Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание в единой системе руки двух взаимозависимых зон - силовой и игровой 1 страница






Завершает цикл предпостановочного периода воспитание в единой системе руки двух взаимозависимых зон. Одна из них - активная или силовая - мышечные группы плечевого пояса и плечевой части руки, вторая - относительно активная или иг­ровая - предплечье, кисть и пальцы - полностью подчиненная генератору силы. Относительно активной зоне руки противо­показаны все самостоятельные (изолированные) силовые дви­гательные действия. Практически воспитание двух взаимоза­висимых зон основано на принципе подвешенного состояния всей руки. При этом формируется система двух подвесок: под­веска силовой зоны руки, о чем говорилось выше, и подвеска игровой зоны руки - предплечье, кисть и пальцы - за счет ак­тивных усилий мышечных групп силовой зоны руки. В свою очередь, в игровой зоне также возникает система двух подве­сок: подвешенное положение предплечья формирует ощуще­ние подвешенного состояния кисти и пальцев.

Воспитание в единой системе руки двух взаимозависимых зон способствует их координации, достижению в руке предпосылок для фазы наивысшей физиологической проводи­мости и координации активных и пассивных движений - осно­вы технического мастерства исполнителя.

Таким образом основополагающий принцип единой двига­тельной системы рук - от общего к частному. Любое локаль­ное движение какой-либо часта руки должно быть всегда под­чинено общему ее действию. На этой основе воспитывается максимальная управляемость руками.

Двигательные действия частей руки

Сгибания и разгибания локтевого сустава

как неотъемлемая часть общих двигательных действий руки

На передней стороне плечевой части руки расположены би­цепсы - мышечные группы, сгибающие руку в локтевом суста­ве. Они функционируют в тесном контакте с определенными мышцами плечевого сустава, расположенными на передней его стороне, и грудными мышцами, приводящими руку вперед.

Все они принимают активное участие в сгибании локтевого су­става и синхронном выносе руки вперед.

На тыльной стороне плечевой части руки расположены три­цепсы - мышцы-разгибатели локтевого сустава. Они функцио­нируют в тесном контакте с определенными мышечными груп­пами задней стороны плечевого сустава и зоны лопатки, отводящими руку назад. Таким образом, естественное разгиба­ние локтевого сустава непосредственно связано с синхронным отведением руки назад.

Существует единственный естественный вариант взаимо­действия всех мышечных групп, участвующих в сгибании и разгибании локтевого сустава, особенно в период нахождения руки в поднятом рабочем положении. Этот вариант предпола­гает синхронное движение всей руки вперед при сгибании лок­тевого сустава и назад - при его разгибании. В данном случае все мышечные группы функционируют согласованно, а выпол­няемые ими силовые действия требуют минимальных затрат и в должной степени управляемы.

Все значительно усложняется в том случае, когда при сги­бании или разгибании локтевого сустава плечевая часть руки остается в неподвижном - статичном положении. Неизбежно происходит раскоординирование действий всех мышечных групп, участвующих в этих движениях. В областях сгибателей и разгибателей локтевого сустава возникают малоуправляе­мые перенапряжения, мгновенно резонирующие на все мышеч­ные группы плечевого пояса.

При изолированном сгибании локтевого сустава плечевая часть руки остается в неподвижном состоянии, и ее мышечные группы теряют должный контакт с мышечными группами пле­чевого сустава и грудной области. Не имея силовой поддержки перечисленных мышечных групп, сгибатели плечевой части руки работают - со значительным перенапряжением - в изоли­рованном, самостоятельном режиме (имеются в виду активные изолированные движения предплечья). Мышечные группы пле­чевого пояса вместо активных полезных двигательных дейст­вий, направленных на вынос руки вперед и сгибание локтевого сустава, напрягаются «вхолостую». В этой зоне мышц появля­ются так называемые «иррадиирующие напряжения», которые, не находя выхода на полезную работу, непроизвольно распро­страняются на близлежащие мышечные группы, и негативно влияют на всю мышечную сферу организма. Таким образом, эффективность двигательных действий руки, находящейся в статичном положении, при изолированном сгибании локтево­го сустава значительно понижается.

Аналогичная картина наблюдается и при изолированном разгибании локтевого сустава. Мышцы-разгибатели плечевой части руки работают изолированно - вне действий мышечных групп всей руки. Они не контактируют с мышечными группа­ми плечевого сустава и лопатки. Возникающие повсеместно перенапряжения значительно понижают эффективность двига­тельных действий руки.

Еще более мышечные группы руки перенапрягаются при неестественных направлениях движения ее частей: отведении руки назад при сгибании локтевого сустава или выносе вперед - при его разгибании. В этой связи вызывает возражение куль­тивируемый некоторыми педагогами-струнниками прием - на­рочитый вынос предплечья вперед при неподвижном положе­нии плечевой части руки и изолированное, автономное разгибание локтевого сустава, мотивируемое необходимостью вести смычок параллельно подставке. Это насильственный прием, противоречащий физиологическим закономерностям движений руки. В результате неизбежны перенапряжения всех мышечных групп плечевого пояса и плеча, а также раскоординирование двигательных действий частей руки. Поэтому с пер­вых же занятий необходимо воспитывать у ученика при сгиба­нии и разгибании синхронные движения всех частей руки, не идущие в противоречие с усилиями мышечных групп зоны ло­патки - плечевого и локтевого сустава.

Итак, сгибания и разгибания локтевого сустава, не входя­щие в противоречие с физиологическими закономерностями двигательного процесса, - одна из фундаментальных основ двигательных действий как всей руки, так и отдельных ее час­тей. Активные изолированные движения предплечья, направ­ленные на самостоятельные (вне двигательных действий всей руки) сгибание и разгибание локтевого сустава, неправомер­ны, ибо неизбежно провоцируют перенапряжения всех частей функционирующей руки, а также их нескоординированные действия. В этой связи в функционирующей руке нарушается принцип размахового движения, анализу которого будет посвя­щен специальный раздел.

 

Сгибания и разгибания кистевого сустава и пальцев

 

Двигательные действия кистевого сустава и пальцев - их сгибания и разгибания должны отличаться особой точностью, ибо от этих действий полностью зависит исполнительское ма­стерство музыканта. Однако эта область - самая слабая и уяз­вимая часть руки. Необходимо добиваться ее максимальной гибкости и эластичности, строго соблюдая при этом двигательные физиологические закономерности.

Сгибатели кистевого сустава расположены на перед ней (ла­донной) стороне предплечья, а его разгибатели - на внешней. Там же соответственно расположены сгибатели и разгибатели пальцев. Мышцы, отводящие кистевой сустав влево и приводя­щие его вправо, расположены на соответствующих боковых сторонах предплечья; там же находятся мышцы, отводящие и приводящие большой палец и мизинец влево и вправо.

Двигательные действия кистевого сустава - его сгибание и разгибание, ведение влево и вправо - должны быть строго под­чинены силовым действиям соответствующих мышечных групп, расположенных на предплечье. Так как амплитуда есте­ственных движений кистевого сустава весьма небольшая, а мышечные группы, организующие эти движения, не отличают­ся достаточной силой, все перечисленные двигательные дейст­вия не должны быть нарочито преувеличенными - они долж­ны всегда носить вторичный, относительно пассивный харак­тер. Как было отмечено выше, все двигательные действия ки­стевого сустава должны строго подчиняться силовым действи­ям мышечных групп предплечья.

Приступая к организации двигательных действий кистевого сустава, необход имо руководствоваться следующими правилами:

 

1) избегать крайних положений кистевого сустава при любых формах его д вижений;

2) помнить, что мышцы-сгибатели от природы более разви­ты, чем мышцы-разгибатели;

3) учитывать, что для кистевого сустава естественны дви­жения круговые или по дугообразной линии, но не нарочито (сугубо) прямолинейные.

 

Пальцы: основные принципы их функционирования в взаимодействий; хватательный рефлекс

Сгибатели четырех пальцев расположены на передней (ла­донной) стороне предплечья, а их разгибатели - на внешней. Перечисленные мышечные группы сгибают и разгибают каж­дый из пальцев поочередно или вместе.

На боковой стороне предплечья, а также на крайних сторо­нах ладони - возвышениях большого пальца и мизинца - распо­ложены мышцы, отвод ящие большой палец и мизинец в сторо­ны и приводящие их обратно; эти мышечные группы также принимают непосредственное участие в сгибании и разгиба­нии большого пальца и мизинца.

При игре на музыкальных инструментах мышцы-сгибатели пальцев выполняют основную нагрузку. Учитывая, что они от природы более развиты, чем мышцы-разгибатели, педагог в ра­боте над пальцевыми движениями должен уделять особое вни­мание противодействиям пальцев - их активному разгибанию. В предлагаемой системе дается комплекс специальных упраж­нений по максимальной активизации разгибателей с целью смягчения нажимных действий пальцев при их сгибании.

При сгибании пальцев с особой силой проявляется действие хватательного рефлекса В большой степени хватательный ре­флекс обнаруживает себя также при игре на музыкальных инст­рументах, связанной с необходимостью постоянно приближать большой палец к указательному, то есть движениям в сторону его сгибания. (Например, постоянно поддерживать шейку ин­струмента, держать смычок или медиатор и т.п.)

Хватательный рефлекс свойствен ребенку с рождения. Ре­флекс усугубляется в результате постоянной потребности ре­бенка держать пальцы слаженными в кулак, брать в руки пред­меты, например, игрушки, с преувеличенной силой. Сущность хватательного рефлекса заключается в том, что при сближе­нии большого пальца с остальными образуется некое подобие клещей.

Хватательный рефлекс у ребенка с годами усиливается, ибо постоянная потребность движения большого пальца в сторону его сближения с остальными пальцами и их сгибания провоци­рует развитие и без того более сильных мышечных групп-сги­бателей. Бороться с проявлением хватательного рефлекса весьма непросто, однако не учитывать это негативное явление в тот момент, когда ученик впервые берет в руки инструмент, значит заранее обрекать его на большие трудности. Если ре­бенка предварительно не под готовить к новым, непривычным для него ощущениям в кисти и пальцах, то первые его контак­ты с инструментом - его шейкой, тростью или медиатором - будут неизбежно жесткими.

Никакие словесные убеждения педагога: «пальцы должны легко касаться инструмента» - здесь не помогут. Не придав должного значения этой проблеме на первых шагах обучения, разрушить в дальнейшем эта ощущения будет чрезвычайно трудно. Первичные детские ощущения оказываются весьма, если не самыми устойчивыми навыками и с большим трудом поддаются исправлению. Много времени и большие усилия приходиться тратить даже опытному педагогу, чтобы искоре­нить это зло.

Предлагаемые далее комплексы упражнений имеют своей целью подготовить руку ребенка к новым нестандартным ощу­щениям, необходимым для мягкого контакта пальцев с инстру­ментом - особенно большого пальца. По нашему мнению, изба­виться от хватательного рефлекса или хотя бы уменьшить в значительной степени его действие поможет изменение прин­ципа расположения пальцев при сжатии их в кулак. В этой свя­зи рассмотрим два варианта взаимодействий пальцев при сжа­тии их в кулак - традиционный и нетрадиционный.

Подчеркнем, что цели, преследуемые при традиционном и нетрадиционном вариантах кулака, совершенно различные: традиционный кулак направлен на силовые действия, нетради­ционный - на эластичные.

Традиционный метод заключается в том, что пальцы сжи­маются в кулак для совершения определенных силовых дейст­вий или их усиления. Все пальцы с силой прижимаются к ладо­ни, а большой палец - к указательному. При этом взаимодейст­вия между мышечными группами большого и остальных паль­цев проявляются слабо.

Естественно, что пальцы, сжатые подобным образом в ку­лак, создают в зоне кисти-предплечья не только очаг чрезмер­ного напряжения, но и провоцируют быструю утомляемость всей руки. При данном варианте значительное усиление хвата­тельного рефлекса неизбежно, ибо он способствует силовым действиям пальцев, сжатых в кулак. Разобщенность пальцевых действий и отсутствие их должного контакта с большим паль­цем препятствуют необходимому автоматическому мышечно­му освобождению. Этому мешает также и усиление при сжа­тии кулака действий мышечных групп-сгибателей, и без того более сильных, чем мышцы-разгибатели.

После разжатия кулака в зонах кистевого сустава, пальцев и предплечья неизбежно сохраняются значительные остаточные напряжения, которые необходимо постоянно контролировать и компенсировать. Когда ученик впервые берет в руки инстру­мент или располагает пальцы на клавишах, тенденция к встреч­ным движениям большого пальца к остальным, особенно к ука­зательному, провоцирует его совершать действия, аналогичные складыванию пальцев в традиционный кулак и усиливающие хватательный рефлекс. Педагогу приходится длительное время бороться с этой тенденцией ученика.

Как уже было отмечено, избавиться от хватательного реф­лекса или в значительной мере уменьшить его действия помо­жет нетрадиционный метод складывания пальцев в кулак.

Расположение большого пальца вдоль ладони (по направле­нию к мизинцу) ведет к сближению мышечных групп большого и оснований всех остальных пальцев. Сближение всех мышечных групп способствует непосредственным контактам всех пальцев и координации их действий. Большой палец, лежащий вдоль ладо­ни, служит своего рода амортизатором, предохраняющим осталь­ные пальцы от непосредственных контактов с ладонью (кистью), чем в значительной степени уравновешивает действия мышц-сги­бателей и разгибателей пальцев. Сближение отводящее мышц большого пальца и мизинца во время сжатия кулака во многом способствует координации их действий. После разжатия кулака между крайними пальцами не возникает зоны напряженности, что дает возможность сохранить ощущение эластичности между всеми пальцами и ненапряженное состояние кистевого сустава. При таком состоянии пальцев увеличивается возможность их ес­тественных растяжек - особенно между крайними пальцами.

Непосредственный контакт всех пальцев с большим дает воз­можность не только ощутить ед инство их действий, но и легче контролировать степень напряжений как в самих пальцах, так и в кисти. Предложенный вариант сжатия и разжатия кулака ана­логичен действию пружины - активному ее сжатию и автомати­ческому разжатию.

Таким образом, вместо искусственно создаваемой малоуправ­ляемой силовой зоны в области кистевого сустава и пальцев воз­никают предпосылки, позволяющие развитие свободных управля­емых двигательных действий. Эластичное расположение пальцев позволяет мгновенно расслаблять все мышечные группы.

При нетрадиционном расположении пальцев создаются усло­вия для оптимальных контактов между большим пальцем и ос­тальными; максимально нейтрализуется хватательный рефлекс; воспитывается мгновенная реакция на расслабление всех мы­шечных групп указанной зоны при разжатии кулака, и в созна­нии ученика фиксируются оптимальные ощущения второй, край­ней точечной зоны руки - кисти и пальцев.

 

Заключение

 

Рука - сложнейшая часть человеческого организма, имею­щая свои специфические анатомо-физиологические особенно­сти. Все подвижные части руки - от лопатки до пальцев - еди­ная от природы, взаимосвязанная и постоянно взаимодейст­вующая система мышечных групп. На каких принципах осно­вано единство действий и ощущений всех частей руки? Какие основные факторы необходимо учитывать при воспитании ру­ки как единой двигательной системы, чтобы не нарушить ее баланс?

Мышечные группы руки, двигающие ту или иную ее часть, всегда расположены на один сустав выше того сустава, кото­рый они приводят в движение. Так, движение пальцев и кисте­вого сустава осуществляется мышечными группами, располо­женными на предплечье; мышечные группы, двигающие плечевую часть руки, расположены в зонах лопатки плечевого (устава.

Как видим, цепочка двигательных ощущений, формирую­щих то или иное движение частей руки, стремится снизу вверх: от пальцев к зоне лопатей - через пред плечье - плечо, то есть к основному силовому центру руки. Благодаря восходящей це­почке, все двигательные ощущения, возникающие в любой из частей руки, взаимосвязаны, и каждый двигательный импульс, возникающий, к примеру, в пальцах или другой части руки, не­пременно направлен на зону лопатки.

Что же касается силовых импульсов, осуществляющих не­посредственно двигательные действия любой из частей рук, то они идут в противоположном направлении: сверху вниз, от ло­патки до пальцев.

Рассмотрим трехфазовый двигательный цикл на примере движения пальцев - кистевого сустава:

 

1. Подготовка действия.

Осознание направления и характера движения определен­ного пальца или группы пальцев; от ощущений в конкретных пальцах запрограммированный двигательный импульс идет по цепочке кверху на мышечные группы лопатки;

2. Действия после достижения двигательного импульса зо­ны лопатки.

Включение в активное действие силовых мышечных групп лопаточной зоны, посылающих силовой импульс по проводя­щим путям вниз через мышечные группы плечевого сустава - плечевой части руки - предплечья. При условии ощущения единства всех частей руки силовой импульс, идущий от лопат­ки, беспрепятственно достигает рабочих органов, т.е. пальцев. Благодаря такой последовательности действий запрограммиро­ванный двигательный импульс формирует необходимое целесо­образное движение как всей руки, так и отдельных ее частей;

3. Расслабление после действия.

Максимальное освобождение активно действующих мы­шечных групп является подготовкой их к следующему дейст­вию. Однако регулируемая цикличность возможна только на основе постоянного ощущения всех частей руки как единой двигательной системы на основе оптимального взаимодейст­вия всех суставов: кистевого, локтевого и плечевого.

Таким образом, любое локальное действие какой-либо из частей руки не должно нарушать общего - объединяющего дви­жения всей руки, а также ощущений руки как единой, целост­ной двигательной системы. Оно должно подчиняться единому принципу, от общего - целого к частному - единичному.

В то же время автономные, изолированные двигательные действия какого-либо из суставов вне контактов с остальными частями руки неизбежно приводят к нарушениям взаимодейст­вий всех частей руки, перенапряженному состоянию мышеч­ных групп, окружающих данный сустав. В результате - в зоне изолированного сустава возникает непроходимость любых им­пульсов и создается фаза физиологической рефрактерности, которая провоцирует перенапряженное состояние мышечных груш всей руки. К примеру: активные изолированные локаль­ные действия кистевого или локтевого суставов привод ят к пе­ренапряжениям мышечных групп в их зонах и неизбежной изо­ляции их от действий всей системы руки.

Таковы объективные закономерности, которые необходимо неукоснительно соблюдать при воспитании двигательного про­цесса рук музыканта. На этих кардинальных принципах долж­на основываться вся система начального музыкального образо­вания. К сожалению, подавляющее количество ошибок, возникаю­щих в постановочный период связано с недооценкой или недо­пониманием специфических природных особенностей двига­тельных действий руки. Педагог, приступая к постановке рук ученика, как правило, не учитывает тот факт, что в обыденной жизни у ребенка постоянно происходит разбалансирование всех частей руки. Основная причина этого явления в том, что у ребенка в процессе всех его действий руками возникает чрез­мерная активизация кистевых суставов, их постоянная пере­грузка и, вследствие этого, изоляция кистевых суставов от ос­тальных частей рук.

Более всего провоцирует изоляцию кистевого сустава и его постоянно напряженное состояние хватательный рефлекс. Как показывает практика, собрать руку воедино после многих лет изолированных действий-движений отдельных ее частей - про­цесс весьма сложный. Однако без этого невозможно формиро­вание единства всех двигательных действий руки в процессе игры на любом музыкальном инструменте.


 

Глава 4

Движения размаха - основа двигательных действий руки как единой системы

«Самое опасное заблуждение представляет собой попытка возвести неподвижность плечевой части...в степень более или менее абсолютного принципа,., это лишает руку всякой свобо­ды, а с другой стороны и механически невозможно... Две ос­новные ошибки состоят в том, что всевозможные виды работ, совершаемые руками, обычно стремятся произвести при помо­щи мелких ограниченных движений вместо нужных широких и в неспособности «освободиться», т.е. отпустить, расслабить мышцы.» 5

Обоснование широких - неограниченных движений плече­вой части руки как основы ее функционирования - важнейшая заслуга Ф. Штейнгаузеиа, одного из основоположников анатомо-физиологической школы. Современная музыкальная педа­гогика давно уже отказалась от культивирования изолирован­ных кистевых движений как самоцели, хотя рецидивы подобных заблуждений встречаются и поныне.

В развитие идей Штейнгаузеиа в данном разделе работы предлагается обоснование принципов формирования движений размаха как основы двигательных действий рук музыкантов.

Размаховое движение - объединяющее. Оно дает возмож­ность организовать все части движущейся руки - от лопатки до кисти и пальцев - в единую систему, единый целостный меха­низм. Наряду с ощущением подвешенного состояния руки и ощущениями двух взаимозависимых зон, размаховое движение относится к числу фундаментальных. Работая с учеником, осо­бенно с начинающим, педагог должен постоянно помнить, что все двигательные действия кисти и пальцев полностью подчине­ны действиям всей руки, базирующихся на движениях размаха.

Размаховое движение всегда связано с активными действи­ями всех мышечных групп плечевого пояса, особенно лопаточ­ной зоны, плечевых суставов и плечевой частей рук. Оно поз­воляет добиться неограниченной свободы двигательных действий руки, в то время как любые неудобства в зонах сило­вых мышечных трупп, активно двигающих руку, сковывают свободу двигательных действий руки, всех ее частей - особен­но кисти и пальцев.

Двигательная свобода руки более всего ощущается при ее опущенном - провисшем положении. Мышечные группы пле­чевого пояса, особенно лопаточной зоны, напряжены при этом минимально - практически без каких-либо усилий.

Вертикальные движения размаха

Воспитание двигательных действии руки целесообразно на­чинать с вертикального размахового движения: рука - маят­ник. При движениях вертикального размаха рука проходит три позиции, знакомые по подьему руки:

 

а) нейтральное положение - рука провисла вдоль корпуса;

б) движение руки назад;

в) движение руки вперед.

Напомним, что движения руки назад - наиболее естествен­ные для мышечных групп зоны лопатки и плечевого сустава, следовательно и напряжение мышечных групп при этом мини­мально необходимые. При отведении руки назад силовые им­пульсы мышц лопаточной зоны беспрепятственно вдут на иг­ровую часть руки. Этот вариант движения размаха абсолютный, ибо стабильное ощущение всей руки неизменно сохраняется, а все части руки - от лопатки до кисти и пальцев - движутся син­хронно. Что касается размахового движения руки непосредст­венно вперед то оно неестественно по своей природе, ибо про­воцирует потерю ощущений ее лопаточной части (зоны) от остальных частей движущейся руки. При этом для сохранения единства действий всех ее частей требуются значительно боль­шие усилия всех мышечных групп плечевого пояса, что застав­ляет постоянно бороться с возникающими напряжениями, осо­бенно в зоне плечевого сустава.

 

 

Наиболее эффективный метод работы базируется на кон­кретных тактильных ощущениях в силовой зоне руки при вер­тикальном размахе в трех ее положениях. Для воспитания пра­вильности ощущений, постоянно меняющихся в двигающейся руке, предлагается сравнительный метод работы:

 

1) опущенная рука находится в нейтральном положении - пальцы сложены в кулак; зафиксировать ладонью левой руки правое плечо в зоне лопатки - плечевого сустава;

2) из нейтрального положения отвести опущенную руку на­зад и сосредоточить внимание ученика на ощущениях в лопа­точной и плечевой ее части;

3) зафиксировав зад нее положение руки, плавным движени­ем вынести руку вперед: рука - маятник.

 

Проанализируем дифференцированные ощущения в мы­шечных группах плечевого сустава при движениях вертикаль­ного размаха.

При отведении руки назад формируется ее ощущение как единой двигательной системы. Напряжения, создаваемые в зо­не лопатки - плечевого (устава оптимальные; а в зоне мышеч­ных групп грудной области - минимально необходимые. Далее, при выносе руки вперед значительная часть напряжений от зо­ны лопатки переносится на мышечные группы грудной облас­ти - передней стороны плечевого сустава Таким образом, при движениях руки в вертикальной плоскости происходит естест­венное перераспределение мышечных напряжений в зоне пле­чевого (устава и формируются постоянные взаимодействия между мышечными группами лопатки - задней стороны плече­вого сустава и мышечными группами грудной части корпуса - передней стороны плечевого сустава

Благодаря такой последовательности все мышечные ощу­щения дифференцированы, а, следовательно, и движения пол­ностью управляемы.

Для контраста ощущений следует из нейтрального положе­ния вынести руку непосредственно вперед: ощущения лопаточ­ной зоны при этом значительно теряются. Ученик должен по­чувствовать и осознать разницу ощущений в зоне мышечных групп лопаток - плечевых суставов при разных положениях ру­ки: рука, отведенная назад, рука, отведенная вперед.

Исходя из разницы ощущений, необходимо зафиксировать в памяти ученика базовые ощущения, появившиеся в руке при отведении ее назад и сохранять их при всех положениях двига­ющейся руки. По мере автоматизации навыка (приема) и фик­сации в памяти ученика конкретных ощущений, появившихся в двигающейся руке, следует чередовать конкретные - тактиль­ные ощущения и ассоциативные (без фиксации плеча рукой).

Горизонтальные движения размаха

Воспитание горизонтального движения размаха - также ис­ключительно важный этап предпостановочного периода заня­тий, поскольку он связан с конкретными игровыми двигатель­ными действиями рук музыкантов. Его воспитание особенно важно для профессий, связанных с большим диапазоном гори­зонтальных движений рук, например, у дирижеров, пианистов, а также музыкантов, играющих на струнно-смычковых инстру­ментах.

Горизонтальные движения размаха, как и вертикальные, идентичны по своим базовым ощущениям в зоне лопаток - плечевых суставов. Осознав и зафиксировав в памяти ощуще­ния, воспитанные при вертикальном движении размаха, уче­ник может приступать к работе над горизонтальным размахом.

Коль скоро для суставов наиболее естественными являются движения по дугообразной линии, то и оптимальный вариант движений размаха должен быть также дугообразным. В пер­вую очередь это касается действий плечевого сустава. Его дви­жения по дугообразной линии формируют оптимальные ощу­щения в силовых зонах рук.

Для примера возьмем два варианта движений размаха, принципиально отличающихся формой движений.

Исходное положение: поднять вытянутые руки перед собой; сложить пальцы в кулаки и, несколько согнув локти, сблизить кулаки навстречу друг другу, предплечья подняты.

а) разводить руки в стороны и назад по горизонтально-пря­молинейной линии и сводить их перед собой;

б) разводить руки из аналогичного положения, но не по пря­молинейной, а по дугообразно-круговой линии.

Сравним степень напряжений в силовых зонах рук - особен­но области плечевых суставов и лопаток при выполнении двух вариантов.

При разведении рук по прямой линии плечевые части рук со значительными усилиями движутся в стороны и назад, в на­правлении спины, плечевые части рук со значительными уси­лиями движутся в стороны и назад, в направлении спины, ощу­щается весьма значительная напряженность, особенно мышечных групп-антагонистов области лопаток и области грудных мышц. В связи с этим невозможно говорить о диффе­ренцированных ощущениях и управляемости в мышечных группах, окружающих плечевые суставы, поскольку возника­ют неблагоприятные условия для прохождения силовых им­пульсов, идущих от лопаток на игровые часта рук.

Напротив, во втором варианте, при разводящих движениях рук по дугообразной линии напряженность в мышечных груп­пах передней части плечевых суставов значительно снижается, и основные напряжения концентрируются в мышечных группах областей лопаток и задней стороны плечевых суставов. Проис­ходящая регуляция напряжений, возникающих в мышечных группах, окружающих плечевые суставы, предохраняет руку от перенапряжений и усталости. На основе управляемых движений размаха в руках сохраняются ощущения их веса и подвешенного состояния, а также формируются все виды дугообразно-рулевых движений.

 

Взаимодействия частей руки в процессе движения размаха

Рассмотрим движение горизонтального размаха с разгиба­нием локтевого сустава.

Исходная позиция: рука опущена и прижата (фиксирована) к боку; пальцы сложены в кулак;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.