Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками






Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирова­ние свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у сангвиника - распыленнос­ти, разбросанности интересов; у холерика - несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; у флегматика - безы­нициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; у ме­ланхолика - застенчивости, замкнутости, неуверенности, обид­чивости.

Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать по­явления отрицательных черт у дошкольников.

У сангвиника следует формировать устойчивые привязаннос­ти и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выпол­нения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отно­шение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.

Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигатель­ной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим сис­тематический контроль за поведением и деятельностью, соблю­дением правил, качеством и полнотой выполнения заданий и требований взрослого. Надо учить холерика считаться с други­ми, не задевать их самолюбие.

Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких де­тей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уве­ренность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать ак­тивность и смелость.

В воспитании детей всех типов темперамента важное значе­ние имеет следование постоянному четкому режиму дня. Оно облегчает выполнение действий и заданий, способствует выра­ботке положительных привычек поведения.

В особой заботе воспитателя нуждаются две группы детей -медлительные и сверхподвижные. Первые характеризуются тем, что очень долго выполняют режимные процессы, задерживая остальных; с неохотой берутся за новое дело, с трудом включа­ются в подвижные игры и физические упражнения, да и то по­стоянно нарушают правила, неверно реагируют или слишком сконцентрированны, поэтому не слышат указаний, нередко рас­сеянны. Эти дети нуждаются в постоянной тренировке, без ко­торой подвижность нервных процессов может быть снижена. Тренировка процесса торможения протекает по таким прави­лам (М.М.Кольцова):

- вхождение в работу требует запаса времени, спешка тор­мозит инертного ребенка;

- в требованиях и указаниях используется только спокой­ный, ровный тон, ведь медлительность - свойство темперамента, поэтому малыш действует не назло, а просто иначе не может;

-любая нагрузка дается на положительном эмоциональном фоне, включает элемент игры.

Повышенная активность сверхподвижных детей определя­ется протеканием нервных процессов. Но от воспитания зави­сит, в какое русло она будет направлена и в какой степени про­явится: как дезорганизующая или способствующая успешному развитию личности.

Возможны два варианта воспитания такого ребенка (Е. Агаева). Первый предполагает, что малыша одергивают, нака­зывают за непоседливость, специально дают задания, требую­щие чрезмерной усидчивости: «Пусть привыкает». Но объек­тивно ребенок выполнить их не может и, выражая протест, на­меренно игнорирует указания взрослых, всевозможными способами стремится избежать выполнения их требований. Его нервная система перевозбуждается. А в результате еще больше повышается двигательная активность.

Второй вариант предполагает ровное и спокойное общение педагога с детьми. Взрослые сводят количество запретов до минимума, но требуют их неукоснительного выполнения, по­ручения дают кратковременные, постепенно удлиняя их, запол­няют время ребенка самыми разнообразными делами. При та­ких условиях усидчивость, а значит, и качество работы повы­шается. Взрослые предлагают малышу такие виды деятельнос­ти, в которых находит применение его подвижность и живость, спортивные игры, упражнения, но в то же время регулируют нагрузку, чтобы избежать переутомления. Несомненно, второй вариант воспитания сверхподвижных детей очень трудоемкий. Но лишь при его использовании достигаются положительные результаты.

При работе с дошкольниками необходимо учитывать свой­ства их темперамента и возрастные особенности. Рассмотрим ее варианты, выделенные Т.Чирковой.

Следует обеспечить условия, необходимые для нормально­го развития ребенка. Если он болезненно реагирует на шум, со­здается фон тишины. Если не переносит смены обстановки, то ее избегают. Такую тактику целесообразно использовать на ранних этапах онтогенеза, особенно в младенческом возрасте. Заметим, что подобная тактика может привести к снижению приспособляемости психики, организма к условиям среды, поэ­тому она требует дополнения другими вариантами.

Второй вариант тактики взрослого предполагает формиро­вание у ребенка черт характера, нивелирующих негативные осо­бенности свойств темперамента. Черты характера проявляют­ся тогда, когда варьируются условия жизни и деятельности ре­бенка в результате выработки у него навыков и привычек. Ос­новное требование при использовании этого варианта - посте­пенность, последовательность, дозировка в ускорении или за­медлении темпа деятельности. Например, меланхолик в ответ на постоянные требования выполнить действие быстрее начи­нает делать его еще медленнее или вообще прекращает его. Де­тям следует показать, что медлительность или, наоборот, ускоренность действий не является недостатком, главное в работе -это качество результатов. Стремление педагога к быстрому ус­пеху своих воспитательных действий может привести к укреп­лению отрицательных особенностей темперамента, нарушению доверительности в отношениях с ребенком. Описанная тактика «маскирует» свойства темперамента в привычных ситуациях. В иных условиях его свойства проявляются в «чистом виде».

Третий вариант в работе воспитателя предполагает усиле­ние положительных и ослабление отрицательных сторон в по­ведении ребенка. Воспитателю следует помнить, что нет пло­хих или хороших свойств темперамента. Например, для мелан­холика характерен повышенный уровень тревожности, который связан с высокой чувствительностью к разным раздражителям. Последняя обусловливает излишнюю впечатлительность и ра­нимость. Такие дети долго и серьезно переживают неудачи, что может приводить к неуверенности. Но в то же время уровень тревожности значим в жизни. Особое место он занимает в струк­туре эмоциональности. Тревожность может стимулировать ак­тивность и саморегуляцию деятельности, а ее отсутствие зани­жает эффективность работы. От тревожности нельзя избавить­ся. Робость, неуверенность, эмоциональная скованность успеш­но преодолеваются при формировании навыков деятельности и стимулировании переживаний успеха.

В работе с детьми разного темперамента воспитатель мо­жет использовать своеобразный способ учета темперамента, когда воздействие на какое-либо свойство осуществляется в зна­комых и привлекательных для ребенка видах деятельности. Например, влияние на свойства темперамента в учебной дея­тельности у детей в период адаптации к школе не приносит ус­пеха. Наиболее эффективно оно в общении ребенка со сверст­никами.

В ряде случаев эффективной бывает тактика построения воспитательно-образовательного процесса на основе своеобра­зия индивидуального стиля деятельности. Рассмотрим эту так­тику на примере познания. Здесь индивидуальный стиль дея­тельности выражается в отношении ориентировочной и испол­нительской ее частей. Одни дети сразу приступают к выполне­нию задания, а другие долго его обдумывают. У одних дейст­вия стереотипны, у других разнообразны. Для одних характер­на аритмия, для других - размеренность. Такой ребенок затруд­няется сразу воспроизвести усвоенный материал, а делает это успешно спустя 20-60 минут. Поэтому педагог может ошибоч­но предположить, что материал не усвоен. Но если не дать ре­бенку возможность восстановить материал спустя некоторое время, то он забывается.

Для взрослого очень важно учитывать индивидуально-ти­пологические особенности саморегуляции деятельности и по­ведения детей. Свойства темперамента, присущие ребенку, вли­яют на отбор малышом соответствующих раздражителей. Одни ребята стремятся к новым впечатлениям, усиливают стимуля­цию, другие избегают ее. Так, одни дети любят озвученные иг­рушки, другие отказываются от них. Одни с удовольствием включаются в подвижные игры, другие предпочитают спокой­ные, настольно-печатные. Задача воспитателя увидеть перво­начальный уровень саморегуляции ребенка, вычленить ее по­ложительные стороны, поощряя их проявления, усложняя деятельность, способствовать осознанию ребенком этих положи­тельных сторон, то есть формировать у него произвольную само­регуляцию. Она позволит малышу самому преодолевать недо­статки и усиливать положительные стороны свойств своего темперамента.

Подчеркнем, что главный принцип учета индивидуально-типологических особенностей состоит в переходе от «приспо­собления» к ним к тактике формирования саморегуляции, само­управления динамикой поведения и деятельности.

Литература

Горбачева В. А. Опыт изучения индивидуально-типологичес­ких особенностей детей трехлетнего возраста/Известия АПН РСФСР. - 1954. - Вып. 52. - С. 6-39.

Кагалъняк А.О. О связи характера и темперамента/Дошкольное воспитание. - 1974. - № 8. - С. 60-64.

Слободская Е.Р. Темперамент в раннем возрасте: родитель­ские оценки поведения детей//Вопросы психологии. - 1955. -№6.-С. 104-112.

Умапский Л. И. Некоторые типологические различия в иг­ровых действиях детей//Доклады АПН РСФСР. -1961. - № 3. -С. 61-64.

Файпберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер//Дошкольное воспитание. - 1965. - № 2. - С. 57-62.

Чиркова Т Учет индивидуально-психологических особеннос­тей детей//Дошкольное воспитание. - 1986. - № 5. - С. 38-42.

Чудновский В.Э. О.специфике типологических особенностей у детей дошкольного возраста/Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. - М., 1967. - T.V. - С. 58-73.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.