Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание в единой системе руки двух взаимозависимых зон - силовой и игровой 3 страница






Ученик, особенно начинающий, не может без излишних мы­шечных напряжений поднять руку в рабочее подвешенное по­ложение, а тем более удерживать ее на весу длительное время без предварительной подготовки. Непременное условие такой подготовки - осознание и фиксация в памяти ученика опти­мальных мышечных ощущений в области плечевого пояса, осо­бенно зоны лопатки и плечевого сустава при движущейся руке в опущенном ее положении, постоянное ощущение веса руки и, на этой основе, сохранение перечисленных базовых ощущений при подъеме руки.

Следующая рекомендация: «при помощи размахового дви­жения внимание начинающего нужно привлечь к ощущению двигательной свободы в плечевом суставе». Сама рекоменда­ция вполне закономерна. Однако при обращении к начинающе­му ученику, по нашему мнению, прежде всего необходимо об­ратить внимание не на применение размахового движения, а на его предварительное воспитание. Размаховое движение - одно из основных, фундаментальных двигательных ощущений руки. Основная цель его - осознание двигающейся руки как единой двигательной системы.

В этой связи необходима максимальная концентрация вни­мания начинающего ученика не на плечевой сустав, а на зону лопатки - как начала руки. Только на основе первичного (опти­мального) ощущения зоны лопатки возможно ощущение веса провисшей руки и достижение двигательной свободы в плече­вом суставе. Приступая к воспитанию размахового движения, начинающий ученик должен не только концентрировать макси­мум внимания на зону лопатки, но и фиксировать в памяти те положения, при которых ощущение всей руки и ее двигатель­ной свободы проявляется максимально. Таким оптимальным положением руки является отведение ее назад в сторону спи­ны (лопатки).

Следовательно, раскрепощенное состояние плечевого сус­тава - явление вторичное, и начальная концентрация внимания ученика только на эту область движущейся руки не может обеспечить должного, а тем более стабильного положительно­го результата.

И, наконец, каким образом педагог, особенно малоопыт­ный, может проследить «за состоянием мышц (ученика - В.

М.), устраняя излишние напряжения»? В данном случае педагог искусственно навязывает ученику свои ощущения свободного состояния мышц. Эти ощущения ученик без предварительной тщательной подготовки может только в какой-то степени по­чувствовать и принять, а может вовсе и не почувствовать. Как видно из изложенного, предлагаемый авторами метод работы основывается в значительной степени на интуитивном воспри­ятии ученика, а не на последовательном воспитании стабильно осознанных ощущений.

Сопоставим два подхода к решению проблемы, связанной с овладением первичными двигательными навыками. По наше­му мнению, метод осознанного овладения первичными двига­тельными навыками на базе воспитания строго определенных ощущений в локальных мышечных группах более эффективен и дает более стабильные результаты, чем метод овладения дви­жениями без предварительной мышечной подготовки, опираю­щейся в большей степени на интуицию ученика. Более того, именно благодаря сознательному овладению первичными дви­гательными навыками на базе конкретных мышечных ощуще­ний ученик сможет в дальнейшем добиться стабильной испол­нительской свободы и сознательно управлять двигательными действиями рук.

1 Дж. Диксон, «Игра без боли». Газета «Ключ», февр., 1994, с. 8

1 Э. Камилларов, «О технике левой руки скрипача» Л., 1961, с. 3

3 Ю. Янкелевич, «Педагогическое наследие», М. 1983, с. 60

4 И. Лесман, «Пути развития скрипача», Ленинград, 1934, с. 18

5 Ф. Штейнгаузен, «Физиология ведения смычка». М. 1930, с. 11-12

6 В. Майоров, Ш. Тац, «Руки музыканта», Каунас, 1996

7 М. Либерман, М. Берлянчик, «Культура звука скрипача», М., 1985


Часть III

Система специальных упражнений

Предлагаемая система специальных гимнастических уп­ражнений строится на основе строгого соблюдения основных физиологических закономерностей функционирования орга­низма и направлена на формирование двигательного процесса музыканта-исполнителя, обоснованного в предыдущих главах. При этом максимально учитываются специфические особенно­сти этого процесса.

Исключительное значение при выполнении гимнастических упражнений придается психологическому - волевому фактору.

Основополагающими принципами предлагаемой системы упражнений являются:

1) единство ощущений всей мышечной сферы человеческо­го организма. Ни одно локальное (единичное) действие-движе­ние не должно ощущаться изолированно;

2) первичность ощущений - вторичность движений как ос­нова формирования двигательного-игрового процесса и его уп­равления. Все двигательные действия музыканта должны быть полностью подчинены психологическому фактору - макси­мальной концентрации его внимания на определенные (кон­кретные) точечные зоны в локальных мышечных группах, формирующих то или иное движение-действие;

3) фундаментом для построения двигательной системы музыканта-исполнителя являются силовые (крупные) мышечные группы, служащие активными генераторами силы в организме;

4) действия мелких мышечных групп должны быть мини­мально активными, строго организованными и полностью подчиненными генераторам силы;

5) строгая периодичность (чередование) процессов напря­жений и расслаблений в активно функционирующих мышеч­ных грушах - как непременное условие четкой организации двигательного процесса исполнителя;

6) и, наконец, особое внимание в процессе упражнений должно быть уделено двигательным действиям рук, а также их взаимодействиям - координации их двигательных действий.

Все подготовительные комплексы упражнений следует на­правлять на воспитание ощущений руки как составной часта корпуса и на этой основе формировать ед иную двигательную си­стему, в которой действия каждой из частей должны быть взаи­мосвязаны с общими двигательными ощущениями всей руки.

Система специальных гимнастических упражнений ставит своей основной задачей воспитание у музыкантов определен­ных мышечных взаимосвязей. Она дает возможность исправить недостатки двигательного характера, появившиеся в результате педагогического просчета в период работы над постановкой, а также позволяет снять излишние мышечные напряжения, по­явившиеся у музыканта вследствие физических перегрузок, свя­занных с интенсивной исполнительской деятельностью. Кроме того, регулярные занятия комплексами упражнений способству­ют развитию и совершенствованию двигательных навыков ис­полнителя, содействуют поддержанию на должном уровне его инструментального мастерства и помогают поддерживать долж­ную физическую форму.

Применение системы специальных упражнений весьма эф­фективно также при исправлении серьезных дефектов, связан­ных со спиной и позвоночником, - восстановлении их функ­ций.

Как пишет Г. Холл; «Спина, (а, следовательно, и позвоноч­ник - ЯМ) обладает способностью к самовосстановлению».1 Причем, следует добавить с полным основанием - к достаточ­но быстрому самовосстановлению. Регулярные и интенсивные занятия системой упражнений позволяют в весьма короткие сроки - в течении шести-восьми недель в значительной степе­ни ликвидировать столь сложные проблемы, как постоянные перенапряжения мышечных групп спины и деформация позво­ночника, а также снять болевые ощущения в области спины, рук и шеи. Свидетельство тому - результаты применения авто­ром предлагаемой системы при занятиях с людьми самых раз­личных профессий и разного возраста, в том числе и 50+.

Система упражнений также дает возможность воспитать в организме новые мышечные взаимосвязи, основанные на стро­гом соблюдении основных физиологических двигательных за­кономерностей. Благодаря этому не только предупреждается возвращение к старым движениям, провоцирующим перена­пряжения в мышечных группах, но и предотвращаются новые очаги перенапряжений.

Речь, следовательно, идет о формировании оптимальной осанки музыканта, дающей возможность сохранять сбаланси­рованное равновесие корпуса в процессе игровых действий. Корректируются дефекты осанки, возникшие в результате до­пущенных ошибок в период работы над постановочными эле­ментами. Воспитываются новые жизненно важные навыки - стоять, ходить, сидеть, двигать руками и головой, поднимать груз; умение сводить к необходимому минимуму напряжения в мышечных группах организма.

Данная система упражнений принципиально отличается от других видов общих гимнастик, ставящих своей целью сугубо физическое развитие человека и укрепление его мышечной сферы на простейшем двигательном уровне при минимальном участии сознания. Степень напряжений в мышечных группах, формирующих определенные движения, не учитывается и не регулируется целенаправленным психологическим контролем. Более того, чем сильнее мышечные напряжения при подобно­го рода движениях, тем они считаются более эффективными. Таким образом, силовые приемы культивируются как самоцель - напряжение ради напряжения.

Как видно из вышеизложенного, мышечные напряжения в таких случаях не локализуются в определенных мышечных группах, и поэтому нет возможности активно контролировать их целесообразность. Более того, в гимнастических упражне­ниях, направленных на силовые приемы, не учитывается физи- алогически обоснованная направленность двигательных дейст­вий различных частей корпуса, рук и головы.

Для занимающихся обычной гимнастикой не только степень напряжений, но также и периодичность напряжений и расслабле­ний не имеют принципиального значения и, как правило, проис­ходят стихийно - непроизвольно. Для музыкантов же строгая пе­риодичность процессов напряжений и расслаблений играет решающую роль и определяет в конечном счете уровень инстру­ментального мастерства.

Принципиальное отличие специальной системы гимнастики заключается в ее профессиональной направленности. Уже на на­чальной стадии занятий происходит отбор целесообразных дви­жений, совершаемых при минимально необходимом приложении физической силы и под непрерывным контролем сознания. На начальном этапе занятий система ставит своей целью организа­цию целесообразных движений, не связанных с конкретными ин­струментальными приемами. Этот этап имеет две главные зада­чи: воспитание в организме основных мышечных взаимосвязей, базирующихся на активных действиях силовых мышечных Групп, и воспитание ощущений взаимозависимости и взаимодей­ствий этих мышечных групп в процессе любого движения. На этой основе создаются пред посылки осознания (ощущения) все­го организма как целостной двигательной системы.

На следующем этапе занятий система формирует двига­тельные навыки, связанные непосредственно с конкретными инструментальными приемами. В этих целях используются комплексы соответствующих имитирующих движений, направ­ленных на воспитание зонно-точечных ощущений в локальных мышечных группах. Внимание ученика концентрируется на строго определенных мышечных группах и локализации их по­средством тактильных (осязательных) ощущений. Таким обра­зом, на основе локальных тактильных ощущений формируются комплексы осознанных целесообразных движений. Локализа­ция ощущений помогает ученику избавиться от сопутствую­щих ненужных напряжений.

Система упражнений, базирующаяся на принципах зонно-то­чечных ощущений, дает возможность уже в начальный период работы добиться стабильности и идентичности формирующих­ся навыков (приемов) и тем самым заложить основы управляе­мости двигательным процессом, а следовательно и основы координации рук. Система значительно сокращает время поисков необходимых ощущений и движений и предохраняет ученика от совершения им неосознанных движений.

Одновременно с формированием сугубо двигательных эле­ментов - первичных двигательных навыков - система предус­матривает психологический фактор уже на самой ранней ста­дии обучения. Он основан на максимально осознанном контроле силовых действий мышечных групп, поиске и отборе оптимальных усилий при формировании каждого конкретного движения. Целесообразные навыки, которые при этом воспи­тываются, дают возможность выполнять каждое движение с минимально необходимой затратой физической силы. Психологический фактор, таким образом, приобретает особое значе­ние на этом этапе занятий, имитирующем двигательный игровой процесс.

В работе по гимнастической системе весьма целесообразно чередовать метод осязательных и ассоциативных ощущений в активно работающих мышечных группах - генераторах силы, и применять его в каждом конкретном случае целенаправленно.

Особое внимание в системе специальных упражнений уде­лено различным видам двигательных действий рук и их от­дельных частей. Этот раздел упражнений - центральный. Он учитывает все специфические действия рук музыкантов. При этом, что особенно важно, все внимание занимающихся гимна­стикой направлено на воспитание осознанного активного уп­равления процессами напряжений и расслаблений руки при формировании различного рода игровых навыков. В этой свя­зи, одна из основных задач упражнений - преодоление «насто­роженной реактивности» руки - непроизвольного ее торможе­ния при свободном падении.

При выполнении всех упражнений максимальное внимание должно быть уделено состоянию спины и позвоночника, всесто­роннему развитию мышечных групп, окружающих позвоночник. Поэтому во время игры активные силовые действия мышечных групп области позвоночника должны быть направлены в сторону от позвоночника, чтобы предохранить его от сдавливания и де­формации. Деформация позвонков, возникающая вследствие их сдавливания напряженными мышечными группами не только вызывает болевые ощущения в различных участках спины, но и весьма негативно влияет на решающую роль позвоночника в уп­равлении всем двигательным процессом организма.

К примеру; активные силовые действия мышечных групп об­ластей лопаток должны быть направлены в сторону от позвоноч­ника; в сторону плечевых суставов и плечевых частей рук. Пре­дусмотрено также сохранение максимально прямого положения спины и шеи при выполнении каждого упражнения.

Система специальных упражнений учитывает тенденцию су­ставов к статике, их инертность, а также то, что направление их двигательных действий обусловлено спецификой взаимодейст­вий мышечных групп, окружающ их данный сустав. Любое невер­ное, с точки зрения физиологии, направление движения суставов провоцирует перенапряжение тех мышечных групп, которые приводят их в движение. Особенно учитывается то обстоятельс­тво, что всем суставам более свойственны от природы круговые движения или движения по дугообразной линии, чем сугубо пря­молинейные. При круговых и дугообразных движениях напряже­ния в мышечных группах, приводящих в движение суставы, на­много меньше, чем при прямолинейных.

Специфика двигательных действий человека заключается в том, что основная нагрузка ложится на более развитые от приро­ды мышечные группы-сгибатели. В результате подобной одно­сторонности действий мышечные группы-сгибатели постоянно перегружаются, а мышечные группы-расгибатели недогружают­ся. Дисбаланс в развитии мышечных групп-сгибателей и разги­бателей, залаженный от природы, со временем увеличивается, увеличивается и разобщенность их действий.

При выполнении каждого упражнения особое внимание должно быть уделено развитию мышц-разгабателей, зачастую от природы потенциально более сильных, чем сгибатели - урав­новешиванию их действия с мышцами-сгибателями.

Заметим, что при выполнении комплексов упражнений не­обходимо строго контролировать периодичность дыхания. В заключение автор хотел бы сослаться на мнение доктора С. Лубова: «Будущее состояние здоровья музыканта будет во многом зависеть от преподавателя, который осуществляет по­становку, и от тех профилактических мероприятий, которые могут рекомендовать медики».2 Разделяя утверждение доктора Лубова, подчеркнем, что пе­ренапряжения в процессе занятии музыкой, особенно в начальный период обучения, не следует рассматривать как неизбеж­ный факт. С перенапряжениями следует неизменно бороться всеми имеющимися средствами, предупреждать их. Этим це­лям и служит предлагаемая система специальных гимнастиче­ских упражнений.

Постановка корпуса как основа постановочного процесса музыканта и формирования его осанки; точки опоры корпуса и их нахождение при установлении базовой исходной позиции

У музыкантов любого профиля в процессе игры, особенно при игре стоя, постоянно изменяются как положение корпуса, так и его наклон. Неизбежно смещаются в известной степени и точки опоры корпуса. Однако приобретаемые в процессе гимнастических упражнений базовые ощущения точек опоры корпуса создают оптимальные условия, при которых сохраня­ется сбалансированное равновесие корпуса при любых измене­ниях его положения. Состояние сбалансированного равновесия корпуса, дающее возможность управлять двигательными действиями рук, возможно только при нахождении оптимальных точек опоры кор­пуса на ноги - как при игре стоя, так и при игре сидя. Это со­стояние обеспечивается постоянным ощущением опоры верх­ней части корпуса на нижнюю. При этом единство ощущений верхней и нижней частей корпуса формируется при опоре рук на боковые стороны тазовой части корпуса, их постоянно фик­сированным состоянием, а также ощущением постоянной опо­ры головы на мышечные группы лопаточной области. Ширина расположения ног при постановке корпуса должна учитывать индивидуальные особенности ученика - его рост, ширину плеч, соотношения длины верхней части корпуса и нижней.

На этой основе воспитывается оптимальный вариант исход­ной позиции, дающий начинающему ученику почувствовать опору верхней части корпуса на нижнюю. Рекомендуется сле­дующий порядок действий:

Предложить ученику несколько вариантов постановки ног - ширины их расположения по отношению к ширине плеч:

а) опущенные руки плотно прижать локтями к бокам и за­фиксировать их;

б) расположить ноги близко друг к другу;

в) постепенно раздвигать ноги до предельной ширины и возвращать их в начальное положение; руки при этом находятся в постоянно фиксированном состоянии.

Ученик должен сам почувствовать оптимальную для него ширину расположения ног, при которой плечевой пояс, вклю­чая руки, находится в наиболее благоприятном, ненапряжен­ном состоянии.

Найденную позицию при опоре на нога следует зафиксиро­вать в памяти ученика и использовать ее как исходную при лю­бых вариантах положения корпуса.

Формирование ощущения руки как единой двигательной системы - исключительно важный момент предпостановочного периода занятий. На этой основе в дальнейшем будут фор­мироваться все двигательные структуры руки как составной части корпуса.

Первое фундаментальное упражнение связано с формиро­ванием ощущений руки как единой двигательной системы на основе вертикального движения размаха: рука - маятник. Не­обходимо прежде всего зафиксировать локтевой сустав и со­здать в руке ед иную напряженную мышечную зону: от лопатки до кисти и пальцев. Затем:

а) опустить правую руку вдоль туловища, пальцы собрать в кулак, кистевой сустав поднять кверху - в сторону его разгиба и плотно зафиксировать локтевой сустав. Ученику следует объ­яснить, что локтевой сустав - это та граница, которая разделя­ет силовую и игровую части руки.

Для того, чтобы почувствовать оптимальное положение предложенного варианта, предлагается альтернативный вари­ант: зафиксировав локтевой сустав, сделать движение кистево­го сустава в обратном направлении - в сторону его сгиба.

Сравнивая оба варианта положения кистевого сустава, уче­ник должен почувствовать, что при подъеме кистевого сустава - движении в сторону его разгибания - мышечные напряжения идут по оптимальному пути - от кистевого сустава в сторону локтевого и плечевого. При таком положении кисти фиксация локтевого сустава неизбежна и наиболее естественна: в руке фиксируется единая напряженная зона. Управляемость руки при этом оптимальная. И наоборот, при повороте кистевого су­става вниз - в сторону сгиба, напряжение в кистевом суставе провоцирует напряженное состояние каждой из частей руки, но не создает ед иной напряженной зоны всей руки. Напряже­ния, при этом, носят хаотичный, изолированный характер. Локтевой сустав практически не фиксируется. Все это приво­дит к дисбалансу каждой из частей руки, их перенапряжениям и неуправляемости руки.

Педагог должен учитывать, что ощущение постоянно фик­сированного состояния локтевого сустава психологически весь­ма сложно для ребенка, привыкшего к постоянно разболтанно­му состоянию руки;

б) из исходного положения: фиксированной рукой сделать размах руки назад - в сторону лопатки и зафиксировать ощу­щение всей руки - от лопатки до кисти и пальцев. Отведенная назад фиксированная рука дает надежное ощущение лопаточ­ной зоны как начала руки;

в) не теряя ощущения фиксированной руки, плавным движе­нием вынести руку вперед. Основная цель размаха руки вперед - максимальное сохранение ощущения лопаточной зоны как начала руки при всех видах ее движений.

Неоднократно повторяя движения, ученик воспитывает:

1) стабильное ощущение лопаточной зоны как начала руки;

2) постоянное ощущения руки как единой двигательной си­стемы.

Таковы базовые условия при выполнении каждого упражне­ния всего комплекса.

Создание единой напряженной мышечной сферы в спинной части корпуса

Воспитание единой напряженной мышечной сферы спины - исключительно важный этап обучения музыканта. Это обус­ловлено следующим. В процессе игровых (двигательных) дей­ствий корпус музыканта, особенно его верхняя половина, боль­шую часть времени находится в наклоне вперед, в положении сгиба корпуса. При этом руки музыкантов - особенно их игро­вые зоны, также направлены преимущественно в сторону их сгиба.

В связи с наклоном корпуса вперед и спецификой двига­тельных действий рук физическая нагрузка в процессе игры ложится в большей степени на мышечные группы-сгибатели, расположенные преимущественно на передней - лицевой сто­роне корпуса. В основном это относится к мышечным группам внешней стороны плечевого пояса: мышцам зоны плечевых су­ставов, шеи, грудным мышцам, а также мышечным группам нижней части живота.

Несмотря на то, что мышечные группы-сгибатели от природы более развиты, чем разгибатели, чрезмерная физическая нагрузка, ложащаяся на них при двигательных действиях кор­пуса - особенно его наклонах вверх - и не компенсируемая в должной степени действиями противоположно направленных мышечных групп-разгибателей, провоцирует их постоянные перенапряжения.

 

Базовая целенаправленная исходная позиция, основные принципы ее формирования и ощущения

Базовая исходная позиция пред полагает воспитание у уче­ника ощущений единства (целостности) всей мышечной сфе­ры организма, формирование ощущений сбалансированного положения корпуса в ходе выполнения любого упражнения. Ос­нова целостности ощущений всех частей корпуса - создание единой напряженной зоны силовых мышечных групп располо­женных на внутренней (спинной) части корпуса. Она помогает максимально разгрузить переднюю - лицевую часть плечевого пояса, особенно мышцы грудные и передней стороны плече­вых суставов. Таким образом, обеспечивается оптимальная двигательная свобода рук, особенно при выносе их вперед, и освобождение грудной клетки - предохранение ее от сдавлива­ния. Правильно организованная базовая исходная позиция по­могает найти (ощутить) точки опоры для всего корпуса и для отдельных его частей.

Первый вариант базовой исходной позиции, формируемой при опущенных руках

Определить оптимальное положение ног; руки опущены вдоль туловища, локти фиксированы, пальцы сложены в кула­ки; голова несколько откинута назад и составляет со спиной единую линию.

Действие первое:

а) согнуть колени, наклоняя при этом верхнюю часть корпу­са до горизонтального положения; согнутые колени плотно ох­ватить ладонями - зафиксировать их;

б) энергичными толчками вдавливать колени внутрь, полно­стью распрямляя их. При выпрямлении колен верхняя часть кор­пуса не выпрямляется, а находится в постоянно наклонном поло­жении. Упражнение повторять 8-10 раз, постоянно увеличивая энергию разгибания колен; фиксированное состояние ладоней сохранять постоянно, увеличивая силу нажима ладоней при вы­прямлении колен.

Основная цель упражнения: развитее мышечных групп внут­ренней стороны бедренных частей ног - тазобедренных суста­вов.

Действие второе:

Исходная позиция - положение корпуса прямое, руки опуще­ны вдоль корпуса; плотно зафиксировать ладонями внешние сто­роны бедренных частей ног; колени несколько согнуты. Актив­ными движениями (толчками) вдавливать колени внутрь - в сторону спины, создавая предельное напряжение в зонах бед­ренных частей ног - тазобедренных суставов. Упражнение де­лать в три приема, постепенно увеличивая напряженное состоя­ние колен при их разгибаниях; прямое положение корпуса сохранять постоянно.

Одновременно с толчками колен энергично оттягивать на се­бя до предела стопы ног, создавая оптимальную опору корпуса в сторону пяток. Цели и ощущения аналогичны варианту «а».

Действие третье:

Сохраняя прямое положение корпуса и прямое напряженное состояние ног, энергичными толчками отбрасывать назад вы­прямленные руки, свод я при этом лопатки и откидывая назад го­лову; внутренние зоны рук - от локтей до плечевых суставов (трицепсы) напрягать до предела.

Основная цель упражнения: развитие мышечных групп внут­ренней стороны плечевых частей рук, их синхронные действия с мышечными группами лопаток.

Действие четвертое - объединяющее:

Исходная позиция: положение корпуса прямое, руки вытя­нуты - фиксированы к бокам, колени полусогнуты. Активным синхронным движением выпрямить колени, вдавливая их внутрь, при этом отбрасывать руки и голову назад. Создавае­мая таким образом напряженная мышечная сфера позволяет ощутить весь организм как единое целое и формирует ощуще­ние точек опоры верхней части корпуса на зону бедренных ча­стей ног - тазовой части корпуса. Благодаря предлагаемой по­следовательности действий создается единая напряженная мышечная сфера: бедренные части ног - тазобедренные суста­вы, тазовая часть корпуса, внутренние части рук - лопатки, об­ласть шеи.

Ощущение постоянно напряженного состояния бедренных частей ног должно быть основополагающим и сохраняться не только при выполнении всех комплексов упражнений, но по­стоянно - в процессе игровых действий при игре стоя и сидя. Оно дает возможность ученику более стабильно чувствовать опору верхней части корпуса на нижнюю, амортизировать ее действие и таким образом сохранять ненапряженное положе­ние всего плечевого пояса и рук.

Каждое из описанных положений и его ощущения необхо­димо четко фиксировать в сознании и памяти ученика.

Ощущения плечевой часта как ведущей при любых движениях руки

Ощущения плечевой части руки как ведущей являются ба­зовыми: они формируются при согнутом положении предпле­чья - сгибании локтевого сустава. Фиксация игровой части ру­ки позволяет предельно активизировать силовую часть: зону лопатки - плеча и нейтрализовать стихийные двигательные действия игровой части. Фиксированное положение локтевого сустава необходимо сохранять при любых движениях плечевой части руки. Во время движений руки предельная концентрация внимания на область локтя - границу, разделяющую силовые и игровые части руки, способствует активизации силовых час­тей руки и формирует естественную координацию двух зон ру­ки, основанную на ощущениях силовой зоны как ведущей.

Прежде чем приступить к упражнениям, отметим что чет­кая организация и регулирование дыхания - непременное усло­вие нормального функционирования организма человека при любого рода его деятельности. Это относится и к деятельности музыканта-исполнителя.

Предлагается вариант упражнения: «круговые движения рук над головой», цель которого - регулирование дыхания.

Упражнение основывается не на стандартном методе рас­ширения грудной клетки за счет разведения рук в стороны, а на первичном движении плечевых частей рук вверх до преде­ла и полном распрямлении при этом локтевых суставов; затем разведении поднятых рук над головой широко в стороны и ак­тивном отбрасывании их назад. Поднимая высоко плечевые ча­сти рук и разводя их широко в стороны, ученик этими движе­ниями расширяет грудную клетку не только традиционно в стороны, но и вверх, что не менее важно. При этом значитель­но увеличиваются дыхательные возможности верхней области легких, особенно области бронхов, в то время как при разведе­нии рук только в стороны это сделать в полной мере невозмож­но. Легкие получают возможность совершать максимальный вдох при подъеме рук, и максимальный выдох - при падении рук. Четкая организация и регулирование дыхания - непремен­ное условие всех комплексов специальных упражнений.

Второй вариант базовой исходной позиции - при поднятых руках

Упражнение направлено на формирование основополагаю­щих движений рук.

а) положение ног оптимальное; руки опущены вдоль туловища, локти фиксированы и прижаты к бокам, пальцы сложены в ку­лаки; голова несколько откинута назад и составляет со спиной единую линию;

б) из этого положения, не отрывая локти от корпуса, поднять вверх предплечья - пальцы остаются сложенными в кулаки;

в) выводить локти вперед, поднимая при этом плечевые ча­сти рук над головой - движения синхронные; достигнув высо­кого положения рук (локтей) разводить их широко в стороны и активным движением откидывать назад сверху вниз, сводя до предела лопатки и снова сгибая предплечья; все движения со­вершать по единой дугообразной линии;

г) зафиксировав положение опущенных назад рук по еди­ной возвращающейся линии - локтя движутся назад вверх над головой - активным броском возвращать их в исходное поло­жение, фиксируя локти к бокам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.