Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание в единой системе руки двух взаимозависимых зон - силовой и игровой 6 страница






б) менять направление движений, сводя предплечья навстречу друг другу. При вращательных движениях предплечий со­хранять постоянные ощущения двух зон рук.


В теоретическом разделе работы этому движению было уделено большое внимание. Объединяющее, оно дает возмож­ность организовать все части движущейся руки - от лопатки до кисти и пальцев - в единую систему, единый целостный меха­низм. Работая с учеником, особенно начинающим, педагог дол­жен постоянно помнить, что все двигательные действия кисти и пальцев полностью подчинены действиям всей руки, базирующимся на движениях размаха.

Упражнение, воспитывающее необходимые базовые ощущения в силовых и игровых частях руки при организации движений размаха

Вариант 1:

а) исходная позиция: плечевые части рук прижаты к бокам, локти согнуты - предплечья подняты; пальцы сложены в кулаки;

б) поднимать плечевые части рук и отводить их несколько назад по дугообразной линии; предплечья постоянно фиксиро­ваны;

в) возвращать руки в исходное положение, концентрируя внимание на ощущениях в плечевых частях рук; воспитывае­мые ощущения в силовых зонах рук являются начальными при организации движений размаха.

Вариант 2:

а) исходная позиция аналогична варианту 1;

б) поднимая плечевые части рук, разводить их в стороны, полностью разгибая при этом локтевые суставы; при разведе­нии рук раскрывать кулаки и разворачивать ладони в сторону спины;

в) возвращать руки в исходное положение; все движения по дугообразной линии.

При движениях размаха необходимо постоянно сохранять


ощущения ведущей - силовой зоны руки и ведомой - игровой зоны; ощущения игровой зоны как ведомой должны сохранять­ся как при фиксированных локтях, так и при их разгибаниях. Под ъемы рук и особенно их броски производить активными движениями.

Вариант 3 - движения горизонтального размаха при син­хронных разворотах корпуса и без разворотов корпуса.

а) исходная позиция аналогична вариантам 1 и 2;

б) при разведении рук корпус несколько поворачивать в правую сторону - синхронное движение с руками;

в) зафиксировав положение поднять«- разведенных рук, возвращать корпус и руки в исходное положение;

г) проделав упражнение 3-4 раза с разворотом корпуса в правую сторону, начинать упражнение с разворотом корпуса в левую сторону.

Поворотные движения корпуса в левую и правую стороны при разведении рук позволяют значительно увеличить ампли­туду размахового движения в обе стороны. Ощущения большей двигательной свободы рук достигаются за счет естественного увеличения амплитуды двигательных действий лопаточных областей рук.

Для сравнения следует проделать аналогичные упражнения без разворота корпуса. Легко убедиться в том, что статичное положение корпуса ограничивает двигательную свободу лопа­точных областей. При подходе рук в крайние положения, на­пряжения в мышечных группах лопаточных областей ощуща­ются значительно большие, чем при разворотах корпуса, дающих возможность увеличить амплитуду двигательных дей­ствий зон лопаток.

По мере автоматизации навыка повороты корпуса уменьша­ются до минимума. Сохраняются лишь первичные импульсы поворотных движений, соответствующие требуемым направ­лениям движений рук - больше вправо или больше влево.

Область кисти - пальцев

Анализируя взаимодействия двух зон руки и специфические особенности функционирования игровой зоны, следует обра­тить особое внимание на область кисти - пальцев, поскольку эта область имеет решающее значение в организации игрового- двигательного процесса. Кисть и пальцы в процессе игры на му­зыкальных инструментах совершают огромное количество весьма сложных и весьма точных по своим формам движений. В то же время область кисть-пальцы - физически наиболее сла­бая в системе руки и более других подвержена перенапряжени­ям и болевым ощущениям.

В подавляющем большинстве случаев перенапряжения и бо­левые ощущения в этой области не только являются первопри­чиной зажатости всей руки, но и провоцируют перенапряжения и болевые ощущения в мышечных группах спины, особенно области плечевого пояса, расположенных в непосредственной близости от позвоночника. В этой связи необходимо уделять особое внимание организации двигательных действий кисте­вых суставов и пальцев, добиваясь максимальной точности их действий, укреплению их мышечных групп и развитию их гиб­кости и эластичности.

Причины, вызывающие напряжения в области кистевых су­ставов и пальцев, весьма различные. Ими могут быть в первую очередь:

а) излишняя активность изолированных кистевых движе­ний, противопоказанных кистевому суставу, в то время как все его двигательные действия должны быте вторичными, отли­чаться наименьшей степенью активности и полностью подчи­няться действиям силовых зон рук;

б) неправильные направления движений кистевых суставов, провоцирующие перенапряжение мышечных групп этой зоны - к примеру, излишние сгибания и прогибания кистевых суставов в вертикальной и особенно в горизонтальной плоскостях;

в) одна из главных причин перенапряжений в зоне кисте­вых суставов - недостаточное или неравномерное развитие мышц-сгибателей и особенно разгибателей, расположенных в области оснований пальцевых суставов. В результате подобно­го негативного явления активные пальцевые действия в облас­ти их основных фаланг зачастую заменяются (компенсируют­ся) кистевыми движениями. При этом мышечные группы, расположенные в зоне кистевых суставов, берут на себя допол­нительные силовые функции. Именно недостаточное развитие основных фаланг, особенно слабых пальцев - безымянного и мизинца, более всего проявляющееся при подъемах этих паль­цев, провоцирует их перенапряженность. Мгновенно передава­емая на кистевой сустав постоянная перенапряженность вызы­вает болевые ощущения, которые чаще всего распространяются по линии мизинец - кистевой сустав и далее по внешней сторо­не предплечья - плеча;

г) неправильное направление опоры руки на основание кис­тевого сустава при контактах пальцев с музыкальным инстру­ментом. В данном случае направление опоры руки идет не в сторону силовой зоны кистевого сустава - основания большо­го и указательного пальцев, а в сторону слабых пальцев - ми­зинца и безымянного.

Для предохранения кистевых суставов и пальцев от перена­пряжений необходим комплекс специальных гимнастических упражнений, главная цель которых - развитие и укрепление всех мышечных групп области кисти и, особенно, оснований пальцев. Особое внимание при этом необходимо уделять сла­бым пальцам - мизинцу и безымянному. При этом автономные двигательные действия кистевого сустава, особенно в сторону его сгиба допускаются в пределах естественной амплитуды движений - без каких либо искусственных напряжений.

В то же время при выполнении гимнастических упражнений допускается известная степень контролируемого увиличенного напряженного состояния мышц-разгибателей в зонах кистевых суставов и пальцев, необходимая в целях их физического разви­тия. К примеру, активные отбрасывания основных фаланг паль­цев в сторону их разгиба, а также активные разгибания кисте­вых суставов - подъемы их кверху.

Кисть и различные виды ее движений

Упражнение 1.

а) из исходного положения: зафиксировать левой рукой предплечье правой руки в районе кисти;

б) активно поднимать кисть, разгибая кулак. Мягким, элас­тичным броском опускать ее вниз, складывая пальцы в кулаки - 8-10 раз;

в) круговые движения кистевого сустава аналогичны дви­жениям локтевого сустава - разводящие и сводящие, предпле­чье постоянно фиксировано;

г) те же действия левой рукой.

Упражнение 2.

Движения кистевых суставов обеих рук:

а) подъемы и броски;

б) круговые движения.

При выполнении всех упражнений необходимо сохранять ощущение подвешенного состояния рук и неподвижное поло­жение их плечевых частей.

Во время подъема кистей - допустимо напряженное состоя­ние в зонах кистевых суставов при любых видах их движении; при бросках кистей (их падениях) - максимальные расслабления.

Данные упражнения направлены на ощущения максималь­ной свободы двигательных действий игровых зон рук, а также отдельных их частей - предплечий, кистей и пальцев. Эта сво­бода является результатом усилий силовых зон, при условии, что неизменно сохраняются ощущения подвешенного состоя­ния рук и их веса.

Наряду с воспитанием ощущений двух взаимозависимых зон рук, упражнения рекомендуемого комплекса способствуют развитию эластичности и укреплению мышечных групп, окружающих тот или иной конкретный сустав - плечевой, локтевой и кистевой. Осознание взаимодействия этих мышечных групп в большей степени служит профилактикой профзаболеваний рук.

Комплексы упражнений, направленные на воспитание пальцевых ощущений, появляющихся при их опоре на конкретную плоскость; воспитание их взаимодействий при различных вариантах опоры на плоскость

Уже неоднократно отмечалось, что целостность ощущений всей руки более всего проявляется при ее опоре на конкретную плоскость. В этих целях весьма целесообразны все упражне­ния, рекомендованные в разделе «Точки опоры рук». Однако все рекомендованные ранее упражнения предусматривали опо­ру руки только на основания кистей, без учета дифференциро­ванных пальцевых ощущений.

Базовые ощущения при опоре корпуса на вытянутые пальцы; локти выпрямлены и фиксированы

вариант 1:

а) подойти к стене или к столу на расстояние вытянутых рук;

б) поднять руки и опереться на плоскость ногтевыми фалан­гами вытянутых и несколько прогнутых внутрь пальцев. Ладо­ни отведены от плоскости - не прикасаются к ней; кисть со­ставляет с предплечьем единую линию; локти выпрямлены, небольшой разворот локтей в сторону большого, указательно­го и среднего пальцев - основная опора корпуса в сторону этих пальцев. Безымянный палец и мизинец держать в ненапряжен­ном состоянии; локтевые суставы постоянно фиксированы - неподвижны;

в) зафиксировав прогнутое положение пальцев, нескольки­ми пружинными движениями корпуса увеличивать и умень­шать его давление на прогнутые пальцы - особенно их ногте­вые фаланги;

г) при движениях корпуса вперед опора полностью перено­сится на ногтевые фаланги прогнутых пальцев; ощущения в ногтевых фалангах аналогичны тем, которые появляются при опоре корпуса на основания ладоней. Однако, учитывая пло­щадь опоры, на которую происходят нажимные действия, сила опоры на пальцы должна быть меньшей, чем на основания ла­доней. При опорных движениях корпуса вперед пальцы следу­ет несколько прогибать внутрь - пружиня их.

Эти упражнения формируют основополагающее ощущение максимальной опоры корпуса на прогнутые пальцы.

Вариант 2:

а) для контраста ощущений: опереться на стол пальцами со­гнутыми в ногтевых фалангах, ногтевой частью подушечки; по­ложение кисти аналогично первому варианту; локти выпрямле­ны и фиксированы;

б) двигать корпус вперед, постепенно увеличивая его опору на согнутые закругленные пальцы; по мере увеличения давле­ния корпуса на согнутые пальцы медленным скользящим дви­жением полностью выпрямлять все пальцевые фаланги, особен­но ногтевые, прогибая их внутрь, и широко разводить все пальцы в стороны - в большей степени большой и мизинец. При выпрямлении пальцев ладони к плоскости не приближать - ка­саться плоскости только полностью прогнутой ногтевой фалан­гой;

в) возвращать пальцы в исходное - согнутое закругленное положение, постепенно уменьшая давление на них корпуса; при выполнении всех действий локти постоянно фиксированы.

Теперь важно сравнить ощущения. При опоре корпуса на со­гнутые ногтевые фаланга (вариант 2) в пальцах ощущаются весьма значительные перенапряжения, которые распространя­ются не только на всю руку, но и на весь плечевой пояс. Согну­тые пальцы (ногтевые фаланги) не выдерживают каких-либо значительных напряжений. В то же время опора на вытянутые- прогнутые пальцы несравненно более оптимальная, ибо «пружинность» вытянутых пальцев позволяет добиться максималь­ной опоры корпуса на ногтевые фаланги.

Опора корпуса на вытянутые пальцы при прямых фиксиро­ванных локтях воспитывает в руках фундаментальные ощуще­ния двух крайних зон руки - зона лопаток - кисть и пальцы. Данный вариант опоры корпуса на вытянутые пальцы - не иг­ровой, а промежуточный.

Упражнение 2.

Опора корпуса на пальцы при разворотах локтей (игровой вариант, направленный на укрепление мышечных групп всех пальцевых фаланг - особенно ногтевых и оснований пальцев) - развитие гибкости ногтевых фаланг; воспитание дифференци­рованных ощущений в различных группах пальцев, подготовка пальцев к контактам с музыкальными инструментами.

а) опереться на стену или на стол пальцами, согнутыми (за­кругленными) в ногтевых фалангах;

б) разворачивать локти в стороны, распрямляя и прогибая при этом пальцы и перенося максимальную опору корпуса на локтевые суставы. Разворот локтей и перенесение опоры кор­пуса на локтевые суставы формирует в руках ощущение двух взаимозависимых зон, а также позволяет с наименьшей затра­той силы перенести опору рук на зоны сильных пальцев - боль­шого и указательного. Тем самым достигается большая двига­тельная свобода слабых пальцев - мизинца и безымянного;

в)те же действия, разворачивая локти в стороны, перено­сить опору корпуса на четыре пальца; мизинец поднимать вверх;

г) те же действия с переносом опоры корпуса на три силь­ных пальца - безымянные и мизинцы при этом поднять. Дан­ный вариант опоры корпуса только на сильные пальцы - опти­мальный. Он позволяет сосредоточить максимум нажимных действий рук только на зоны сильных пальцев, являющиеся точками опоры кистевых пальцев, и таким образом увеличи­вать их сопротивляемость нажиму корпуса;

д) все действия аналогичны предыдущем, од нако опору кор­пуса на пальцы при разворотах локтей осуществлять в обрат­ном порядке:

 

1. на три пальца;

2. на четыре пальца;

3. на пять пальцев.

 

е) дополнительные варианты: те же действия с опорой кор­пуса на четыре пальца - без больших (большие подняты и нахо­дятся в расслабленном состоянии «на весу»);

ж) те же действия: упражнение «октава». При разворотах локтей опору корпуса переносить на большой палец и мизинец- остальные пальцы не касаются плоскости - подняты и находят­ся в расслабленном состоянии.

В результате этих упражнений ученик должен убедиться в том, что последовательный перенос опоры корпуса на опреде­ленные группы вытянутых пальцев (при непременном условии опоры на их ногтевые фаланги) позволяет добиться дифферен­цированных ощущений в различных группах пальцев, содейст­вует развитию их мышечных групп и эластичности - особенно это касается ногтевых фаланг. Предлагаемый цикл упражне­ний весьма эффективен для воспитания базовых ощущений, формируемых в пальцах при их контактах с музыкальными ин­струментами.

Упражнение, направленное на развитее и укрепление мышечных групп основных фаланг пальцев

а) исходная позиция: положить ладонь на стол, все пальцы раз­вести несколько в стороны;

б) из этого положения - активно поднимать до предела, по­следовательно, каждый палец и возвращать его в исходное по­ложение свободным броском; при подъеме пальцев ладонь от плоскости не отводить. Упражнение делать правой и левой ру­кой; каждый палец поднимать и опускать 3-4 раза. При выпол­нении упражнения особое внимание обращать на активизацию подъема слабых пальцев - 5-го и особенно 4-го.

На первом этапе упражнений целесообразно ладонью сво­бодной руки сверху зафиксировать основание всех пальцев. Ощущения при подъёме пальцев: максимальное напряжение в зоне основных фаланг пальцев, при бросках - максимальное их расслабление. Упражнение аналогично натянутой и отпущен­ной пружине: падение пальцев, возвращающее их в исходное - расслабленное положение, должно происходить по инерции по­сле активного напряжения при подъеме пальцев.

Данное упражнение показывает, что активный подъем (от­брос) позволяет падающим по инерции пальцам легко коснуть­ся струны или клавиатуры и надавить на них силой своего веса - при минимально необходимом дополнительном нажиме. Описываемый метод служит доказательством того, что основ­ное движение пальцев - это их активный подъем и его следует всемерно развивать. Этот метод принципиально отличается от практикуемого нередко метода чрезмерного нажима на струну или клавиатуру пальцев за счет их активных силовых нажим­ных действий. Чрезмерный нажим пальцев ограничивает их двигательные возможности при игровых действиях и провоци­рует появление так называемых «тяжелых пальцев».

Главные цели упражнения: укрепление основных фаланг пальцев; регулирование процессов их напряжений и расслабле­ний; всемерное развитие их самостоятельности и независимо­сти при любых видах двигательных действий на музыкальных инструментах.

 

Автономные двигательные действия кистевых суставов и пальцев

Упражнение, направленное на воспитание ощущения взаи­мосвязей между сильными и слабыми пальцами.

Вариант 1:

а) сесть на стул: поднять предплечье левой руки ладонью вниз; локоть зафиксировать плотно к боку; правой рукой за­фиксировать кистевой сустав ближе к основанию вытянутых пальцев;

б) поднимать кверху все пальцы, развода их в стороны и на­прягая до предела основания пальцев;

в) зафиксировав положение напряженных пальцев, актив­ным движением бросать их вниз, при этом максимально рас­слабляя и прогибая ногтевые фаланги после падения пальцев на ладонь. Проделать 5-7 раз быстрые и свободные движения пальцами вверх - вниз без каких-либо напряжений в кистевом суставе; кистевой сустав при этих движениях находится в фик­сированном - неподвижном положении.

Вариант 2:

Развернуть плечевую часть руки ладонью вверх; зафиксиро­вать кистевой сустав у его основания; отбрасывать вниз вытя­нутые пальцы, напрягая при этом их основания; бросать на ла­донь вытянутые пальцы, расслабляя их при касании ладоней и максимально прогибая ногтевые фаланги.

Вариант 3:

а) поднять левую руку ладонью вниз;

б) зафиксировать ладонью правой руки основания вытяну­тых пальцев левой руки - ладонью к ладони;

в) согнуть мизинец и безымянный палец и положить их на пальцы правой руки;

г) активно поднимать и опускать указательный и средний пальцы, напрягая их основания при подъеме и расслабляя при падении (мизинец и безымянный палец - в неподвижном поло­жении).

Вариант 4:

а) исходная позиция аналогична первому варианту;

б) согнуть указательный палец и положить его на пальцы правой руки;

в) активно поднимать и опускать пальцы - средний, безы­мянный и мизинец (аналогия с действием пальцев в первом ва­рианте).

Предлагаемое упражнение исключительно важно для уча­щихся, ибо оно воспитывает ощущения взаимосвязей между сильными и слабыми пальцами, столь необходимые при кон­тактах пальцев с любым музыкальным инструментом. При вос­питании правильных пальцевых и кистевых ощущений ученик должен почувствовать, что активные движения кистевого сус­тава вниз в сторону ладони - противоестественное, ибо неиз­бежно провоцирует перенапряжение мышечных групп-сгиба­телей. Следовательно, движение кистевого сустава вниз допускается только как минимально необходимое в пределах амплитуды естественного (ненапряженного) сгиба кистевого сустава.

Джоан Диксон напоминает:

«Запястье должно лежать максимально ровно, плоско. Сухо­жилия, которые крепят пальцы к сгибательным мышцам в предплечье, проходят через запястный канал. Если запястье со­гнуто, сухожилия встречают определенное трение каждый раз, когда пальцы приходят в движение. Постоянное трение и сжа­тие нервных окончаний в этом канале приводят к появлению острых болей, а затем к синдрому запястного канала, который печально известен тем, что плохо поддается лечению».3

Педагоги! Прислушайтесь к мнению Джоан Диксон.

 

Большой палец и его мышечные группы

Мышечные группы, расположенные в зоне основания боль­шого пальца, являются наиболее сильными в области кисти. Их активные действия дают ученику возможность регулировать напряжения, возникающие в процессе игры в области кистево­го сустава, доводить эти напряжения до необходимого миниму­ма и предохранять тем самым кисть от непроизвольных напря­жений. Развитию мышечных групп основания большого пальца следует уделять особое внимание.

Упражнение 1.

Круговые движения большого пальца:

а) исходная позиция: предплечье поднято ладонью вниз, пальцы вытянуты, локоть прижат к боку;

б) делать круговые движения большим пальцем, стараясь при этом максимально задействовать мышечные группы его основного сустава. С целью предохранения кистевого сустава от непроизвольных напряжений при круговых движениях боль­шого пальца целесообразно первоначально свободной рукой фиксировать кистевой сустав у основания предплечья;

в) сделав 4-5 круговых движений в одну сторону, менять на­правление движения;

г) упражнение делать последовательно каждой рукой. На­грузку на основание большого пальца при круговых движениях следует давать значительную.

д) то же упражнение делать двумя руками - их большими пальцами без фиксации кистей.

Упражнение 2.

Взаимодействия каждого из пальцев с большим ставит сво­ей целью: достижение максимальной двигательной свободы в кистевом суставе при падении пальцев в сторону основания большого пальца; укрепление мышечных групп основных фа­ланг пальцев при активном отбрасывании пальцев от ладони (основания большого пальца).

Вариант 1 - нетрадиционный.

а) исходная позиция: поднять предплечье ладонью кверху, па­льцы вытянуты и разведены в стороны, локоть прижать к боку;

б) из этого положения: согнуть пальцы в основных фалан­гах (ногтевые фаланги вытянуты) и положить их в сторону ос­нования большого пальца, стараясь при этом, чтобы мизинец первым лег на нижнюю границу основания большого пальца. Пальцы не следует прижимать к ладони силой;

в) для проверки правильности ощущений, появившихся при взаимодействии всех пальцев с основанием большого (нетра­диционный вариант расположения пальцев), сделать несколько сгибаний н разгибаний кистевого сустава (движения кистевой вибрации);

г) зафиксировав положение упавших пальцев, активно от­брасывать пальцы в исходное положение;

д) для облегчения пальцевых действий фиксировать пред­плечья свободной рукой. Упражнение делать последовательно каждой рукой в отдельности.

Ощущения, воспитываемые при сгибании основных суста­вов пальцев я их падении на основание большого пальца, - мак­симальная свобода в падающих пальцах, их легкое касание ла­дони. При отбрасывании пальцев - максимальное напряжение в основных фалангах пальцев.

Для сравнения ощущений: положить пальцы традиционно на ладонь, вытянув их в сторону кистевого (устава и сделать аналогичные сгибания и разгибания кистевого сустава. Срав­нивая ощущения, приходам к выводу: при традиционном мето­де расположения пальцев - в сторону кистевого сустава - на­пряжения в кистевом суставе ощущаются больше, чем при нетрадиционном, когда пальцы расположены в сторону основа­ния большого пальца;

Упражнение 3.

а) исходная позиция аналогична предыдущим упражнени­ям;

б) активным движением последовательно опускать каждый из пальцев на основание большого и возвращать в исходное по­ложение. Упражнение начинать с указательного пальца, дохо­дить до мизинца и возвращаться в обратном порядке;

в) обратный вариант: упражнение начинать от мизинца и возвращаться к указательному пальцу;

г) как и в предыдущих случаях, упражнение делать последо­вательно каждой рукой в отдельности и фиксировать основа­ние предплечья.

Упражнение 4.

Активный контакт большого пальца с каждым пальцем руки.

а) аналогичная исходная позиция;

б) встречные движения большого пальца с каждым из пальцев;

в) сводить и разводить большой палец последовательно с каждым из пальцев за счет активного сгибания и особенно ак­тивного разгибания его основной фаланги. При сведении паль­цев ногтевые фаланги должны касаться друг друга (имитация щипчиков);

г) встречные движения пальцев следует начинать от актив­ного движения большого пальца к указательному, затем после­довательно двигать его в сторону мизинца и возвращать в об­ратном направлении;

д) встречные движения большого пальца с каждым из пальцев делать по 2-3 раза, по мере овладения приемом - по одному разу, увеличивая при этом скорость встречных движений пальцев.

Воспитание нетрадиционного варианта расположения пальцев в сторону основания большого имеет для музыкантов существен­ное преимущество. Предлагаемый вариант позволяет добиться не только большей координации действий каждого из пальцев с большим, но и добиться большей двигательной свободы в кис­тевом суставе при контактах пальцев со струной или клавиату­рой, требующих максимально свободного его состояния.

 

Комплексы базовых подготовительных упражнений для музыкантов, играющих в положении сидя (упражнения без инструмента)

Ощущения сбалансированного равновесия верхней части корпуса, столь необходимое при игре в положении стоя, необ­ходимо сохранять и при игре в положении сидя. В этой связи следует использовать комплексы всех базовых упражнений, связанных с наклонами корпуса вперед в момент приседания и в момент посадки на стул.

При игре в положении сидя необходимо воспитывать и со­хранять важнейшие ощущения: в первую очередь - постоянную опору верхней части корпуса на бедренные части ног. Столь же необходимо сохранение прямого положения спины (прогнутое вперед положение области поясницы и неизменно прямое поло­жение позвоночника), позволяющее обеспечить ощущения не­напряженного состояния мышечных групп спины - плечевого пояса. Также обязательно прямое или несколько откинутое на­зад положение головы при любых видах движения верхней час­ти корпуса и рук. Автономные движения головы при наклонах корпуса вперед должны быть полностью исключены. В этой связи сгибания и разгибания верхней часта корпуса произво­дить только в области тазовой части корпуса (копчика). Долж­ны сохраняться и постоянные ощущения двух зон рук при лю­бых формах их движений.

Благодаря такому способу посадки музыкант приобретает устойчивые навыки контроля ненапряженного состояния пле­чевого пояса, а также возможность регулировать степень на­пряженного состояния силовых зон рук и ненапряженного - иг­ровых в процессе игры. Перечисленные факторы позволяют предохранять область мышечных групп позвоночника при игре в положении сидя от непроизвольных перенапряжений.

Сидя на стуле, необходимо проделать комплексы основных упражнений для рук, рекомендованных и описанных при игре в положении стоя:

1) подъемы и броски плечевых частей рук - локти согнуты, предплечья фиксированы;

2) выносы рук вперед - движения рук по дугообразной ли­нии, позволяющие воспитать:

 

а) ощущения подвешенного состояния рук;

б) ощущения двух зон рук;

в) ощущения подвижности локтевых и кистевых суставов в разных плоскостях положения рук и при разных формах их движений.

 

 

Упражнения, позволяющие воспитать движения горизон­тального размаха

Упражнение 1.

Вариант 1:

а) сесть на стул и опереться вытянутыми руками (ладоня­ми) на край стола;

б) отводить корпус назад и возвращать его вперед, опираясь на вытянутые руки; при наклонах корпуса вперед, локти не сгибать, наклоны корпуса вперед минимальные;

в) при наклонах корпуса вперед максимальная опора на ла­дони.

Ощущения двух крайних зон рук - зоны лопаток - кистей; воспитание ощущений точек опоры рук на конкретную плос­кость.

Вариант 2:

а) подойти к столу и положить ладони на край стола;

б) опираясь на ладони и наклоняя корпус вперед, опустить­ся на край стула;

в) садясь на стул, опереться грудью на край стола;

г) из этого положения: опираясь на руки, отводить корпус назад и возвращать его в исходное положение; не касаться при этом грудью стола;

д) при наклонах корпуса вперед разводить локти в стороны и опираться корпусом - плечевым поясом максимально на зо­ны локтевых суставов. При опоре корпуса на локтевые суста­вы, опора на ладони минимальная. Основная цель упражнения: необходимо добиваться ощущения двух зон рук, возникающих при опоре их на плоскости.

Упражнение 2.

а) сесть на стул ближе к столу;

б) положить локти на край стола - предплечья подняты кверху, пальцы сложены в кулаки;

в) наклонить корпус вперед, плотно опираясь на локти;

г) активно бросать предплечья на стол, раскрывая при бро­сках ладони; при бросках предплечий, корпус несколько накло­нять вперед, более плотно опирая его на локти; при подъеме предплечий корпус возвращать в исходное положение;

д) зафиксировать в руках четкое ощущение двух зон: макси­мальные напряжения в силовых и минимальные - в игровых.

Воспитываемые ощущения максимальной двигательной свободы в игровых зонах рук являются ассоциативными, ими­тирующими контакты рук с музыкальными инструментами - например, клавиатурой.

Упражнение 3.

Сидя на стуле, проделать упражнения, связанные при разво­ротах локтей с переходом от круглых пальцев на вытянутые, а также упражнения с опорой рук на различные группы пальцев.

Упражнение 4.

Воспитание движений размаха в положении садя при опоре рук (локтей) на плоскость:

а) опереться локтями на стол; предплечья подняты и фикси­рованы;

б) разводить плечевые части рук в стороны и назад, полно­стью разгибая при этом локтевые суставы и выпрямляя пред­плечья;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.