр.). Ребенок отказывается от характер­ных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения, когда предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома, положительно относится к дисциплине, предпочитает общественно выработанной, традиционный для учебных заведений способ оценки достижений (отметки) другим видам поощрения (сладостям

подаркам).Он признает авторитет учителя (Т.А. Нежнова).

Становление внутренней позиции школьника проходит в два этапа. На первом появляется положительное отношение к школе, но ориентация на содержательные моменты школьно-учеб­ной деятельности отсутствует. Ребенок выделяет лишь внеш­нюю, формальную сторону, он хочет пойти в школу, но при этом сохранить дошкольный образ жизни. А на следующем этапе возникает ориентация на социальные, хотя и не собственно учеб­ные аспекты деятельности. Полностью сформированная пози­ция школьника включает сочетание ориентации и на социальные, и на собственно учебные моменты школьной жизни хотя такого уровня достигают лишь немногие дети к 7 годам.

Таким образом, внутренняя позиция школьника - это субъ­ективное отражение объективной системы отношений ребенка с миром взрослых. Эти отношения характеризуют социальную ситуацию развития с ее внешней стороны. Внутренняя позиция представляет собой центральное психологическое новообразование кризиса 7 лет.

В школе ребенок переходит к систематическому усвоению основ наук, научных понятий. Поэтому важный компонент го­товности связан с развитием познавательной сферы ребенка. Подчеркнем, что знания сами по себе не выступают показате­лями готовности к обучению в школе. Значительно более важ­ным является уровень развития познавательных процессов и познавательного отношения к окружающему. На какие же мо­менты следует обратить внимание? Прежде всего на способность ребенка к замещению, в частности к наглядно-пространствен­ному моделированию (Л.А.Венгер). Замещение - это начало
пути, который приводит к усвоению и использованию всего богатства человеческой культуры, закрепленной в системе зна­ков: устной и письменной речи, математических символах нот­ных записях и пр. Умение использовать образные заместители перестраивает психические процессы дошкольника, позволяя
ему в умственном плане строить представления о предметах явлениях и применять их при решении разнообразных умствен­ных задач.

В отличие от дошкольника, школьник стоит перед необходи­мостью приобретать систему знаний по определенной программе, составленной в соответствии с требованиями самой науки, а не следовать только своим интересам, желаниям и потребностям. Чтобы воспринять и запомнить учебный материал, ребе­нок должен поставить цель и подчинить ей свою деятельность (Л.И.Божович).

Следовательно, к концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы элементы произвольной памяти и умение наблюдать, умение произвольно воображать и управ­лять собственной речевой деятельностью.

Школьное обучение носит предметный характер. Поэтому к 7 годам ребенок должен уметь различать разные аспекты дей­ствительности, видеть в предмете стороны, которые составля­ют содержание отдельного предмета науки. Это различение воз­можно в том случае, если у ребенка развито умение дифферен­цирование воспринимать объекты действительности, не толь­ко видеть их внешние признаки, но и понимать внутреннюю сущ­ность; устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы, обобщать, анализировать и сравнивать. Цель школьного обучения состоит в усвоении знаний. Поэ­тому успешность учебной деятельности обеспечивается также ярко выраженными познавательными интересами, привлека­тельностью для ребенка умственного труда.

В личностной сфере для школьного обучения наиболее зна­чимы произвольность поведения, соподчинение мотивов, сформированность элементов волевого действия и волевых качеств. Произвольность поведения проявляется в разных областях, в частности в умении выполнять указания взрослого и действо­вать по правилам школьной жизни (например, следить за сво­им поведением на уроке и перемене, не шуметь, не отвлекаться, не мешать другим и пр.). За выполнением правил и их осозна­нием лежит система отношений между ребенком и взрослым. Произвольность поведения как раз и связана с превращением правил поведения во внутреннюю психологическую инстанцию (А.Н.Леонтьев), когда они выполняются без контроля взросло­го. Кроме того, ребенок должен уметь ставить и достигать цель, преодолевая некоторые препятствия, проявляя дисциплиниро­ванность, организованность, инициативность, решительность, настойчивость, самостоятельность.

В сфере деятельности и общения к главным составляющим готовности к школьному обучению относятся формирование предпосылок учебной деятельности, когда ребенок принимает учебную задачу, понимает ее условность и условность правил, по которым она решается; регулирует собственную деятельность 5 на основе самоконтроля и самооценки; осознает способы выполнения задания и проявляет умение учиться у взрослого.

Учебная задача отличается от практической, житейской результатом. При решении учебной задачи ребенок приходит к иному результату - изменениям в самом себе. А объектом учеб­ной задачи выступает способ действия (Д.Б.Эльконин). Поэто­му и решение ее направлено на освоение способов действий. Следовательно, чтобы успешно учиться, ребенок должен пони­мать условный смысл учебной задачи, осознавать, что задание выполняется не для того, чтобы получить практический резуль­тат, а чему-то научиться. Рассматривать материал задачи ребе­нок должен не как описание житейской ситуации, а как средст­во научиться общему способу решения задач вообще.

Как тут не вспомнить всем известного Буратино, который, выслушав задачу о том, что у него в кармане было два яблока, а некто взял у него одно, на вопрос: «Сколько осталось яблок?» ответил следующим образом: «Два. Я не отдам же некту ябло­ки, хоть он дерись!» Налицо непонимание условности учебного задания и подмена содержания задачи обыденной ситуацией.

Для того чтобы научиться решать учебные задачи, ребенок должен обращать внимание на способы выполнения действий. Он должен понимать, что приобретает знания для использова­ния в будущей деятельности, «впрок».

Умение учиться у взрослого определяется внеситуативно-личностным, контекстным общением (Е.Е.Кравцова). Причем ребенок понимает позицию взрослого как учителя и условность его требований. Только такое отношение ко взрослому помо­гает ребенку принять и успешно решить учебную задачу.

Эффективность обучения ребенка-дошкольника зависит от формы его общения со взрослым. В ситуативно-деловой форме общения взрослый выступает как партнер по игре в любой, даже учебной ситуации. Поэтому дети не могут сосредоточиться на словах взрослого, принять и удержать его задачу. Дети легко отвлекаются, переключаются на посторонние задачи и почти не реагируют на замечания взрослого.

При внеситуативно-познавательной форме общения у ребен­ка обострена потребность в признании и уважении взрослого, которая при обучении проявляется в повышенной чувствитель­ности к замечаниям. Детей привлекают только те задачи, которые получаются легко и вызывают одобрение взрослого. На порицание взрослого дети реагируют аффектами, обидами и отказом от деятельности.

При внеситуативно-личностном общении ярко проявляет­ся внимание ко взрослому, умение слушать и понимать его сло­ва. Дошкольники, хорошо владея вербальными средствами, сосредоточиваются на задаче, длительно удерживают ее, не пере­ключаясь на посторонние предметы и действия, следуют ин­струкции. К поощрениям и порицаниям взрослого относятся адекватно. Порицания побуждают их изменить решение, искать более правильный способ решения задачи. Поощрения прида­ют уверенность.

Предпосылки учебной деятельности, по данным А.П.Усо­вой, возникают только при специально организованном обуче­нии, иначе у детей наблюдается своеобразная «необучаемость», когда они не могут выполнить инструкцию взрослого, прокон­тролировать и оценить свою деятельность.

Укажем центральные компоненты, которые составляют пси­хологическую готовность к обучению в школе:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.