Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие самосознания в раннем детстве






Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделе­нием себя от своих действий, с осознанием своих желаний. От­ношение преддошкольника к миру предметов существенно ме­няется. Это изменение определяется тем, что овладение общест­венно-выработанными способами употребления предметов фор­мирует у ребенка предметное отношение к действительности (Д.Б.Эльконин). Теперь малыш не просто манипулирует предме­тами, а действует с ними в соответствии с их назначением, функ­цией. Освоение функций предметов, в свою очередь, приводит к отделению действия от предмета, за которым оно было первона­чально жестко закреплено. Малыш выполняет предметное дейст­вие в новых условиях и переносит его на другие предметы. Так, он начинает кормить куклу не только своей ложкой, но и любой другой, а затем и палочкой. Он кормит не только свою куклу, но и все другие куклы, мишку, кошку.

Взаимоотношения взрослого с ребенком усложняются. Про­должая относиться к малышу заботливо и нежно, взрослый дей­ствует совместно с ребенком, оценивает его достижения в об­ласти действий с предметами. У преддошкольника возникает новое отношение к взрослому. Он сравнивает свой результат с результатом другого человека. Носителем образца выступает взрослый. Теперь малыш относится к взрослому как к образцу для подражания.

Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколь­ко успешно протекает его деятельность. Достиг результата -значит хороший. Не достиг - значит плохой. Поэтому дети в раннем возрасте так бурно переживают свои неудачи. Под вли­янием оценки взрослого ребенок начинает осознавать критерии успешности или неуспешности своей деятельности. Дифферен­цируется общее положительное отношение к малышу («Ты хо­роший, я тебя люблю») и отношение, опосредованное результа­том деятельности («Молодец, сегодня ты быстро оделся»). Ре­бенок же оценивает себя положительно и недифференцирован­но: «Я хороший».

Отделение себя от своих действий связано с усложнением видов деятельности, которые выполняет ребенок. Он впервые «открывает» материальную проекцию своего «я» в достигну­том результате - нарисовал, вылепил, построил, причесался, оделся. Он понимает, что действия совершает именно он, и это приводит к изменениям в предметах. Каждый результат деятель­ности становится для ребенка утверждением своего «я», для него очень важно, чтобы его достижения кто-либо увидел и оценил. Таким ценителем выступает взрослый. Одобрение и похвала взрослого рождают у малыша чувство гордости, собственного достоинства. Отсутствие таковых ведет к переживанию огорче­ний, стыда. Предметный мир становится не только сферой по­знания, но и сферой саморегуляции, утверждения своего «я», сферой достижений. Ребенок, действуя с предметами, пробует свои силы.

Освоение способов употребления предметов приводит к тому, что в возрасте около 2 лет у ребенка начинает развивать­ся подлинная самостоятельность, показателями которой явля­ются «личные желания» малыша (Т.С.Гуськова). Младенец мог ставить элементарные цели и стремился их достичь. Например, искал спрятанную игрушку. В раннем детстве ребенок может ставить цель, достижение которой приводит к получению со­циально значимого результата, социально ожидаемого эффек­та в действии с предметом. Так, малыш настаивает на самосто­ятельности в приеме пищи, стремясь сам действовать ложкой. Подчеркнем, что в начале 3-го года жизни возникает лишь на­мерение, когда ребенок ставит перед собой задачу, а исполне­ние ее в решающей степени зависит от взрослого. Он помогает ребенку удержать цель, выполнить действие, контролирует и оценивает его деятельность.

Не добившись результата, ребенок бурно переживает неуда­чу. Нередко он не доводит дело до конца под влиянием посто­ронних раздражителей. Поэтому самостоятельность в этом воз­расте существует только на уровне целеполагания. На 3-м году жизни способность ребенка удерживать в памяти поставленную цель вырастает, что позволяет ему определенным образом ор­ганизовать свои действия для ее достижения.

Важные изменения в сфере самостоятельности происходят к трем годам. Под влиянием делового сотрудничества со взрос­лым у ребенка формируется целеустремленность, способность с помощью старших соотносить полученный результат с исход­ным намерением, сравнить то, что получил, с тем, что хотел получить. Еще один важный компонент самостоятельности - самооценка, в основе которой лежит умение соотносить пред­полагаемый и реальный результат, - формируется за предела­ми раннего возраста.

В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка. Уже в 6 мес. младенец реагирует на свое и чужое имя по-разному. В раннем детстве имя для ребенка является показателем его индивидуальности, отличает от другого чело­века. В то же время имя выступает средством идентификации с другими людьми, подчеркивая принадлежность малыша к полу, семье, национальности. Обращение к ребенку по имени прида­ет личную адресованность воздействиям взрослого, употребление его ласковых форм демонстрирует малышу положительное отношение к нему.

В раннем возрасте изменяются отношения ребенка к людям, предметам, самому себе. В ряде случаев поступки детей не свя­заны ни с ситуативным мгновенным желанием, ни с конкрет­ной ситуацией, их мотивом является стремление ребенка к само­стоятельности, проявлению его личности. Малыш стремится быть большим, немедленно выполнять все действия, присущие взрослому. Возникает личное действие и сознание «Я сам». Лич­ное действие - это такое действие, к которому ребенок относит­ся как к своему, им самим производимому: «Я буду рисовать. Я буду гулять. Я буду умываться».

Если взрослый не перестроит свое отношение к ребенку, не организует деловое сотрудничество, если он демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное поведение, характер­ное для кризиса 3 лет. Его симптомы описал Л.С.Выготский и назвал кризисом отношений. К ним относятся:

- негативизм - такие проявления в поведении ребенка, ког­да он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это пред­ложил кто-то из взрослых, т.е. реакция не на содержание дейст­вия, а на само предложение взрослых;

- упрямство - это реакция ребенка, когда он настаивает на своем требовании не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал;

- строптивость - реакция ребенка, направленная против установленных для него норм воспитания, против образа жизни;

-своеволие, или своенравие, заключается в тенденции ребен­ка к самостоятельности, когда он все хочет сделать сам;

-протест- бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер;

-симптом обесценивания взрослого, его дискредитация;

- стремление к деспотизму - желание проявлять деспоти­ческую власть по отношению к окружающим;

-ревность по отношению к младшим и старшим, если в се­мье еще есть дети;

- реакции невротического или психопатического характера (страхи, неспокойный сон, ночной энурез, резкие затруднения в речи и т.д.).

Особенности развития самосознания в раннем возрасте:

- ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий;

- постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности;

- возникает гордость за собственные достижения - личност­ное новообразование раннего детства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.