Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие воображения в раннем детстве






Предпосылками воображения выступают представления, которые появляется на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнает изображенное на картинке. Он переживает бурные положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Но дело в том, что рисунок никогда не бывает точной копией зафиксированного в прошлом опыте предмета. Он отражает действительность обобщенно, выделяя самое существенное в реальном объекте и выступая его знаком. Воспринять изобразительный знак помога­ет воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответству­ет имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании малыш не создает ничего нового. Поэтому воображение высту­пает как пассивный процесс. Становление механизма представ­ления, воссоздания образов, а также умения слушать и откли­каться на содержание сообщения происходит через развитие по­нимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений (Н.Н.Палагина, Л.Павлова). Показателями того, что ребенок представляет передаваемые в речи события, являют­ся реакция сосредоточения и адекватные эмоции. О зарождении механизма представления событий рассказа говорит тот факт, что малыш на втором году жизни действенно сопереживает им. Он повторяет действия персонажей по ходу слушания: бьет кулачком по столу, деланно хнычет и пр., то есть у ребенка появляется представление через действие.

На третьем году жизни в действиях малыша наблюдается от­сроченное подражание увиденному, что говорит о наличии до­статочно сложного представления, об умении действовать на ос­нове сформированного образа.

О первых проявлениях воображения в 2, 5-3 года свидетель­ствует умение ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры, возникающие на втором году жизни, еще не заключают в себе элементов воображения. Если ребенок «ест» пустой ложкой, то производимое им действие определяется конкретной ситуацией, в которую он включен в данный момент. Он осваивает функ­цию предмета, действие с ним и повторяет его. Малыш следует логике предмета: раз есть ложка, то ею надо есть, и не важно, наполнена она или нет. Нередко на первый взгляд кажется, что ребенок использует один предмет заместителем другого. Так, малыш подносит ложку к подушке, кубику, игрушечной кош­ке. Здесь действие определяется ложкой, с которой связано кор­мление, а не игровым «кормлением» предметов. Зачатки вооб­ражаемой ситуации возникают, когда действие с предметами дополняется их переименованием.

Одной из причин возникновения воображения является пси­хологическая дистанция между ребенком и взрослым, ребенком и объектом его желаний. В игре малыш действует в условной воображаемой ситуации, но как взрослый, поскольку не может ре­ально подражать всем привлекательным действиям старших (Г.Д.Кириллова). В игре он отражает действия взрослых, но обоб­щенно и условно, передавая лишь их смысл, внешний рисунок. Так, ребенок не совершает всех операций, связанных с приготов­лением пищи, а только ставит кастрюльку на плиту, помешивает ложкой и тут же начинает кормить куклу. Но смысл действия ос­тается реальным - приготовить еду и накормить. Поэтому рас­хождение между реальным смыслом действия и условной техни­кой его выполнения делает необходимой и порождает воображае­мую ситуацию. Ведь само действие выполняется «как будто», «понарошку». Ребенок действует с одним предметом, а представ­ляет на его месте другой.

Мотив игрового действия лежит не в получении реального продукта, результата, следовательно, игровое действие надо рассматривать как воображаемую реализацию нереализован­ных желаний.

Развитие начальных форм воображения у ребенка раннего возраста связано с обобщенностью игровых действий и игро­вых предметов (Е.В.Зворыгина), а также с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения. По данным Н.Л.Галигузовой, малыш не сразу откликается на замещения, которые предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками. Он, подражая взрослому, может использовать те же, что и взрослый, предметы-заместители, но замещения оста­ются очень неустойчивыми, некритичными и мало осознанны­ми. Перелом наступает тогда, когда малыш отказывается ис­пользовать любое замещение, предлагаемое взрослым. Теперь наступает критичность в использовании предметов в новой функции. Дети по своей инициативе с удовольствием воспроиз­водят показанные взрослым замещения. Замещение осмыслен­но, но имеет все же воспроизводящий, а не творческий характер. Важнейшим фактором, который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является речь. С ней и связано.дальнейшее развитие замещения. Освоение речи приводит к тому, что в игре появляются первые самостоятельные замещения, которым ребенок сначала дает реальные названия (использует палочку вместо ложки, но называет палочкой) или игровые в сочетании с реальными (называет ее одновременно; палочкой, ложкой), а потом только игровые (действует с па­лочкой как с ложкой и называет ее ложкой).

К концу раннего детства складывается новый способ дейст­вия с предметами-заместителями, полноценное использование замещений. Дети четко видят сходство и различие между обо­значаемым и обозначающим, вводят в игру собственные ори­гинальные замещения. Их словесное обозначение перемещает­ся к началу игрового действия, что говорит об осознании ново­го способа деятельности. Выбор предметов-заместителей пере­стает быть случайным, предваряется поиском подходящего объ­екта и сопровождается развернутыми высказываниями, обра­щениями ко взрослому.

Таким образом, в игровой деятельности детей раннего воз­раста зарождаются творческие элементы. Ребенок на фоне ин­тереса к новому виду активности быстро начинает отступать от образцов действий, задаваемых взрослыми, вносить в них свои нюансы, варьировать, апробировать разные схемы их вы­полнения, а также осуществлять самостоятельные игровые дей­ствия. Но воображение имеет репродуктивный характер. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности ста­новится самостоятельной потребностью ребенка, хотя нужда­ется в поддержке и поощрении взрослого. Основным содержа­нием игры в раннем детстве является развернутая ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности. Эта ори­ентировка начинается с подражания действиям взрослого и раз­вивается по пути самостоятельного творческого построения образов действий с предметами, пока еще с опорой на реальные объекты.

Следовательно, показателями развития воображения в игре преддошкольников являются разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета - заместителя, гибкость в изменении функции и названия пред­метов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнера.

Воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на предметы и их признаки, оно связано с внешними действиями, с оперированием предметами, их обыгрыванием и»то же время с речью, со словами, которые обозначают действия и предметы.

Особенности развития воображения в раннем возрасте:

- складываются его предпосылки, представление и отсрочен­ное подражание;

- воображение появляется в игре, когда возникает вообра­жаемая ситуация и игровое переименование предметов;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.