Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности русского ударения. Основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение.






Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.

В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Логическое ударение Словесное ударение (или просто ударение)
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе. Например, в стихотворении А. Ахматовой «Му­жество» (1942 г.) строки Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне... произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы. это выделение слога в слове. Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо. Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называетсяударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные. Знак ударения «́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ ле.

 

1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

· Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на пред­последний слог, в чешском языке – на первый слог.

· В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

Ср.: ку́ хонный, краси́ вее, балова́ ть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: за́ говор – догово́ р, нача́ ть – на́ чал, сирота́ – сиро́ ты.

3. Именно ударение может:

· отличать одно слово от другого;

Ср.: а́ тлас – атла́ с.

· быть показателем грамматической формы слова.

Ср.: ру́ ки – руки́. 4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

Высо´ коодарённый, ве´ чнозелёный.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́ зыка.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́ й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное.

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творо́ г и тво́ рог, баржа́ и ба́ ржа, камфара́ и ка́ мфора, комба́ йнер и комбайнёр, щепо́ ть и ще́ поть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

· Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́ держный, де́ вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ ржный, деви́ чий, заня́ лся).

· Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́ нялся, доку́ мент, мага́ зин, кило́ метр, ква́ ртал, а́ лкоголь, мо́ лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́ нт, магази́ н, киломе́ тр, кварта́ л, алкого́ ль, молодёжь.

При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

 

10. Орфоэпические нормы В лекции рассматриваются особенности русского литературного произношения.

Особенности русского ударения

Слово может состоять из одного, двух или более слогов. Если слогов несколько, то один из них обязательно произносится иначе, чем остальные. Подобное выделение одного из слогов служит условием фонетической оформленности слова и называется словесным ударением. Слог, на который падает ударение, называется ударяемым или ударным. Ударение обозначается знаком «?» над буквой, соответствующей гласному звуку.

Фонетический тип ударения определяется способами выделения ударного слога. Ударение в русском языке является силовым и количественным одновременно. Ударный слог отличается от безударных и своей длительностью, и своей силой (громкостью).

Словесное ударение наделено организующей функцией. Группа слогов, связанная общим ударением, образует особую фонетическую единицу. Она называется фонетическим словом, например: [гълавá ] голова, [нá (гълъву] на голову. В рамках фонетического слова ударный слог оказывается той точкой отсчета, по отношению к которой определяется характер произношения остальных слогов.

Лишенные ударения слова могут вести себя по-разному. Одни из них подчиняются обычным правилам произношения звуков: [да_сá дъ] до сада (ср.: [дасá дъ] досада); [л’ э´ j_къ] лей-ка (ср.: [л’ э´ jкъ] лейка). Другие, несмотря на безударность, сохраняют некоторые фонетические приметы самостоятельного слова. В них, например, могут звучать гласные, нехарактерные для безударных слогов: [што(нá м] что нам (ср.: [штанá м] штанам); [т’э(л’исá ] – те леса (ср.: [т’ьл’исá ] телеса).

Существуют слова, в которых помимо основного присутствует побочное ударение. Оно является более слабым, падает чаще всего на начальные слоги и фиксируется в словах со сложной словообразовательной структурой: стро`йматериá лы, во`донепроницá емый, а`эрофо`тосъёмка.

При характеристике ударения важно учитывать его положение в слове. Если ударение закреплено за определенным по счету слогом, оно является фиксированным. Так, в чешском языке ударение может приходиться только на первый слог, в польском – на предпоследний, во французском – на последний. Русский язык не знает подобной закономерности. Являясь разноместным (или нефиксированным), русское ударение может падать на любой слог и на любую морфему в слове: зó лото, водá, молокó, позолотú ть, необыкновé нный. Это делает возможным существование слов, а также отдельных форм слов, различение которых связано с местом ударения: зá мок – замó к, нó шу – ношý, нó ги – ногú и т. д.

Русское ударение имеет и другую особенность – подвижность. Подвижность ударения при образовании грамматических форм слова определяется возможностью перехода ударения:

1) с основы на окончание и наоборот: стран-á – стрá н-ы, голов-á – гó лов-у;

2) с одного слога на другой в пределах той же морфемы: дé рев-о – дерé вь-я, ó зер-о – озёр-а.

Подвижность ударения при словообразовании определяется возможностью перемещения ударения на другую морфему в производном слове по сравнению с производящим: крá сн-ый / красн-от-á.Неподвижное словообразовательное ударение приходится на ту же самую морфему: берёз-а / берёз-ов-ый.

Таким образом, можно выделить следующие основные признаки русского ударения:

1) силовое и количественное по фонетическому типу;

2) разноместное по характеру расположения в слове;

3) подвижное по критерию прикрепленности к определенной морфеме (при образовании грамматических форм и при словообразовании).

Здесь можно подробнее прочитать об этих и других признаках русского ударения.

Нормы ударения

В рамках одной лекции невозможно рассмотреть все нормы русского ударения. мы ограничимся только основными.

1) Многие односложные имена существительные мужского рода имеют в косвенных падежах единственного числа ударение на окончании, например:

- бинт - бинтá, блин - блинá, боб - бобá, винт - винтá, горб - горбá, жгут - жгутá, зонт - зонтá, кит - китá, клок - клокá, клык - клыкá, ковш - ковшá, крюк - крюкá, куль - куля?, линь - линя?, плод - плодá, серп - серпá, скирд - скирдá, хорь - хоря?, цеп - цепá, шест - шестá, штрих - штрихá.

2) В винительном падеже единственного числа существительные женского рода имеют ударение то на окончании, то на корне. Ср.:

- ботвá - ботвý, веснá - веснý, деснá - деснý, золá - золý, киркá - киркý, норá - норý, овцá - овцý, росá - росý, сохá - сохý, стопá - стопý;

- горá - гó ру, доскá - дó ску, зимá - зú му, стенá - стé ну, сторонá - стó рону, ценá - цé ну, щекá - щёку.

3) С ударением на окончании произносятся некоторые имена существительные женского рода при употреблении с предлогами в и на в обстоятельственном значении: в горстú, на грудú, на дверú, в кровú, в ночú, на печú, в связú, в сетú, в степú, в тенú, на цепú, в честú.

4) В родительном падеже множественного числа произносятся:

- с ударением на основе: мé стностей, пó честей, прú былей;

- с ударением на окончании: ведомостé й, крепостé й, новостé й, повестé й, податé й, скатертé й, стерлядé й, четвертé й.

Различается произношение ступé ней (в лестнице) и ступенé й (ступень развития чего-либо).

5) Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ним существительное (или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивают на себя предлоги на, за, под, по, из, без. Например:

- НА: нá воду, нá гору, нá руку, нá спину, нá зиму, нá душу, нá стену, нá голову, нá сторону, нá берег, нá год, нá дом, нá нос, нá пол, зуб нá зуб, нá день, нá ночь, нá ухо, нá два, нá три, нá пять, нá шесть, нá семь, нá сто;

- ЗА: зá ногу, зá голову, зá волосы, зá руку, зá спину, зá зиму, зá душу, зá нос, зá год, зá город, зá ворот, зá ухо, зá уши;

- ПOД: пó д ноги, пó д руки, пó д гору, пó д нос, пó д вечер;

- ПО: пó лесу, пó полу, пó носу, пó морю, пó полю, пó уху;

- ИЗ: ú з лесу, ú з дому, ú з носу, ú з виду;

- БЕЗ: бé з вести, бé з году неделя, бé з толку;

- ОТ: час ó т часу, ó т роду.

 

6) Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании, реже на основе. Ср.:

- бралá, былá, взялá, вилá, внялá, вралá, гналá, далá, донялá, дралá, жилá, задалá, занялá, звалá, лилá, нажилá, нанялá, началá, пилá, плылá, понялá, прибылá, принялá, рвалá, раздалá, слылá, снялá, спалá и др.;

- бú ла, брú ла, дý ла, жá ла, клá ла, крá ла, кры? ла, мы? ла, мя? ла, пá ла, рожá ла, шú ла.

7) У многих страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание, например:

- взят - взятá - взя? то - взя? ты; нá чат - начатá - начá то - нá чаты; прú дан - приданá - прú дано - прú даны; прú нят - принятá - прú нято - прú няты; прó дан - проданá - прó дано - прó даны; прó жит - прожитá - прó жито - прó житы и т.д.

Но от причастий на -бранный, -дранный, -званный форма женского рода имеет ударение на основе. Ср.:

- зá брана, нá брана, перé брана, ú здана, прú брана, вó брана, дó брана, подó брана, разó брана, сó брана, отó брана, ý брана и т.д.;

- зá драна, нá драна, обó драна, разó драна, изó драна, прó драна, сó драна, отó дранаи т.д.;

- зá звана, обó звана, подó звана, отó званаи т.д.

Нормы произношения

Орфоэпия** – совокупность правил, которые определяют произносительные нормы устной (звучащей) речи и обеспечивают единообразное и обязательное для всех грамотных носителей языка звучание всех языковых единиц в соответствии с особенностями языковой фонетической системы, а также единообразное (либо в виде жестко регламентируемых вариантов) произнесение тех или иных языковых единиц в соответствии с исторически сложившимися и закрепившимися в общественной языковой практике нормами произношения для литературного языка.

Здесь можно подробно прочитать о том, как формировалось русское литературное произношение.

Правила (нормы) произношения в русском литературном языке могут относиться к произнесению отдельных звуков в определенных фонетических позициях, в составе определенных сочетаний звуков, в разных грамматических формах, к фонетическому слову и ритмической структуре (правильная постановка ударения). Таким образом, основные орфоэпические правила русского языка можно разделить на те, которые определяют:

– произношение гласных звуков (в разных позициях в слове, а также при определении места ударения);

– произношение согласных звуков (также в разных позициях в слове, в сочетаниях согласных, в сочетаниях с некоторыми гласными звуками, в разных грамматических формах).

Произношение гласных

В области гласных современное произношение связано с аканьем и иканьем.

При аканье безударные гласные, чередующиеся с ударными [ó ] и [á ], совпадают в первом предударном слоге после парных твердых в звуке [а]: н[а]чнó й = н[а]с ы´ пать (ср. проверочные ночь и насыпь).

При иканье безударные гласные, чередующиеся с ударными [и? ], [э? ], [ó ], [á ], совпадают в первом предударном слоге после мягких в звуке [и]: ч[и]тá ть = ч[и]рв я´ к = ч[и]рнé ть = ч[и]с ы´ (ср. проверочные прочитан, червь, черный, час).

Иной способ произношения безударных гласных, характеризующийся противопоставлением и-образного и э-образного звуков, называется эканьем: ч[и]тá ть / ч[иэ]рв я´ к = ч[иэ]рнé ть = ч[иэ]с ы´ (в транскрипции использован значок «и, склонный к э»). Экающая норма является устаревшей и в настоящее время не используется.

В позиции первого предударного слога после твердых шипящих на месте буквы а произносится гласный [а]: ж[а]рá жара, ш[а]гá ть шагать, ш[а]мпá нское шампанское. Однако есть несколько слов-исключений, в которых звучит [ы]: лош[ы]дé й лошадей, ж[ы]лé ть жалеть, к сож[ы]лé нию к сожалению, двадц[ы]ти двадцати. Слова жакет и жасмин допускают двоякое произношение.

Кроме того, необходимо обратить внимание еще на некоторые нормы произношения в области гласных:

 

В некоторых словах как русского, так и иноязычного происхождения наблюдаются колебания в выборе [е] или [о] после мягких согласных и шипящих: манé вры - манёвры, желчь - жёлчь, блёклый, но блé клее.

Некоторые слова допускают вариантность звукового оформления корня: ноль - нуль, строгать - стругать, тоннель - туннель, обусловливать - обуславливать.

В некоторых случаях в словах иноязычного происхождения могут нарушаться соответствующие законы фонетической реализации гласных, при этом в безударных слогах возможно появление звуков [о], [е], [а]: б[о]á (боа), б[о]лерó (болеро), р[о]к[о]кó (рококо).

В некоторых случаях в первых основах сложных и сложносокращенных слов могут нарушаться законы поведения гласных, при этом в безударных положениях возможно появление звуков [о], [е], [а]: г[о]сзакá з (госзаказ), [о]ргтé хника (оргтехника).

В некоторых безударных приставках как иноязычного, так и русского происхождения могут нарушаться соответствующие законы фонетической реализации гласных, при этом в безударном положении могут произноситься звуки [о], [е], [а]: п[о]стмодернú зм (постмодернизм), пр[о]ислá мский (происламский).

В некоторых безударных предлогах, местоимениях, союзах и частицах, примыкающих к ударному слову, могут нарушаться соответствующие фонетические законы реализации гласных: н[о] я (но я), н[а]ш учá сток (наш участок).

Произношение согласных

Необходимо разграничивать орфоэпические нормы в сфере согласных относительно их звонкости/глухости и твердости/мягкости.

1. По звонкости/глухости.

1) В русском литературном произношении звонкие согласные в конце слова и перед глухими согласными оглушаются, а глухие согласные перед звонкими озвончаются. Не происходит позиционного изменения согласных по глухости– звонкости перед гласными, сонорными согласными и [в], [в’]: [зу? п], [п’ьр’иэво? скъ], [Lдби? т’], [во? ды], [сл’о? т], [сва? т].

2) Перед гласными, сонорными согласными и [в], [в’] произносится звонкий взрывной согласный [г]. При оглушении на конце слова и перед глухими согласными на месте звонкого [г] произносится глухой [к]: [п’ирLга? ], [гра? т], [гро’с’т’], [п’иро? к]. Только в междометии господи, в слове бог сохраняются фрикативные [γ ] и [х]:

По твердости/мягкости.

1) В современном языке перед [э] возможно появление как твердых, так и мягких согласных: мо[д]ель, ти[р]е, ан[т]енна, но [д’]еспот, [р’]ельс, [т’]енор. В ряде слов допускается вариативное произношение, например: прог[р]есс / прог[р’]есс, к[р]едо / к[р’]едо и т.д.

2) Сочетанию букв чн в одних случаях соответствует последовательность [шн], в других – [ч’н]. Так, например, конечно, скучный, яичница произносятся с [шн], а точный, отличник, вечный – с [ч’н]. В некоторых словах правильными оказываются оба варианта: порядочный, булочная, молочник. Есть и такие примеры, в которых выбор между [шн] и [ч’н] зависит от смысла: друг серде[шн]ый, но серде[ч’н]ый приступ; шапо[шн]ое знакомство, но шапо[ч’н]ая мастерская.

3) Согласный [ж: ’] является очень редким звуком. Он произносится на месте букв жж, зж в таких словах, как дрожжи, вожжи, езжу, брызжет, дребезжать, позже и некоторые другие. Однако и в этих словах мягкий [ж: ’] постепенно утрачивается, заменяясь твердым [ж: ]. В случае с дожди, дождик согласный [ж: ’] вытесняется звуковым сочетанием [жд’].

4) В современном языке правила позиционного смягчения согласных перед мягкими характеризуются особой вариативностью и неустойчивостью. Последовательно происходит лишь замена [н] на [н’] перед [ч’] и [ш¯ ’]: дива[н’ч’]ик диванчик, обма[н’ ш: ’]ик обманщик. В других группах согласных смягчения или не происходит вовсе (ла[фк’]и лавки, тря[пк’]и тряпки), или оно связано с выбором позиций, с представленностью в речи не всех носителей языка. Так, большинство людей смягчает зубные перед зубными не только в середине слова (ко[с’т’] кость, пе[с’н’]я песня), но также в начале слова и на стыке приставки с корнем, т.е. в «неустойчивых» позициях: [с’т’]ена стена, ра[з’н’]ести разнести. Смягчение же согласного в других сочетаниях скорее исключение, чем правило: [дв’]ерь дверь (реже [д’в’]ерь), [сj]ем съем (реже [с’j]ем), е[сл’]и если (реже е[с’л’]и).

5) Прилагательные на -кий, -гий, -хий произносятся с мягкими заднеязычными согласными: русс[к’]ий русский, стро[г’]ий строгий, ти[х’]ий тихий.

6) В подавляющем большинстве случаев мягким оказывается согласный и в постфиксах -ся / -сь глаголов: учу[c’] учусь, поднимал[с’]я поднимался.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.