Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция управления персоналом






Это теоретическая и методологическая база, а также система практических подходов к формированию механизма управления персоналом в конкретных условиях.

На сегодня многие признают концепцию управления персоналом известного российского ученого в области менеджмента Л.И. Евенко, которая выделяет четыре концепции, которые развивались в рамках трех основных подходов к управлению персоналом:

§ экономического(5.1.);

§ органического(5.2.);

§ гуманистического(5.3.).

 

5.1.Экономический подход к управлению — подход, в соответствии с которым организация означает упорядоченность отношений между ясно очерченными частями целого, имеющими определенный порядок. С этой позиции организация представляет собой определенный набор механических отношений, которые должны функционировать подобно механизму, то есть, алгоритмизировано, эффективно, надежно и предсказуемо.

Экономический подход к управлению дал начало концепции использования трудовых ресурсов. В рамках этого подхода ведущее место занимает техническая (в общем случае инструментальная, т.е. направленная на овладение трудовыми приемами), а не управленческая подготовка людей на предприятии.

5.2. Органический подход к управлению более ориентирован на человека. Вернее, на управление человеческими ресурсами. Кадровая политика предприятия, у которого управление персоналом носит «органический» оттенок, перестает носить регистрационный и контрольный характер. Ее новыми функциями становятся в данных условиях подбор и поиск сотрудников, планирование карьер тех, кто оценивается для предприятия, как «значимый», оценка квалификации и ее повышение у управленческого персонала. Таким образом, новый подход в управлении выходит за рамки сложившихся традиционных систем, уже отживающих свой век из-за неспособности адаптироваться к постоянно и очень быстро меняющимся условиям рынка.

В итоге, ориентированная на развитие своего персонала структура воспринимается живой системой, объединяющей людей в себе посредством симбиоза двух факторов:

· 1-й фактор – акцентирование на человеческой личности – на ее целях, потребностях и мотивах; их перемены на каждой из стадий развития предприятия («рождение», «взросление», «старение» и «смерть», или «возрождение»);

· 2-й фактор – представление об организации, как целостной системы, «мозга», соединяющего все свои элементы (персонал) через управление, коммуникацию и контроль.

5.3.Гуманистический подход к управлению фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы. С точки зрения данного параметра важно, насколько работники предприятия интегрированы в существующую систему ценностей (в какой степени они безоговорочно принимают ее как “свою собственную”) и насколько они чувствительны, гибки и готовы к изменениям в ценностной сфере в связи с переменами в условиях жизни и деятельности. Также важно, живет ли предприятие в целом по одним и тем же правилам и принципам принятия решения или же на предприятии разные группы живут по разным правилам и исповедуют разные принципы.

Современный гуманистический подход к вопросам управления кадрами предприятия опирается на усиление уровня мотивации работника и учет его интересов. Актуальность данного подхода подтверждает падение зависимости эффективности работы предприятия от количества и профессионализма работников. Современный подход увеличения эффективности предприятия подразумевает усиление внимания к интересам работника: постоянное улучшение условий и повышение содержательности труда, учет индивидуальных целей и устремлений работника, корреляция расположения места работы в порядке жизненных приоритетов. Его особенности: требует создания на производстве условий труда, способствующих сближению работника с его трудовой деятельностью; необходимо организовать содержание труда, способствующее сближению интересов сотрудника и организации.

 

Анализируя изложенные концепции, можно обобщить подходы к управлению персоналом, выделив два полюса роли человека в общественном производстве:

§ человек как ресурс производственной системы (трудовой, людской, человеческой) — важный элемент процесса производства и управления;

§ человек как личность с потребностями, мотивами, ценностями, отношениями — главный субъект управления.

Другая часть исследователей рассматривает персонал с позиции теории подсистем, в которых работники выступают в качестве важнейшей подсистемы.

Учитывая все перечисленные подходы к анализу роли человека в производстве, можно следующим образом классифицировать известные концепции в виде квадрата.

По оси ординат показано разделение концепций по тяготению к экономической или социальной системам, а по оси абсцисс — по рассмотрению человека как ресурса и как личности в процессе производства.

Управление персоналом — это специфическая функция управленческой деятельности, главным объектом которого является человек, входящий в определенные социальные группы. Современные концепции базируются, с одной стороны, на принципах и методах административного управления, а с другой стороны, на концепции всестороннего развития личности и теории человеческих отношений.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.