Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психическое развитие ребенка от 3 до 7 лет






Освоение действий с предметами и сравнение их с действия­ми взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образце. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых. В раннем детстве ребенок познавал социальную действитель­ность со стороны предметов, созданных людьми. Перед до­школьником «открывается» мир взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотноше­ние: ребенок-предмет-взрослый.

Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших ребенок не может. Поэ­тому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятель­ности, которые осваивает дошкольник. Спектр его деятельности значительно расширяется.

Все виды деятельности дошкольника объединяет их моде­лирующий характер.

Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгры­вают какой-либо сюжет в игре. Они создают модели, отражаю­щие взаимосвязи между предметами, когда используют замес­тители вместо реальных предметов. Рисунок является нагляд­ной моделью изображаемого объекта или ситуации. Создавае­мые конструкции представляют объемные модели предметов.

В то же время виды деятельности дошкольника различают­ся с точки зрения отношений, которые складываются между ребенком и взрослым, то есть по тому, в какой форме взрослый присутствует в той или иной деятельности малыша. В игре взрос­лый, его общественные функции, отношения к вещам и другим людям присутствуют опосредованно, через роль. Благодаря роли, ее действенному воплощению дошкольник усваивает при­нятые в обществе отношения к людям и вещам.

Близко к игре стоят продуктивные виды деятельности. В них окружающая действительность опосредуется в форме представ­ления ребенка о предметах и ситуациях. В бытовой деятельности, связанной с выполнением режим­ных процессов, ребенок действует в реальной ситуации так же, как и взрослый.

В различных видах труда, доступных дошкольнику, он ста­новится непосредственным сотрудником взрослого, как и в бы­товой деятельности. И в то же время ребенок вступает в отношения со взрослым через социально значимый результат своего труда.

В дошкольном возрасте происходит значительное расши­рение рамок общения со взрослым прежде всего за счет овладе­ния речью, которая выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Теперь

общение происходит до поводу познавательных, нравственных, личностных проблем. К тому же ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсив­но развиваются формы и содержание общения со сверстника­ми, превращаясь в мощный фактор психического развития, ко­торый влечет за собой освоение соответствующих коммуника­тивных умений и навыков.

Ведущим видом деятельности выступает сюжетно-ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, вы­полняя его социальные, общественные функции.

Таким образом, дошкольный возраст можно назвать пери­одом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей челове­ческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них.

Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе обще­ственных отношений. Если ребенок в конце раннего детства го­ворит: «Я большой», - то дошкольник к 7 годам начинает счи­тать себя маленьким. Такое понимание основано на осознании своих возможностей и способностей. Ребенок понимает, что для того, чтобы включиться в мир взрослых, необходимо долго учиться. Конец дошкольного детства знаменует собой стремле­ние занять более взрослую позицию, то есть пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более зна­чимую для него деятельность - учебную.

В дошкольном детстве значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности - игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, фор­мируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая.

Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л.А.Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремиться к их достижению, несмотря на препятствия.

 

В познавательной сфере главным достижением является ос­воение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимо­связи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются приобретают произвольный, управляемый характер. Склады­вается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира.

В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание.

Литература

Аксаршш Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М., 1977.

Авдеева Н., Мещерякова С. Вы и младенец. - М., 1991.

Бепиамипова М.В. Воспитание детей. - М., 1981.

Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, пробле­мы. - М., 1995.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.