Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Буддизм в Калмыкии






Буддизм возник в Индии в 5 столетии до н.э. и распространен в Юго-Восточной Азии, Китае, Монголии, Корее, Японии. В 1661 году калмыцкий хан Пунцук, присягая московскому царству, целовал образ Будды и книгу буддийских молитв. Таким образом, калмыки стали первым в России народом с древнейшей мировой религией - буддизмом. В 1741 императрица Елизавета Петровна узаконила буддизм и его монастыри в России - в Калмыцком ханстве, а также в Забайкалье, которое вместе с русскими заселялось буддистами-бурятами. В дальнейшем отношение правительства к буддизму оставалось самым тёплым. В конце XVIII века верховному ламе Калмыкии установили ежегодное жалование, кроме того, из казны выдавались единовременные пособия. В калмыцких хурулах проводились моления по случаю вступления на престол российских самодержцев.

Калмыки прибыли в Россию с передвижными буддийскими храмами-хурулами, приспособленными к кочевому образу жизни. Устраивались они в кибитках и легко перемещались с места на место. Хурулов было немного - к XVIII веку их насчитывалось всего 14, к 1917 году достигло 92-х. Некоторые из хурулов превращались в монастырские комплексы, населённые ламским монашеством трёх степеней: манджи (ученики-послушники), гецул и гэлюнг.

Калмыцкое духовенство училось в тибетских монастырях, а в XIX столетии в Калмыкии были созданы местные высшие духовные школы цаннит чооре. Крупнейшим хурулом и буддийским университетом до революции был Тюменевский хурул, построенный в 1814-17 годах в Александровском улусе (ныне Наримановский район Астраханской области) в честь героического участия калмыков в Отечественной войне 1812 года. В его архитектуре присутствовали элементы русского классицизма, выраженные в колоннадах. Строились в Калмыкии и отдельные мелкие культовые постройки: цацы (часовни) и субурганы (мемориальные сооружения для хранения священных реликвий). Частично сохранился один из старинных субурганов в местечке Аран Булукблиз села Уманцево Сарпинского района. Ламаистские монастыри становились зимними ставками местных феодалов и постепенно обрастали поселениями торговцев и ремесленников, превращаясь в населённые пункты. В декабре 1943-го, после депортации калмыцкого народа все храмы разрушили. В 1956 калмыкам разрешили вернуться, однако буддийские общины были запрещены до 1988 года.

Далай-лама - «океан-учитель», первосвященник церкви, почитается среди буддистов c XV века. После смерти очередного Далай-ламы, учитель перерождается человеческим образом и отыскивается тибетскими монахами среди 2-4-летних мальчиков. Ныне здравствует Далай-лама XIV, которому дали имя Тензин Гьяцо («Океан-учитель» по тибетски). Осенью 2004г. он посещал Элисту и провёл церемонию освящения нового буддийского святилища - Геден Шеддуп Чойкорлинг. После церемонии Далай-лама совершил обряд устной передачи знания.

В декабре 2006 года Далай-лама XIV награждён высшим орденом Республики Калмыкия - Орденом Белого лотоса. Награду доставил в его резиденцию в Дхарамсале Президент РК Кирсан Илюмжинов верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.