Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту






На протяжении первых семи лет жизни ребенок проделал огромный путь развития. Из беспомощного существа, полнос­тью зависящего от взрослого, не умеющего даже говорить и самостоятельно есть, он превратился в подлинного субъекта деятельности, обладающего чувством собственного достоин­ства, переживающего богатый спектр эмоциональных процес­сов от восторга до вины и стыда, сознательно выполняющего нравственные нормы и правила поведения в обществе. Ребенок освоил мир предметов. Перед ним «открылись» социальные вза­имоотношения, смыслы и цели деятельности взрослых в про­цессе моделирования социальной действительности в разных видах деятельности. К 6 годам у ребенка впервые появились представления о себе как о члене общества, осознание своей ин­дивидуальной значимости, собственных индивидуальных ка­честв» переживаний и некоторых психических процессов. Дан­ные преобразования в психике ребенка приводят к смене глав­ных противоречий психического развития. На первое место вы­двигается несоответствие между старым «дошкольным» обра­зом жизни и новыми возможностями детей, уже опередившими его. К 7 годам меняется социальная ситуация развития, харак­теризующая переход к младшему школьному возрасту.

Ребенок стремится к более важной, значимой с точки зре­ния общества, социально одобряемой и оцениваемой деятель­ности (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин). Специфи­чески «дошкольные» виды деятельности теряют для него свою привлекательность. Ребенок осознает себя дошкольником и хо­чет стать школьником.

Поступление в школу знаменует начало качественно ново­го этапа в жизни ребенка: меняется его отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Школа опреде­ляет переход к новому образу жизни, положению в обществе, условиям деятельности и общения.

В окружение ребенка входит новый взрослый - учитель. Воспитатель выполнял материнские функции, обеспечивая все процессы жизнедеятельности воспитанников. Отношения с ним были непосредственные, доверительные и интимные. Дошколь­нику прощались шалости и капризы. Взрослые, даже если и сер­дились, то скоро забывали об этом, стоило малышу сказать: «Я больше не буду». Оценивая деятельность дошкольника, взрос­лые чаще обращали внимание на положительные стороны. А если что-то у него не получалось, то поощряли за старание. С воспитателем можно было спорить, доказывать свою право­ту, настаивать на своем мнении, нередко апеллируя к мнению родителей: «А мне мама сказала!»

Учитель в деятельности ребенка занимает иное место. Это, прежде всего, социальное лицо, представитель общества, кото­рому оно доверило давать ребенку знания и оценивать успехи в учебе. Поэтому учитель является максимально авторитетным для ребенка человеком. Школьник принимает его точку зрения и нередко заявляет сверстникам и родителям: «А нам учитель­ница в школе сказала...»

Кроме того, оценка, которую дает в школе учитель, не вы­ражает его субъективное личное отношение, а показывает объ­ективную меру значимости знаний ученика и выполнения им учебных заданий.

Изменения взаимоотношений со сверстниками связаны с коллективным характером обучения. Это уже не игровые и не чисто дружеские отношения, а учебные, основанные на общей ответственности. Отметка и успех в учебе становятся главным критерием в оценке сверстниками друг друга и определяют по­ложение ребенка в классе.

В детском саду обучение чаще всего ведется в игровой фор­ме. Например, в гости к детям «приходит» зайка и просит нари­совать ему домик, «появляется» Незнайка и загадывает загад­ки. Дошкольник имеет возможность действовать под влиянием собственных интересов и склонностей, выбирая особо привле­кательный вид деятельности. В школе учебная деятельность обязательна для всех детей, она подчиняется строгому регламенту, жестким правилам, которые ребенок обязательно дол­жен соблюдать.

В связи с переходом в школу меняется и отношение взрос­лых к ребенку. Ему предоставляется большая, чем дошкольни­ку, самостоятельность: он должен сам распределять время, сле­дить за выполнением режима дня, не забывать о своих обязан­ностях, вовремя и качественно делать домашние задания.

Таким образом, учение является новой, серьезной, обществен­но значимой деятельностью, олицетворяя собой серьезный, соци­ально важный и, следовательно, более взрослый образ жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.