Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. Особый правовой статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования), члена выборного органа местного самоуправления






В ст. 40 Закона об общих принципах организации местно­го самоуправления определяются три группы лиц, имеющих осо­бый статус:

- депутаты представительного органа муниципального об­разования;

- выборное должностное лицо местного самоуправления (глава муниципального образования);

- члены выборных органов местного самоуправления.

► Депутаты — это члены представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

► Выборным должностным лицом местного самоуправления (главой муниципального образования) является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобще­го равного и прямого избирательного права при тайном голосо­вании на муниципальных выборах.

► Членом выборного органа местного самоуправления являет­ся выборное должностное лицо органа местного самоуправле­ния, сформированного на муниципальных выборах. Особый правовой статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования), члена выборного органа местного самоуправления возникает в силу того, что они непосредственно от избравшего их населения по­лучают мандат (наказ, поручение, полномочия) на представле­ние, защиту, выражение его интересов при решении вопросов местного значения. Понятия «правовой статус депутата, выборного должност­ного лица местного самоуправления» и «статус депутата, вы­борного должностного лица местного самоуправления» различ­ны по своему объему и содержанию.

► Под правовым статусом депутата, выборного должностного лица местного самоуправления понимается определяемое пра­вовыми и иными социальными нормами фактическое положение, социальный статус данных лиц. Под статусом депутата, выборного должностного лица мест­ного самоуправления (главы муниципального образования) понимается правовое положение, характеризующееся совокупно­стью предусмотренных в Конституции РФ, федеральных законах, конституциях, уставах и законах субъектов РФ, муниципальных правовых актах их прав, обязанностей, форм деятельности, сро­ка, оснований досрочного прекращения полномочий и ограни­чений, связанных с их осуществлением, основных гарантий дея­тельности; муниципально-правовой ответственности. Следовательно, правовой статус является основной, но все же частью особого статуса. Юридические понятия «правовое положение депутата и вы­борного должностного лица местного самоуправления» и «пра­вовой статус депутата и выборного должностного лица местно­го самоуправления» являются взаимосвязанными муниципально-правовыми институтами, отличающимися друг от друга только перечнем включаемых в них законодателем элементов. Применительно к правовому статусу депутата и выборного должностного лица местного самоуправления часто применяет­ся такое понятие, как «императивный мандат», который рас­сматривается как определенная форма их взаимоотношений с избирателями, определяемая сущностью и политико-правовой природой такого мандата.

К основным элементам статуса депута­та, выборного должностного лица местного самоуправления и главы муниципального образования относятся:

1. срок осуществления полномочий;

2. основания досрочного прекращения полномочий;

3. ограничения, связанные с осуществлением полномочий;

4. гарантии деятельности;

5. формы работы;

6. права и обязанности;

7. основания и порядок наступления муниципально-правовой ответственности.

Правовой статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления не зависит от порядка регистрации и официального опубликования результатов выборов, а также формирования и организации деятельности представительного органа муниципального образования. В соответствии с п. 3 и 4 ст. 40 Закона об общих прин­ципах организации местного самоуправления и законодатель­ством субъектов РФ полномочия депутата прекращаются со дня начала работы нового представительного органа муниципаль­ного образования, а выборного должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования) — в день вступления в данную должность вновь избранного лица.

Полномочия депутата, выборного должностного лица мест­ного самоуправления прекращаются досрочно по основаниям, определенным в п. 10 ст. 40 Закона об общих принципах ор­ганизации местного самоуправления, в частности: 1) смерти; 2) отставки по собственному желанию; 3) признания судом недееспособным или ограниченно дее­способным; 4) признания судом безвестно отсутствующим или объявле­ния умершим; 5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда; 6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 7) прекращения гражданства Российской Федерации, пре­кращения гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым ино­странный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; 8) отзыва избирателями; 9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления.

Кроме этого, государство может досрочно прекратить их полномочия на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных кон­ституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образо­вания, а также в случае ненадлежащего осуществления указан­ными органами и должностными лицами переданных им от­дельных государственных полномочий.

Как федеральное законодательство, так и законодательство субъектов РФ большое значение придает регламентированию несовместимости мандата депутата представительного органа местного самоуправления с занятием другой деятельностью. При этом речь идет не о депутатах, работающих в представи­тельном органе на постоянной основе, а обо всех других депу­татах местного самоуправления. Принцип несовместимости связан с конституционным положением о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государ­ственной власти, необходимостью гарантировать свободу, само­стоятельную деятельность депутата, не зависимую ни от каких влияний, которые возможны, если одновременно исполняются обязанности на другой должности, наконец, с потребностью в эффективной работе депутата.

В п. 6 и 7 ст. 40 Закона об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет две группы ограничений, связанных с осуществлением полномочий лицами, имеющими особый правовой статус: 1) выборные должностные лица местного самоуправления (глава муниципального образования) не могут одновременно быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Феде­рации, депутатом законодательных (представительных) орга­нов государственной власти субъектов РФ, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государ­ственные должности субъектов РФ, а также государственные должности государственной службы и муниципальные долж­ности муниципальной службы; 2) осуществляющие свои полномочия на постоянной осно­ве депутаты, члены выборного органа, выборные должностные лица местного самоуправления не вправе заниматься предпри­нимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Правовые гарантии деятельности депутата, выборного долж­ностного лица местного самоуправления (главы муниципально­го образования) связаны прежде всего с их неприкосновенно­стью (иммунитетом), а социальные — с индемнитетом депутатов и главы муниципального образования. Такого рода индемнитет следует рассматривать не только как их право на вознаграждение, а несколько шире: как сово­купность всех организационных, материальных, социальных, трудовых и других гарантий деятельности, финансируемых за счет средств местного бюджета и позволяющих указанным ли­цам эффективно осуществлять свои полномочия.

К числу организационных гарантий депутата и выборного должностного лица местного самоуправления можно отнести предо­ставление служебного помещения, оборудованное мебелью, оргтехникой и средствами связи, а также право иметь помощ­ника для организации приема граждан и осуществле­ния иных полномочий, предусмотренных законом.

Законы субъектов РФ дифференцированно определяют со­циальные (материальные) гарантии указанных лиц, исходя из того, на постоянной или непостоянной основе депутат осу­ществляет свои полномочия. В частности, депутаты, осущест­вляющие свои полномочия на постоянной основе, наделяются правами на денежное содержание, пенсионное обеспечение в полном объеме, устанавливаемом для муниципального служа­щего. Депутаты, осуществляющие свои полномочия на непо­стоянной основе, наделяются правом на компенсацию расхо­дов, связанных с их деятельностью.

Всем депутатам и выборным должностным лицам местного самоуправления, независимо от их статуса, за счет средств бюд­жета муниципального образования могут быть предоставлены: - возможность повышения квалификации и переподготовки; - бесплатный проезд на всех видах общественного транс­порта (за исключением такси) в пределах муниципального об­разования либо компенсация за проезд; - служебная жилая площадь для проживания вместе с чле­нами семьи (на срок осуществления полномочий); - служебный автотранспорт для осуществления полномочий; - служебный телефон (на срок осуществления полномочий); - страхование на случай причинения вреда их здоровью и имуществу; - социальное страхование на случай утраты трудоспособ­ности.

Гарантии трудовых прав депутатов и выборных должност­ных лиц местного самоуправления законы большинства субъ­ектов РФ связывают с запрещением их увольнения с работы по инициативе администрации по мотивам, связанным с ис­полнением полномочий депутата и (или) выборного должност­ного лица местного самоуправления. Более того, таким лицам, работающим в органе местного самоуправления на постоянной основе, по окончании срока их полномочий работодателем должна быть предоставлена прежняя или, с согласия депутата, другая равноценная работа (должность).

В п. 9 ст. 40 Закона об общих принципах организации местного самоуправления закреплено такое свойство рассма­триваемого индемнитета, как невозможность привлечения де­путата и выборного должностного лица местного самоуправле­ния к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не рас­пространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным ли­цом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Неприкосновенность депутата и выборного должностного лица местного самоуправления является важнейшей правовой гарантией их деятельности по выражению интересов населения муниципального образования, позволяющая им действовать, не опасаясь незаконного преследования и привлечения к ответ­ственности.

В отличие от социальных, материальных, трудовых и иных гарантий деятельности депутатов, которые в большей мере во­площаются в преимуществах, так называемых положительных льготах, иммунитеты проявляются в виде отрицательных льгот, например в освобождении от выполнения отдельных обязан­ностей (уплаты налогов, пошлин), освобождении от ответствен­ности. Депутат и другое выборное должностное лицо местного са­моуправления пользуются иммунитетом только на территории соответствующего муниципального образования. Вне этой тер­ритории иммунитет не действует.

В п. 1 ст. 447 УПК РФ оговариваются особенности уголовного судопроизводства в отношении депу­татов, выборных должностных лиц местного самоуправления и в гл. 52 УПК РФ определяются и затрагивают процедуры:

= возбуждения уголовного дела (ст. 448);

= уголовно-процессуального задержания (ст. 449);

= избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий (ст. 450);

= направления уголовного дела в суд (ст. 451, 452). К числу элементов правового статуса депутата и главы му­ниципального образования относятся закрепляемые в законо­дательстве субъектов РФ их формы работы, права и обязан­ности.

Например, к формам деятельности депутата или главы му­ниципального образования относятся: 1) участие в работе комиссий и в заседаниях муниципального образования; 2) внесение депутатского запроса; 3) участие в разработке проектов правовых актов муници­пального образования; 4) встречи с избирателями, работа с их обращениями, ин­формирование избирателей; 5) участие в организации территориального общественного самоуправления и др.

Для осуществления своей деятельности депутат наделяется правами и обязанностями, что является важнейшим муниципально-правовым механизмом правового регулирования обще­ственных отношений, возникающих в процессе организации местного самоуправления.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.