Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ощущение руки как составной части корпуса, функционирующей за счет силовых действий мышечных групп зоны лопаток, плечевого сустава и плеча






Специфические особенности, обусловливающие ощущения руки как составной части корпуса, характеризуются:

 

а) стабильным ощущением зоны лопатки как начала руки. Необходимые ощущения формируются на основе постоянного контакта мышечных групп лопатки со всеми мышечными грушами области спины;

б) постоянным ощущением плечевой части руки как веду­щей, формирующимся при обязательном отведении ее назад - в сторону лопатки.

Таким образом, рука как составная часть корпуса ощущает­ся только в ее непосредственной связи с мышечными группа­ми спинной области - особенно зоны лопаток. Все двигатель­ные действия руки осуществляются за счет силовых действий мышечных групп зоны лопаток, плечевых суставов и плеча. Только после воспитания у ученика стабильных ощущений единства действий рук и корпуса следует приступать к форми­рованию сложнейших двигательных структур, связанных со спец ификой их двигательных действий.

Основу функционирования руки сформулировал И. Лесман - один из основоположников современной скрипичной методи­ки: «Рука должна работать вся целиком, так чтобы ни одна из ее частей не ощущалась в своей функции отдельно... В рабо­те... руки должны всегда принимать участие ее основные (си­ловые - В. М.) части: лопатка и ключица. Участие этих частей руки в общей ее работе не должно однако нарушать ее единст­ва, ощущаться как отдельная функция».4

Только на этой основе в игровом аппарате могут быть со­зданы необходимые предпосылки дня возникновения «фазы наивысшей игровой проводимости», как ее определяет Н. Берн­штейн.

Ощущение всей руки как единой двигательной системы це­лесообразно воспитывать у ученика первоначально при опу­щенном - нейтральном ее положении. В дальнейшем - во вре­мя подъема руки в рабочее положение - исключительно важно организовать двигательные действия руки в физиологически правильном направлении и сохранить те фундаментальные ощущения единства всех частей руки, которые были воспита­ны при опущенной руке. На этой основе в дальнейшем будут воспитываться все сложнейшие двигательные действия руки.

Учитывая, что область лопатки является началом руки, наи­более естественное для руки первичное движение - отведение ее назад.

В то же время все двигательные действия руки происходят при вынужденном выносе ее вперед.

 

Основная задача и основная трудность при постановке рук заключается в преодолении упомянутых двигательных противоречий.

 

Таким образом, воспитание у ученика стабильных ощущений единства в действиях рук и корпуса - основная задача предпостановочного периода обучения. Формирование двигательных действий рук вне их связи или без должной связи с силовыми действиями всего корпуса - особенно области спины - грубей­шая ошибка педагогики, чреватая в дальнейшем самыми нега­тивными последствиями.


Специфическая особенность профессии музыканта состоит в том, что все его двигательные действия происходят с подня­тыми руками. При этом поднятые руки должны постоянно на­ходиться в состоянии максимальной свободы и совершать сложнейшие по своей структуре движения. Имеется в виду иг­ра как в положении стоя так и сидя. На какой принципиальной основе следует формировать процесс звукоизвлечения, учиты­вая спец ифику постоянно неестественного положения рук?

Современная методика убедительно доказывает, что весо­вой принцип звукоизвлечения наиболее рационален, прогрес­сивен и эффективен в отличие от силового, базирующегося в основном на принципе нажимных действий руки. Управление процессом звукоизвлечения заключается в умении регулиро­вать соотношение веса руки и силы ее нажима непосредствен­но на струну или на клавишу и пользоваться разнообразными видами атак. Что подразумевает понятие «вес руки», каковы рациональные методы воспитания этого ощущения, и, наконец, какова взаимосвязь понятий «вся рука» и «вес руки»?

Совершенно очевидно, что ощущения веса руки базируются на ощущениях веса всех ее частей как единой целостной систе­мы и формируются на основе постоянных контактов двух крайних точечных зон руки - мышечных групп лопатки и мы­шечных групп кисти и пальцев.

Воспитание этого фундаментального ощущения наиболее эффективно при нахождении рукой конкретных (осязаемых) точек опоры на плоскости - первичное действие и перенесе­ние этих ощущений на руку, находящуюся в поднятом - подве­шенном положении - вторичное действие.

В опущенном, фиксированном к боку положении рука яснее всего ощущается как часть корпуса. При этом точки опоры корпуса на ноги являются общими для всех его частей, в том числе и для рук. Таким образом, ощущения «всей руки», а, сле­довательно, и ощущения ее веса в руке провисшей вдоль корпу­са проявляется оптимально. Если ощущение веса руки четко не зафиксировать в памяти ученика до ее подъема, то при подъе­ме руки оно неизменно теряется.

Вес всей руки формируется на основе максимального ощу­щения веса ее силовой зоны. В свою очередь, ощущение веса силовой зоны формируется не только на базе ее собственного веса. Силовая зона руки, особенно ее лопаточная область, кон­тактирует непосредственно со всеми мышечными группами спины. Следовательно, к ощущению ее собственного веса до­бавляются, в известной степени, и ощущения веса мышечных групп, соседствующих с областью лопатки и отдаленных от нее. В данном случае наблюдается своего рода цепная реакция: взаимодействующие мышечные группы спины передают часть своего веса на руку при ее опоре на конкретную плоскость. Ес­тественно, подобная «прибавка» веса при контакте руки с му­зыкальным инструментом диктуется динамической необходи­мостью, связанной с увеличением или уменьшением нажима руки на струну или клавиатуру.

Формирование стабильного ощущения веса всей руки при опущенном ее положении и сохранение этого ощущения при ее подъеме предполагают три этапа действий:

 

1. Исходное положение: рука опущена вниз, пальцы сложе­ны в кулак, плечевая часть руки несколько отведена в сторону спины (лопатки) и плотно фиксирована на боку. Сосредоточе­ние внимания на стабильном ощущении веса всей руки - от ло­патки до кисти и пальцев, при опоре плечевой ее части на кор­пус.

2. Плечевая часть руки остается в неизменном - опущен­ном, фиксированном положении, локтевой сустав сгибается и поднимает предплечье кверху, приближая его к плечевой час­ти руки;

3. Из второго положения плечевая часть руки поднимается; при этом она отводится в сторону и несколько назад - движе­ние плечевой части по дугообразной линии.

Непременное условие сохранения формирующихся ощуще­ний - соблюдение принципа подъема плечевой части руки в ес­тественном, физиологически обоснованном направлении - от­ведение ее в сторону и назад, (см. раздел «Подъем руки как начало двигательного процесса»).

Неизменное соблюдение этих условий - вопрос профессии музыканта.

На первых двух этапах - при неизменном положении сило­вой зоны руки - первичные ощущения веса всей руки полно­стью сохраняются. Это достигается за счет того, что вес сило­вой зоны руки намного больше, чем игровой. В силу этого любые изменения положения игровой зоны руки при неизмен­ном положении силовой не оказывают какого-либо существен­ного влияния на изменение ощущений веса всей руки.

Вывод: воспитание ощущения веса руки при опущенном по­ложении и сохранении этого ощущения при ее подъеме форми­руется на основе опоры руки на конкретную плоскость, в част­ности, на корпус.

Эффективность предлагаемой системы состоит в том, что последовательность воспитываемых навыков позволяет учени­ку научиться концентрировать внимание на базовых ощущени­ях руки и почувствовать конкретные ощущения опоры руки на плоскость и ее вес. При подъеме руки - концентрация внима­ния ученика на ее плечевой части дает возможность не только сохранить все конкретные базовые ощущения, но и постепенно трансформировать их в ассоциативные. Необходимый ком­плекс упражнений читатель найдет в III части книги.

Сохранить основные ощущения руки при ее подъеме позво­ляет предельная концентрация внимания ученика на ощущении силовой зоны руки..

Плечевой сустав в его мышечные группы - их взаимодействия с мышечными группами области лопатки

Плечевой сустав - самый подвижный в системе руки, он ок­ружен со всех сторон активно действующими силовыми мы­шечными группами разнонаправленного действия. Совместно с мышечными группами плечевого сустава постоянно функци­онируют мышечные группы областей лопатки, ключицы, гру­да, плечевой части руки и предплечья. Согласованные дейст­вия всех перечисленных мышечных групп дают возможность руке совершать самые разнообразные движения во всех на­правлениях и плоскостях с минимально необходимой степенью напряжения.

Напомним, что в числе мышечных групп имеются: сгибате­ли и разгибатели, вращающие и возвращающие, приводящие и отводящие. На основе взаимодействия мышечных групп все части двигающейся руки действуют как хорошо отлаженный единый организм. Координация действий заключается в стро­гом разграничении их усилий: при работе (напряжениях) мышц одного направления мышцы противоположного направ­ления, то есть антагонисты, должны находиться в относитель­но пассивном - расслабленном состоянии. Смешанные дейст­вия разнонаправленных мышечных групп - их совместные активные усилия приводят к двигательному хаосу и перенапря­жениям не только данной группы мышц, но и остальных мы­шечных групп, ибо любое локальное перенапряжение отзывается на всем организме. Педагог, работающий с начинающим учени­ком, должен строго контролировать работу разнонаправленных мышечных групп, предупреждая тем самым хаотичность их дей­ствий.

Формирование ощущений плечевой части руки как веду­щей дает возможность сохранять единство всех частей руки при подъемах и выносах ее вперед в рабочее положение. Более того, стабильные ощущения веса всей руки формируются на ос­нове первичности ощущений веса ее силовой зоны, а первич­ные ощущения единства действий руки формируются при отве­дении ее плечевой части назад.

Вывод: функционирование руки как единой двигательной системы полностью зависит от тех согласованных действий мышечных групп области плечевого пояса и плечевого суста­ва, которые возникают при подъеме и падении (броске) руки, сгибании и разгибании локтевого сустава, а также сгибании и разгибании кисти и пальцев.

Основные двигательные ощущения и действия руки и закономерности их воспитания; взаимодействие частей руки в процессе их двигательных действий

 

Подъем руки как начало двигательного процесса

Двигательные действия руки начинаются с ее подъема От того, как совершен подъем, зависят все последующие движения. Физиологически правильный подъем руки состоит из двух этапов:

I) Средние пучки дельтовидной мышцы, покрывающей пле­чевой сустав, поднимают руку, при этом отводят ее в сторону и назад (синхронные движения). Совместно с дельтовидной мышцей работает трапециевидная - области лопатки и ключи­цы, которая принимает активное участие в подъеме руки и осо­бенно в отведении ее назад. Отведение руки назад при ее подъ­еме (как уже отмечалось неоднократно) дает возможность ученику оптимально почувствовать мышечную зону лопатки как начало силовой зоны руки, что способствует ощущению руки как единой двигательной системы. Это должно восприни­маться учеником как первичное движение, дающее ему воз­можность поднять руку и удерживать ее на весу с минимально необходимой степенью напряжений. В свою очередь подъем руки с синхронным отведением ее назад позволяет ученику по­чувствовать органичное единство всех частей руки - от лопат­ки до кисти и пальцев - их взаимосвязь и взаимозависимость.

II) При выносе руки вперед в активные (силовые) действия автоматически включаются передние пучки дельтовидной мышцы. Передние пучки дельтовидной мышцы совместно с грудными мышцами выводят руку вперед. Мышечные группы зоны лопатки и задние пучки дельтовидной мышцы при этом движении освобождаются от активных напряжений. Таким об­разом происходит естественная регуляция активных действий отводящих и приводящих мышечных групп.

Читателю, желающему значительно более подробно ознако­миться с анатомо-физиологической структурой руки, со взаи­модействиями всех ее мышечных групп, автор рекомендует обратиться к книге Влад имира Майорова и Шмуэля Таца «Ру­ки музыканта» (Каунас, 1996 г.).

Выводы: исходя из физиологических закономерностей ана­лизируемых двигательных действий, оптимальный вариант подъема руки заключается в определенной последовательности:

 

1) подъем руки с синхронным отведением ее назад - как первичное действие - при этом неизбежно четкое ощущение области лопатки как начала силовой зоны руки. Следует особо подчеркнуть, что описываемые действия при подъеме руки - абсолютный вариант движений и ощущений, исключающий лю­бые другие варианты;

2) вторичное действие: после отведения руки назад и фик­сации этого положения - вынос поднятой руки вперед. При вы­носе руки вперед все ее части - от лопатки до кисти й пальцев - двигаются автоматически как единая система. Как и подъем руки с синхронным отведением ее назад, это движение - так­же абсолютный вариант, не требующий затрат особых усилий. Описываемый вариант подъема руки дает возможность сво­бодно двигать всю руку: отводить ее назад и выносить вперед по дугообразной линии - наиболее естественной для мышеч­ных групп лопаточной области.

Для сравнения обратимся к традиционному методу подъема руки - выносу ее вперед как первичному двигательному дейст­вию - и проанализируем, что происходит в мышечной сфере:

 

1) передние пучки дельтовидной мышцы, которые совмест­но с грудными мышцами выводят руку вперед, испытывают при этом противодействие средних пучков дельтовидной мыш­цы и мышечных групп лопатки, тех мышечных групп, которые при подъеме руки должны отводить ее назад. При подобном ва­рианте некоординированные действия разнонаправленных (приводящих и отводящих) мышечных групп-антагонистов, функционирующих в неестественном с физиологической сто­роны режиме, неизбежно провоцируют перенапряжения мы­шечных групп всего плечевого пояса. Особенно перенапряга­ются при этом передние части плечевого сустава (плеча). В результате в зоне плечевого сустава образуется фаза физиоло­гической рефрактерности - непроходимость силовых импуль­сов, идущих от лопатки в сторону игровой части руки. Как следствие, мышечные группы лопатки и ключицы напрягают­ся практически вхолостую и, не находя выхода на игровую часть руки, направляются в противоположную сторону, прово­цируя перенапряжения в области позвоночника. Последние ве­дут к его сдавливанию и неизбежной деформации со всеми вы­текающими отсюда негативными последствиями.

 

Некомпенсируемые перенапряжения мышечных групп ло­патки и ключицы создают постоянный очаг напряженности всего плечевого пояса, особенно его спинной части. Напряже­ния эти, фокусируясь в области позвоночника, становятся по­стоянным «спутником» музыканта даже вне игры на инстру­менте.

2) Подъем руки с одновременным выводом ее вперед, со­здающий очаг перенапряжений в зоне плечевого сустава, не да­ет возможности ученику, особенно начинающему, почувство­вать в должной мере области лопатки-ключицы. В результате - рука начинает функционировать вне ощущения лопатки как на­чала ее силовой зоны, а, следовательно, не как единая двига­тельная система, а в изоляции от ее спинной части.

Что же касается плечевой части руки - она в данном случае берет на себя не свойственную ей основную силовую нагрузку и при этом неизбежно перенапрягается. Речь, естественно, идет о функционирующей руке, то есть поднятой в рабочее по­ложение.

Вариант подъема руки с выносом ее непосредственно впе­ред заставляет лопаточную часть руки двигаться прямолиней­но, а не по дугообразной линии, как при отведении руки назад. Подъем руки по прямой линии, как и любое прямолинейное движение, провоцирует перенапряжение мышечных групп зо­ны плечевого сустава.

Резюмируя вышеизложенное, следует сделать однозначный вывод: первичным движением при подъеме руки должно быть отведение ее в сторону и назад. Таков, по нашему мнению, оп­тимальный - естественный с точки зрения физиологии прием, при котором у ученика воспитываются ощущения (навыки) подъема всей руки - всех ее частей как единой системы с ми­нимально необходимой степенью напряжений. Предлагаемый прием создает в единой системе руки пред посылки для фазы наивысшей физиологической проводимости, в то время как традиционный для музыкальной педагогики метод подъема ру­ки с одновременным выносом ее вперед создает необходи­мость изыскивать комплексы специальных вспомогательных упражнений для освобождения зоны плечевого сустава от из­лишних напряжений, неизбежных при подобном варианте подъема. Однако, как показывает педагогическая практика, даже использование специальных освобождающих упражне­ний в данном случае далеко не всегда дает положительный, а тем более стабильный результат.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.