Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Актуальность программы. Путьчеловека от рождения до самостоятельного вхождения в жизнь всегда должен быть светлым и счастливым






Путьчеловека от рождения до самостоятельного вхождения в жизнь всегда должен быть светлым и счастливым. В это верит каждый позитивный человек. Но, к сожалению, бывает иначе. Не всем детям выпадает счастливое детство, бывает и по-другому, когда в один из дней своей жизни растущий человек попадает в трудную жизненную ситуацию. В одиночку со своими проблемами маленький человек не справится. На помощь ему приходит служба социальной защиты населения разных уровней: федерального, областного, муниципального, ведомственного значений.

В летнее время заботу о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию, берет на себя летний оздоровительный лагерь. Организованный активный отдых в лагере направлен на реализацию права ребенка на качественный и безопасный отдых, восстановление и укрепление физиологической нормы здоровья, развитие и гармонизацию личности, гармонию души и тела, приобщение к здоровому образу жизни, развитие коммуникативных качеств, что помогает раскрыть личностный потенциал.

В связи с этим сегодня особенно актуален вопрос организации летнего отдыха детей, требующий создания новых программ, нацеленных на формирование личности ребёнка, способствующих преодолению ребенком случившихся в жизни негативных событий, осуществляющих профилактику вредных привычек, удовлетворяющих потребность в содержательных и интересных летних каникулах, социализируя и реабилитируя детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Досуговая, познавательная, спортивная, творческая деятельность наиболее важна в условиях детского оздоровительного лагеря как открытая среда развития ребенка.

В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к труду, к друзьям, родителям, взрослым людям, окружающим его. Для ребенка с непростой судьбой очень важно в процессе реабилитации встретить на своем жизненном пути добрых людей, помогающих ему справиться со всеми проблемами. Груз заботы о таком ребенке в лагере должна взять на себя сильная педагогическая команда профессионалов, умеющих оказать социально-педагогическую помощь, владеющих приемами профилактики стресса и тревожности, знающих современные методики работы с такими детьми. Люди, создающие летнюю сказку для них, должны быть и волшебниками, и врачевателями, и добрыми друзьями, и талантливыми педагогами, несущими миссию добра и заботы о детстве и способными подарить им счастливое состояние души.

Именно поэтому на площадках детских оздоровительных лагерей г. Новосибирска «Смена» и «Сказка» создана ТЕРРИТОРИЯ РАЗВИТИЯ. В целях выполнения государственного заказа на предоставление летнего отдыха детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, социальную поддержку им и их развитие, разработана программа «Я познаю мир».

 

Цель: С оздание пространственной развивающей среды и материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономичных, эстетических, психолого-педагогических условий, способствующих воспитанию здорового юного поколения с творческим потенциалом и активной жизненной позицией. Ф ормирование адаптивности. О беспечение качественного и безопасного летнего отдыха детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Задачи:

1.Организовать оздоровительно-образовательный процесс путем создания модели «Академия детства», ориентированной на расширение кругозора, повышение культурного уровня.

2. Развивать природный потенциал, интеллектуальные и творческие способности детей, обогащать их внутренний мир, формировать стремление к получению знаний.

3. Содействовать формированию и совершенствованию личностных качеств и возможностей ребенка, его самореализации, повышению самооценки, самоорганизации.

4.Воспитывать любовь к Родине, учить беречь и ценить мир и природу.

5.Укреплять физическое здоровье, способствовать принятию здорового образа жизни и светлых мыслей.

6.Учить обладанию эффективной коммуникации, умению взаимодействовать в коллективе.

 

 

Основное содержание

Программа «Я познаю мир» разработана для детей младшего школьного возраста, попавших в трудную жизненную ситуацию. Именно таким детям необходим рывок в развитии познавательных интересов, подтягивании их по всем поведенческим нормативам в быту и в обществе, устранении пробелов в воспитании и развитии. В процессе реализации смены при организации жизнедеятельности детского коллектива педагогам и вожатым необходимо знать и учитывать следующее:

- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, которые самостоятельно не в состоянии решить проблемы жизнедеятельности, возникшие под воздействием тех или иных обстоятельств;

-у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, очень часто возникают проблемы социализации, формами проявления которой являются стойкие затруднения детей в усвоении знаний, нарушения дисциплины, отказ посещать занятия.

Причины могут быть различные:

-нарушения физического развития (дети с ограниченными возможностями здоровья);

-психологические (жертвы насилия, участники военных событий, техногенных катастроф и т.д.);

-социальные (малоимущие семьи, дети-сироты, дети-переселенцы и т.д.).

Очень важно рассматривать последствия жестокого обращения, пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности. В разные периоды жизни реакция на подобную психологическую травму может проявляться по-разному.

Для детей младшего школьного возраста – амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращения, недоверия к миру. Стремление скрыть причину повреждений и травм, ощущение одиночества, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы и странные пищевые пристрастия. В поведении: отстраненность от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение, молчаливость либо неожиданные разговоры.

Для детей 9-10 лет – то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений. В поведении: изоляция, манипулирование другими детьми, противоречивое поведение.

Жить по режиму для данной категории детей очень трудно, так как большинство из них не подвергались контролю со стороны взрослых, распоряжались своим временем по своему усмотрению, не были приучены к соблюдению культурно-гигиенических навыков и санитарных норм. Режим жизни для таких детей – это спокойствие, уверенность, защищенность, так как ребенок знает, что его ждет в ближайшее время, а главное, что его будут кормить, у него есть свое место, где спать, сидеть, играть и т.д. Для таких детей очень важен ещё режим отсутствия свободного времени, когда ребёнок постоянно занят полезным для его развития делом.

Идея организации жизнедеятельности детей младшего школьного возраста в условиях детского оздоровительного лагеря заключается в названии программы «Я познаю мир». Участникам смены предлагается обучение в Академии детства. В качестве познавательного ресурса избраны материалы по нескольким тематическим направлениям (блокам):

-книга Виталия Валентиновича Бианки «Лесная газета», которую сам автор назвал «самоучителем любви к родной природе, к родной земле»;

-детский географический журнал «Открой мир с Волли» (6 выпусков);

-несколько занимательных общеразвивающих интернет-уроков;

-«Школа этикета»;

-«Приключения Городовичка»;

-живая газета «Хочу все знать»;

-«Веселые уроки Радионяни»;

- радиоспектакль по ОБЖ «Учёный кот на слёт зовёт».

Также в рамках Академии детства даются занятия по прикладному творчеству в рамках работы творческих мастерских (кружков) под руководством педагогов дополнительного образования.

Весь этот материал представлен участникам смены как игровой диалог по темам в блоках: Земля – наш общий дом, Мои открытия, Знание – сила, Мир моих интересов.

Изучая закономерности природы по книге Виталия Бианки, ребята узнают о том, чтоНовый год в лесном календаре не зимой, а весной, – когда солнце вступает в созвездие Овна. Весёлые праздники бывают в лесу, когда там встречают солнце; грустные дни – когда его провожают. Месяцев в лесном календаре столько же, сколько и в нашем, – двенадцать. Только называются они по-другому – по-лесному. « Год – это солнечная поэма в 12 месяцах.Год что колесо с двенадцатью спицами – месяцами: промелькнут все двенадцать спиц, колесо сделает полный оборот – и опять мелькнёт первая спица.

Лесной календарь на каждый год по месяцам выглядит так:

I – месяц пробуждения от спячки (первый месяц весны) – с 21 марта по 20 апреля

II – месяц возвращения перелётных птиц на родину (второй месяц весны) – с 21 апреля по 20 мая

III – месяц песен и плясок (третий месяц весны) – с 21 мая по 20 июня

IV – месяц гнёзд (первый месяц лета) – с 21 июня по 20 июля

V – месяц птенцов (второй месяц лета) – с 21 июля по 20 августа

VI – месяц стай (третий месяц лета) – с 21 августа по 20 сентября

VII– месяц прощания перелётных птиц с родиной (первый месяц осени) – с 21 сентября по 20 октября

VIII – месяц полных кладовых (второй месяц осени) – с 21 октября по 20 ноября

IX – месяц зимних гостей (третий месяц осени) – с 21 ноября по 20 декабря

X – месяц первых белых троп (первый месяц зимы) – с 21 декабря по 20 января

XI – месяц лютого голода (второй месяц зимы) – с 21 января по 20 февраля

XII – месяц дотерпи до весны (третий месяц зимы) – с 21 февраля по 20 марта»

Каждая встреча с природой по книге Бианки называется Спица колеса (под порядковым номером).

Подбор шести выпусков детского географического журнала «Открой мир с Волли» не случаен. С выпуском №31 Греция можно интересно организовать презентацию самых Первых Олимпийских игр. Выпуски №2 Северный полюс и №32 Южный полюс необходимы для пониманияпонятия Экватор. Выпуск №23 Россия поможет в организации тематического Дня России. Выпуск №14 Открытый космос богат материалами о космосе для ещё одного тематического дня Юбилей космической эры. Выпуск № 52 По волнам океана расширит знания ребято водных ресурсах планеты. Содержание этих журналов составляют основу блока Мои открытия.

Довольно занимательными являются занятия из области Знание – сила на уроках компьютерной технологии: Экологическая игра «Вода России», викторина «Своя игра», фотовыставка «Мир интересней, чем вам кажется», «Что такое государство». А практические опыты на занятиях «Реактивное движение» и «Фруктовая батарейка» позволят ребятам почувствовать себя волшебниками на Эльфийских играх.

«Школа этикета» предполагает три этапа на каждом из пяти занятий: 1.Знакомство с правилами поведения. 2.Закрепление правил в играх. 3.Практика решений проблемных ситуаций.

С помощью альманаха «Приключения Городовичка» участники смены познакомятся с историей города и его достопримечательностями.

Каждый отряд подготовит по одному выпуску живой газеты, используя материалы детского научно-популярного журнала «Хочу всё знать!».

В форме пассивного прослушивания на территории лагеря прозвучат «Весёлые уроки Радионяни», радиоспектакль по ОБЖ «Учёный кот на слёт зовёт».

Работоспособность детей младшего школьного возраста можно поддерживать интересными видами работы продолжительностью до 30 минут.

Помимо роли юных академиков ребятам предоставляется возможность почувствовать себя путешественниками и исследователями, художниками и авторами, организаторами и исполнителями, словом, активными участниками кипящей жизни. В течение смены детям предлагается череда различных типов деятельности, выдержанных в логике смены и развитии сюжетной линии.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.