Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Руководство развитием мышления






Главным условием развития мышления у ребенка является позиция взрослого, имеющая в каждый возрастной период свою специфику.

В младенчестве мышление развивается при манипулирова­нии предметами в процессе ситуативно-делового общения со взрослым. Он же, стимулируя активность малыша, дает ему пред­меты, показывает способы действия с ними и тем самым помогает ребенку «открыть» в предметах некоторые внутренние свойства. Взрослый, подчеркивая инициативные действия младенца, за­крепляя их с помощью оценки, развивает у малыша элементар­ную любознательность и стремление к познанию объектов, а так­же способствует превращению разнообразных действий с пред­метами в способы познания.

В раннем детстве развитие мышления ребенка неразрывно связано с восприятием и протекает в предметно- манипулятивной деятельности, как и у младенца. Оно включено в освоение способов употребления орудий и соотносящих действий, кото­рые происходят на основе подражания взрослому. Взрослый учит ребенка не только употреблять предметы правильно, в со­ответствии с культурно-фиксированными функциями, но и вы­делять, закреплять в речи результат действия. Взрослый фор­мулирует вопрос еще задолго до того, как слово самого ребен­ка начнет включаться в мыслительный процесс. Именно речь взрослого руководит мышлением ребенка в раннем детстве, придает ему обобщенность, целенаправленность, проблемность, некоторую организованность, планируемость и критичность. Развитие и организация восприятия ребенка приводит к фор­мированию у него первых мыслительных операций - различе­ния и сравнения. Необходимо предоставить малышу известную самостоятельность, чтобы он мог активно действовать с объек­тами. Взрослый учит ребенка видеть и формулировать в речи проблему - ставить вопрос, а также отражать в ней результаты познания, хотя малыш решает еще не собственно интеллекту­альные, а лишь практические задачи.

В дошкольном возрасте в контексте внеситуативно - позна­вательного общения со взрослым возникает особого рода «тео­ретическая» деятельность. Появляются многочисленные детские вопросы, касающиеся разнообразных сфер действительности. Отношение взрослого к детским вопросам и определяет во многом дальнейшее развитие мышления. Отвечая на них, необ­ходимо предоставить ребенку возможность с помощью взрос­лого, сверстников или самостоятельно найти требуемый ответ, а не торопиться давать знания в готовом виде. Главное - на­учить дошкольника думать, рассуждать{ предпринимать попыт­ки разрешить возникший вопрос. Такая позиция взрослого фор­мирует самостоятельность мышления, пытливость ума. Достоверность, определенность и немногословность ответов, но в то же время их исчерпывающий характер, подтвержденный при­мерами и наблюдениями, способствует дальнейшему развитию любознательности у дошкольников.

Равнодушное отношение к вопросам снижает познаватель­ную активность дошкольника. Следует не только внимательно, уважительно и тактично относиться к детским вопросам, но и побуждать ребят спрашивать.

Необходимо научить ребенка сравнивать, обобщать, ана­лизировать, организуя наблюдения, экспериментирование, оз­накомление с художественной литературой. Когда дошкольни­ка побуждают подробно, развернуто объяснять явления и про­цессы в природе, социальной жизни, то рассуждение превраща­ется в способ познания и решения интеллектуальных задач. И тут взрослому важно проявить терпимость и понимание необыч­ных объяснений, которые дает дошкольник, всячески поддер­живая его стремление проникнуть в сущность предметов и яв­лений, установить причинно-следственные связи, узнать скры­тые свойства. Подчеркнем, что развитие связной речи у ребен­ка способствует развитию его мышления, придавая ему обоб­щенный и осознанный характер. Если не научить ребенка уста­навливать взаимосвязи! то он долго будет находиться на уров­не чувственно воспринимаемых фактов.

Не только овладение способами мышления, но и усвоение системы знаний позволяет дошкольнику более эффективно ре­шать интеллектуальные проблемы. Принципы отбора таких знаний и их содержание подробно изучены в дошкольной педа­гогике. Подчеркнем лишь то, что усвоение следует рассматри­вать не как самоцель, а как средство развития мышления. Ме­ханическое запоминание разнообразной информации, отрывоч­ной и хаотичной, копирование взрослых рассуждений ничего не дает для развития мышления дошкольника. В.А.Сухомлинский писал: «...Не обрушивайте на ребенка лавину знаний... -под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и лю­бознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружаю­щем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

 

Литература

Агаева Е. Формирование элементов логического мышления (старший дошкольный возраст)//Дошкольное воспитание. -1982.-№1.-С. 38-41.

Ветер Л., Мухина В. развитие мышления дошкольника//Дошкольное воспитание. - 1974. - № 7. - С. 30-37.

Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мыш­ления в дошкольном возрасте//Вопросы психологии. - 1987. -№4.-С. 135-139.

Глуховеря Н. Познавательная деятельность детей, ее особенности//Дошкольное воспитание. - 1976. - № 11. - С. 28-33.

Годовикова Д. Б. Формирование познавательной активности//Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С. 28-32.

Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста//Вопросы психологии ребенка дошколь­ного возраста/Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 1953.-С. 91-101.

Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем детстве. - М., 1978.

Поддъяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников//Возрастная и педагогическая психология. - М., 1982. -С. 128-132.

Развитие мышления и умственное внимание дошкольни­ка /Под ред. Н.Н.Поддъякова, А.Ф.Говорковой. - М., 1985






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.