Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности соревновательной деятельности в групповых упражнениях художественной гимнастики






Групповые упражнения с 1987 г. по настоящее время входят в международную соревновательную программу по программе двоеборья: групповые упражнения с одинаковыми предметами (GROUP 5X), и групповые упражнения с двумя разными предметами (GROUP 3X + 2X), а юниорская программа обычно состоит из двух упражнений, каждое с одинаковыми предметами. Предметы должны быть одинаковые по форме, весу, размеру и могут различаться только по цвету. Касание предметом пола за границами площадки, а также выход его за площадку наказываются сбавкой. Продолжительность упражнения 2 мин 30 сек. На протяжении этого времени предметы должны находиться в постоянном движении [21, 22].

Развитие групповых упражнений художественной гимнастики после введения их в программу Игр Олимпиад за последние олимпийские циклы происходит как за счет повышения трудности и количества сложных элементов, так и за счет усложнения самих композиционных решений соревновательных программ. За последние годы международная федерация гимнастики (FIG) значительно изменила правила соревнований (2013-2016 гг.) в сторону усложнения. В настоящее время ценятся сложные ловли предметов, а это связано с риском их потери. «Риском» в художественной гимнастике называются элементы повышенной трудности, которые выполняются как с броском, так и без него [4, 21].

Правильное и эффектное исполнение гимнастками перебросок предметов делает групповые упражнения более зрелищным. Также наибольшую ценность имеют сложные и эффектные элементы с проявлением максимального уровня развития гибкости, относящиеся к различным группам движения телом по таблице трудности документа – кода FIG, который управляет развитием вида спорта в мире. Многочисленные исследования, проведенные в области художественной гимнастики, свидетельствуют о том, что на спортивный результат, как в индивидуальных, так и в групповых программах оказывают определенное влияние трудность и оригинальность упражнений, техническая оснащенность композиций, исполнительское мастерство и уровень предметной подготовленности гимнасток [16, 17, 18]. Трудность отдельно взятых элементов и сложность техники выполнения соревновательных композиций ведущих команд мира стремительно растет. Для того чтобы быть засчитанными, элементы мастерства должны выполняться без технических ошибок предмета в одновременном участии пяти гимнасток. Проанализировав соревновательную деятельность сильнейших команд мира в групповых упражнениях на Играх Олимпиад 1996–2012 гг. было определено, что особенностью композиций групповых упражнений художественной гимнастики являются различные виды взаимодействий, где переброски предметов, являясь обязательными элементами в композициях, занимают ведущую позицию среди других видов взаимодействию. Сложность выполнения перебросок зависит от способа броска и ловли предмета, от расстояния между гимнастками, трудностей движения телом, которые выполняются во время броска, полета предмета и ловли. Переброски выполняются всеми гимнастками или подгруппами и засчитываются в том случае, если все гимнастки команды участвуют в двух обменах, к примеру, гимнастка бросает свой предмет и ловит предмет партнерши. Известно, что двигательные взаимодействия подразделяются на контактные и бесконтактные. К бесконтактным взаимодействиям относятся согласованные действия пяти гимнасток во время выполнения элементов без предмета и с предметами. Бесконтактные взаимодействия осуществляются на базе индивидуальных упражнений. Взаимодействия, связанные с обменом предметами, посредством бросков, катов и отбивов, а также манипуляции в группах одним или несколькими предметами без обменов путем хватов, вращения, отбивов, бросков, вхождений в предмет или проходов над ними, называются контактными [7, 17].

Характерными техническими элементами групповых упражнений являются:

− элементы трудности обмена (переброски);

− элементы трудностей без обмена (соединения, выполняемые каждой гимнасткой индивидуально);

− элементы взаимодействий посредством предмета: обмены предметами (передачи, перекаты, переброски);

− элементы взаимодействий без участия предмета контактные и бесконтактные, риски в работе с предметами;

− элементы мастерства (варианты бросков и ловли предметов);

− элементы смешанной трудности (трудность обмена и трудность без обмена)[22].

По способу коллективных движений в группе различают: синхронные движения – это выполнение всеми гимнастками одинаковых движений одновременно; асинхронные движения, которые выполняются поточно в быстрой последовательности, «хоровые» исполнения – выполнение всеми гимнастками различных движений одновременно, поочерёдное выполнение движений подгруппами, движения в сотрудничестве, контрастное исполнение подгруппами [2, 12, 15].

Соревновательные композиции групповых упражнений характеризуются большим разнообразием возможных построений и перестроений: геометрически правильные построения − диагональные, вертикальные, горизонтальные, дугообразные, круги, Т – образные, крестообразные; сложные построения [23]. Специфика групповых упражнений художественной гимнастики также заключается во взаимодействиях гимнасток, проявляющиеся в специфических формах движений, одной из которых являются поддержки (телесный контакт гимнасток), ставшие очень актуальными в современной художественной гимнастике. По данным И.В. Быстровой [2], в художественной гимнастике поддержкой называется акробатическое и «полуакробатическое» движение с опорой на партнеров, которая определяется: удержанием позиции в опоре на одном или нескольких партнерах непродолжительное время (2 – 3 секунды), наличием предмета (скакалки, обруча, мяча, булавы, ленты), задействованного в движении. Трудность при выполнении поддержек состоит в том, чтобы предметы, с которыми гимнастки выполняют упражнение, находились в непрерывном движении на протяжении всего времени выполнения. Зрелищность поддержек достигается не только технически сложными положениями отдельных участников, но и гармоничным сочетанием ее отдельных частей, правильностью и четкостью соотношений всех составляющих.

Успех в соревновательной деятельности команды групповых упражнений определяется суммарным действием многих факторов и способностей гимнасток, которые находятся в тесной взаимосвязи. Почти половина ошибок происходит из-за стрессовых состояний и эмоциональной неуравновешенности спортсменок, вызванных экстремальными условиями соревновательной борьбы. Поэтому успешность в соревновательной деятельности команды групповых упражнений во многом определяется также психологической совместимостью и индивидуально-психологическими особенностями спортсменок. Среди многочисленных факторов, влияющих на соревновательную деятельность, одно из важных мест также занимает мотивация [2, 4].

Тактическая подготовленность тесно связана с другими сторонами соревновательной деятельности, целью которой является достижение запланированных спортивных результатов на соревнованиях, и направлена на готовность к соревнованиям, умению противостоять стрессовым факторам, быструю реакцию на неожиданно возникающие ситуации. В групповых упражнениях, как командного видах спорта, тактическая подготовка проводится не только с каждой гимнасткой, но и с командой в целом. Отмечается, что в групповых упражнениях на компоненты исполнительского мастерства влияют: повышение уровня артистичности исполнения; повышение качества подбора музыкального сопровождения; увеличение количества композиций с оригинальным построением; разноструктурность жанров музыкальных сопровождений. Предлагается для определения уровня артистичности использовать следующие критерии: «хореография», «образность», «музыкальность», «танцевальность», «выразительность» (эмоциональная и двигательная), «виртуозность» (для индивидуальных упражнений), «коллективность» (для групповых упражнений), а на этапе отбора детей в художественную гимнастику наряду с физическими качествами и антропометрическими данными, необходимо определять уровень их эмоциональности, от которой зависит проявление артистичности [4, 8].

Современное развитие данного вида спорта характеризуется непрерывным изменением международных правил соревнований. Правила соревнований влияют и управляют развитием спорта и должны отражать оценки всех компонентов мастерства гимнасток. Система оценок компонентов исполнительского мастерства на данный олимпийский цикл учитывает: создание баланса между всеми компонентами (сложность, композиция, исполнение); использование «типичной» для каждого предмета техники; демонстрацию специфики каждого вида многоборья; поощряет разнообразия движений телом и предметом[6, 7].

Плотность соревновательных результатов в групповых упражнениях настолько велика, что проблема совершенствования подготовки гимнасток к выполнению групповых упражнений, как отдельной олимпийской дисциплины, на всех этапах многолетнего совершенствования остается актуальной. Нельзя добиться надежности и стабильности спортивного мастерства в многолетнем процессе подготовки без совершенствования спортивных результатов команды в групповых упражнениях. Для этого необходимо формирование совместной спортивной техники в команде, учет межличностных отношений гимнасток, совершенствование прямой и обратной связи совместной коллективной деятельности, включение соответствующих средств и методов обучения, формирование критериев отбора и ориентации подготовки для эффективной командной деятельности[4, 5, 8].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.