Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные понятия НЛП. Базовые предположения НЛП. Стратегии работы модель ТОТЕ. Процедура моделирования эффективного поведия. Модель score.






Основные понятия НЛП:

1) Фильтр восприятия - механизм мышления, фильтрующий обрабатываемую информацию.

2) Субмодальность - это те элементы («кирпичики»), из которых выстраивается восприятие человека, это то, из чего состоят звуки, ощущения и картинки.

3) Репрезентативная система — понятие, означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира.

Базовые предположения НЛП:

1. Карта - это не территория. Наши представления о мире являются только частью этого мира, а не самим миром. Территория же постоянно меняется.

2. Наш опыт состоит из визуальных, аудиальных (слуховых), телесных, обонятельных (запаховых) и густaторных (вкусовых) переживаний. Мы принимаем, перерабатываем и оцениваем мир на основе зрения, слуха, кинестетики, запаха и вкуса.

3. Разум и тело являются неделимыми частями одной (кибернетической) системы. Деление на разум и тело условно и служит средством для концентрации внимания в поиске решений.

4. Весь наш опыт (успешный и неуспешный) закодирован в нервной системе.

5. У нас есть все ресурсы. Наша задача состоит в том, чтобы специфицировать необходимые ресурсы и воспользоваться ими в нужный момент.

6. Не существует неудач, есть только обратная связь. Опыт, воспринимаемый как неудача, в своей сути является обратной связью для достижения желаемого.

7. Мы делаем лучшее из возможного в этот момент. Ничего лучше в этот момент мы сделать не можем.

8. Цель коммуникации - в отклике, который мы получаем. Коммуникация и манипуляция одно и тоже.

9. Любое поведение имеет позитивные намерения и привязано к первоначальному окружению.

10. Вселенная является дружественной и обильной сферой.

Модель ТОТЕ. Модель ТОТЕ описывает петлю обратной связи, лежащую в основе поведения (не только человеческого). Расшифровывается как «Тест – Операции – Тест – Выход». Модель предложена была в 60-х годах Карлом Прибрамом, Джоном Миллером и Юджином Галантером, и оказалось достаточно удобной для описания стратегий. Так что модель TOTE в НЛП – один из основных инструментов при моделировании. Первый тест (записывается как T1) – это точка задания цели. Здесь человек определяет, чего он хочет достигнуть (цель), как он узнает о достижении (критерии достижения цели), мотивирует себя на действие, когда он начнёт достигать цель (триггер запуска стратегии).

Если человек хочет научиться ездить на велосипеде, то здесь он как раз определяет что это такое для него «ездить на велосипеде» - картинка, как он едет на велосипеде в компании, чувствует себя уверенно, разговаривает с теми, кто едет рядом, крутит педали и т.д. Как он узнает, что научился ездить на велосипеде: «Если проеду всю улицу вдоль дома ровно по прямой и не упаду». Мотивирует себя, представляя как он классно смотрится на велике, как на него с завистью смотрят «безлошадные», он катается с друзьями, прыгает на велосипеде с горки. И начну тренироваться, как купят велосипед и будут выходные и солнечная погода.

Операции (О) – это, собственно, движении к цели. Для нашего велосипедиста – попытки поехать, кручение педалей и всё остальное, что делают при обучении езде на велосипеде.

Второй тест (записывается как T2) это проверка: получилось – не получилось. Сравниваются критерии достижения из T1с результатами, достигнутыми в результате операций О. Прокатился и сравниваешь – умеешь кататься или нет. При чём если в T1три критерия – расстояние, непрерывность и чёткость – то они все и должны выполняться. То есть если проехал до конца дома, но два раза упал – то не считается. И если чётко проехал почти до последнего подъезда – тоже не считается. И если проехал вдоль всего дома, но вихляя – тоже не считается. Только если ровно проехал от начала дома до его конца по прямой – то значит результат достигнут.

Выход – это точка выбора. Если T1= T2 то тут всё просто – процесс завершается. Но вот если возникли трудности и результат никак не достигается, тут стоит подумать. Возможно стоит изменить операции, переопределить критерии достижения, получше себя замотивировать, а может даже и переопределить цель. Так же возможно махнуть на всё рукой – цель недостижима или не стоит затраченных усилий.

С помощью TOTE невозможно полностью описать весь процесс целенаправленного действия человека, однако ТОТЕ позволяет определить практический минимум. Другими словами, ТОТЕ показывает, что в минимальном количестве необходимо для того, чтобы сделать поведение целенаправленным и эффективным. ТОТЕ дает ответ на вопрос: «Если я хочу достичь своей цели, что я для этого должен знать и делать?».

Тестирование позволяет сравнить ситуацию, которая имеется в настоящий момент (нынешнее состояние) с той ситуацией, которую кто-то хочет получить (желаемое состояние) Различие между этими двумя ситуациями определяется и оценивается на основании критерия.

Модель SCORE.- это модель эффективного сбора информации. Она помогает консультанту сфокусировать внимание на определенных точках в рассказе клиента и указывает наиболее оптимальный путь работы, позволяющий, за наименьшее количество времени и шагов, продвигаться к поставленной цели или совершать изменения.Эта модель была разработана Робертом Дилтсом и является прекрасным инструментом для сбора информации не только в рамках психотерапии, но и в любой области, где вам необходимо в каждый момент времени понимать, куда вы движетесь, где находитесь сейчас (и почему), и что может помочь вам перейти из нынешнего состояния в желаемое. Symptoms: симптомы, настоящее состояние. Causes: причины. Outcomes: результат, желаемое состояние. Resources: ресурсы. Effects: эффекты, последствия. Актуальное состояние (симптом) – это ответ на вопрос, что происходит сейчас в обсуждаемом контексте. Каковы в данный момент: состояние клиента, его мысли, чувства, поведенческие проявления? Какими сенсорными признаками можно описать это состояние? Что происходит вокруг? Кто еще задействован в ситуации? Важно понимать, что актуальное состояние само по себе не является проблемой. Нынешняя ситуация становится проблемой в тот момент, когда кто-то хочет осуществить изменение, поменять текущее положение дел или свое состояние на что-то другое. Результат – цель или желаемое состояние, на которые направлены устремления человека. И при выяснении информации в этой точке SCORE мы пользуемся пунктами спецификации цели. Эффекты – это «результат результата», то есть те изменения, которые произойдут в жизни человека, если он добьется желаемого состояния. Эффекты могут быть как позитивными, дающими дополнительную мотивацию, так и негативными, неэкологичными для самого клиента или его окружения сейчас или в будущем. Причина – то, что породило симптом (привело клиента к нынешнему состоянию). Это могут быть конкретные события в отдаленном или недавнем прошлом, чьи-то слова, ограничивающие убеждения, приобретенные с негативным опытом и т.д. Ресурсы – средства, которые могут быть задействованы для перехода от актуального состояния к достижению желаемого результата. Это могут быть воспоминания, состояния, мысли, стратегии, чувства, а также люди, места, время, информация или события. При поиске ресурсов ключевым словом часто является аналогия, когда вы обращаетесь к своему или чужому опыту разрешения проблемы в аналогичной ситуации. А кого-то больше вдохновляют те ресурсы, которые еще не были им использованы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.