Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Да - это песня-набат, песня-гнев, песня-призыв






Оборудование урока.

На уроке используются мультимедийная установка, компьютер, экран для презентации, учебники. Портреты поэтов (М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина) записи песен в презентации. Выставка книг «Литература периоды Великой Отечественной войны»

Технологии, методы и приемы.

Частично-поисковая деятельность в виде эвристической беседы, постановка проблемного вопроса, выразительное чтение стихотворения, сообщения репродуктивного характера слабыми учениками, работа над публичной речью.

Ход урока.

Эпиграф:

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

 

Василий Иванович Лебедев-Кумач (1943)

 

Молитва ученика

Слайд

♩ ♪ ♫ ♬ ☊ Звучит музыка. Шуберт «Аве Мария». Музыка затихает.

✧ ҈ ҉ 2 слайд - изображение Девы Марии с младенцем на руках.

Рафаэль «Сикстинская Мадонна»

Чтец (девушка-Лиза): Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе. Чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Христа, на страдания и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. В пристальном взгляде Марии читается вопрос: «Не ты ли тот, кто сделает меня, мать, несчастной?»

♩ ♪ ♫ ♬ ☊ Музыка звучит громче, Шуберт «Аве Мария»

Чтец (юноша-Дима):

А. Марков «Сикстинская Мадонна»

Я часами глядел на Мадонну,
Что бессмертье дала Рафаэлю,
На глаза…
Не от них ли, бездонных,
Даже черствые души светлели.
Не сводил с нее взгляда, покуда
Дымку облак накинув на плечи,
Как пригрезившееся чудо,
Мне шагнула Мадонна навстречу.
Не безгрешная та,
Не богиня, о которой земные не судят.
Просто мать.

 

Слайд

♩ ♪ ♫ ♬ ☊ Звучит песня (запись) в исполнении

А.Герман «Колыбельная»

Чтец (девушка-Маша)

Отрывок из поэмы Р.Рождественского «Реквием»

Разве погибнуть ты им завещала,
Родина?
Жизнь обещала,
Любовь обещала,
Родина.
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты их смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо –
Ты помнишь,
Родина?

 

Слайд

(Литературно-музыкальная композиция 7 класса)

Слайд

1-й ведущий: 22 июня 1941… Пройдут десятилетия и века, но человечество всегда будет помнить эту горькую дату начала самой страшной из войн. Она унесла более 20 миллионов жизней советских людей. 1710 наших городов, полностью разрушенных, уходя, оставили фашисты. В народной памяти, в литературе, музыке остались запечатлёнными 1418 военных дней и ночей. Священная российская земля стала вечной свидетельницей бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины.

 

2-й ведущий: К великому сожалению, для многих нынешних ребят Великая Отечественная война — это почти такое же далекое прошлое, как и война с Наполеоном. И потому появляются то там, то тут молодые люди со свастикой.

3-й ведущий: И начинают некоторые историки переписывать историю ВОвойны.

 

Учитель:

ФАЛЬСИФИКАТОРЫ отка­зы­ва­ются назы­вать Вели­кую Оте­че­ствен­ную войну «Вели­кой», «Оте­че­ствен­ной», «Свя­щен­ной» не по при­чине того, что они хотят обсу­дить дру­гую точку зре­ния на это собы­тие, а потому, что им хочется, чтобы эта война не была ни Вели­кой, ни Оте­че­ствен­ной, ни Свя­щен­ной, чтобы не было ника­кого все­на­род­ного сопро­тив­ле­ния врагу.

 

Учитель:

Какие ассоциации вызывает у вас слово «война»?

(Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага)

 

(Ответы учеников)

 

Учитель:

И сегодня мы на уроке будем говорить ИМЕННО о Священной войне, о Великой Отечественной войне! О войне, которая освободила МИР от фашизма и порабощения ВСЕХ НАРОДОВ.

 

* * *

 

Я выстрелов не слышала ни разу,

И взрывов не пришлось увидеть мне.

По книгам, кинофильмам и рассказам

Я очень мало знаю о войне.

Но в стоголосом гуле наших улиц

Стук костылей я различить могу.

Я вижу: женщина стоит, сутулясь,

У памятника павшим, вся в снегу.

И за стеной старушка часто плачет.

И стонет мой отец в тревожном сне.

Я понимаю, что все это значит.

Я (МЫ) очень мало знаем о войне.

Галина БЕЗРУКОВА

Мы с вами, используя возможности урока литературы, перешагнем порог мирной жизни назад, в дни войны: больше узнаем о войне и о роли поэзии в дни войны.

Слайд

До войны писатели участвовали в международных конгрессах в защиту мира в Париже (1935), в Валенсии и Мадриде (1937). В Испании находились И.Эренбург, М.Кольцов, А. Фадеев, А.Толстой.

 

Слайд

1-й ведущий: Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».

2-й ведущий: Главный редактор «Красной Звезды» Дмитрий Ортенберг так описывает историю появления этого стихотворения: «Вызвал к себе литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему:

- Давайте срочно стихи в номер! Получив задание, он стал звонить поэтам.

Случайно «наскочил» на Лебедева-Кумача:

- Василий Иванович, газете нужны стихи.

- Когда?

- Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи непременно должны быть завтра.

- Будут…

На следующий день Лебедев-Кумач, как и обещал, принес в редакцию стихотворение. Начиналось оно так:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

3-й ведущий: Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт».

 

Звучит песня «Священная война», кадры кинохроники.

Учитель:

- Что вы чувствовали, когда слушали эту песню? (страх, тревога, паника)

- Какова тема песни? (Призыв встать всем на защиту своей страны)

Да - это песня-набат, песня-гнев, песня-призыв

Учитель:

В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла.

Сплачивающая, вдохновляющая роль этой песни во многом определялась тем, что в ней о войне была сказана суровая правда. Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.

Уже первые недели, месяцы войны показали, что война не будет легкой. Не получится так, как пелось в довоенных бравурных песнях: «Врага мы на вражьей земле победим малой кровью, могучим ударом», «Мы с любой бедою сладим, всех врагов развеем в дым». Все это было лейтмотивом стихов и песен 30-х годов, широко тиражируемых в печати и декламируемых по радио.

 

- До песен ли в такое время?

(Оказалось, что поэзия, песня были необходимы в годы войны. С песней солдаты поднимались в свой последний бой. Пели в окопах, когда наступала маленькая передышка между боями, вспоминая дом, родных. Песня была верным другом солдата).

 

Слайд

Ответ на этот вопрос мы услышим от героев фильма «В бой идут одни старики»: «Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне…»

Просмотр отрывка х/ф «В бой идут одни старики»

Эти строчки, принадлежащие поэту В.И. Лебедеву-Кумачу, и будут эпиграфом нашего урока.

Слайд

Артем Кондратьев: А я бы сказал не только песня, но и танец! Я горжусь своим дедом, который работал в дни блокады в Ленинграде машинистом…

 

Слайд

Лиза(8 класс):

Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который всю войну провел в Советском Союзе, в книге «Россия в войне 1941-1945» писал: «Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый».

Слайд

Учитель:

Поэзия как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными.

В годы войны характер нашей литературы значительно меняется. Она начинает избавляться от въевшегося в довоенную пору искусственного оптимизма, самодовольства.

Война сделала вновь возможным трагедийное начало в отечественной литературе. И оно прозвучало в творчестве многих поэтов:

М. Исаковского, Б. Окуджавы, А. Фатьянова, Л. Ошанина и мн., мн. др. поэтов. Сегодня мы на уроке узнаем историю некоторых стихотворений, положенных на музыку, об этим нам расскажут восьмиклассники.

 

 

На уроке у нас присутствует 7 класс, но не только потому, что они показали литературно-танцевальную композицию, а потому что у нас на уроке литературы была интереснейшая тема: «Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики».

И свои подготовленные вопросы зададут самому дорогому нашему гостю ___________________________

 

Слайд

Ну, а для начала «Музыкальный конкурс».

 

Незабываемые песни военных лет! Эти песни, созданные в далекие военные годы, звучали в походном строю, они связаны с жизнью и болью народа, проникнуты духом уверенности в победе и живут в памяти народной. Их пел весь наш народ.

Знаете ли вы песни времен Великой Отечественной войны?

 

Конкурс «Музыкальный конкурс», соревнуются 7 и 8 классы: назовите песню, которая сейчас прозвучит (звучат минусовки известных военных песен).

 

Учитель подводит итоги.

 

Учитель:

Поэты: А. Т. Твардовский, А.А.Сурков, К.Симонов и мн., мн. другие в годы войны были военными корреспондентами.

В самый разгар войны, в 1943 году, Илья Эренбург в статье «Роль писателя» отмечал: «Писатели вошли в газету как входят на трибуну, - это не их рабочий стол, это не их место. Но и блиндаж не место сталевара или садовода. Война переселяет людей и сердца. В мирное время газета – осведомитель. В дни войны газета – воздух».

 

 

Сегодня я всем нам предлагаю ДЕЛОВУЮ ИГРУ «Выпуск газеты».

Нам с вами предстоит на уроке «выпустить» праздничной номер стенгазеты.

- Что такое «стенгазета»? (Это сокращение от двух слов: стенная газета. Кстати, это российское изобретение!)

Представляю творческую группу, отдел верстки и дизайна, эти специалисты, которые будут «рисовать» газету. И мы с Валентиной Федоровной (библиотекарь) – ответственные секретари, в наши обязанности входит руководство подготовкой оригинал-макета номера газеты. Ну а вы все – журналисты, те, кто пишут статьи, корреспонденты- те, кто берут интервью и фотокорреспонденты, ученицы 5 класса.

(Отдел верстки и дизайна начинает работу)

Газета должна иметь название, но мы, прослушав все Ваши работы, в конце урока озаглавим ее.

 

прохоренко

 

 

Начнем с главной колонки. Слово Валентине Федоровне.

Валентина Федоровна:

 

Главную колонку я предлагаю назвать «Главная тема литературы периода войны 1941-1945 гг.»

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве людей, бороться за мир - обязанность всех живущих на земле. Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига нашего народа в Великой Отечественной войне. В этих произведениях показана значимость борьбы и победы, героизм советских людей, их нравственная сила, преданность Родине.

У меня тоже есть любимое стихотворение К.Симонова, он всю жизнь ощущал непрерывную связь со всеми, кто не вернулся с поля боя.

 

С чего начинается память -

с берез?

С речного песочка?

С дождя на дороге?

А если - с убийства!

А если - со слез!

А если - с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых, в пыли распростертых!

А если с недетского знания – как

Живое становится мертвым!

И в пять,

и в пятнадцать,

и в двадцать пять лет

Войной начинается память.

Здесь, в этой стране,

где непомнящих - нет,

Попробуем

это представить...

 

- Ребята, какие ассоциации вызывает у вас слово «война»?

 

(Ответы детей)

 

 

Предлагаю творческой группе прописать этот ассоциативный ряд под предполагаемым названием газеты.

С честью выполняли свой патриотический долг писатели и поэты. Более 1000 писателей, к «штыку прировняв перо», сражались на фронтах войны. Первым среди литераторов получил на войне звание Героя Советского Союза - Сергей Борзенко, также Петр Вершигора, автор проникновенной книги «Люди с чистой совестью». Мы гордимся подвигом отважного руководителя партизан Героя Советского Союза Юрия Збанацкого. Среди писателей 18 Героев Советского Союза, 500 награжденных. На той войне сформировались такие писатели, как Олесь Гончар, участвовавший в освобождении Праги, поэт Платон Воронько, подрывавший мосты в гитлеровских тылах. А какую военно-патриотическую деятельность вели Ярослав Галан, Мыкола Бажан, Александр Корнейчук!

Более 400 писателей, ушедших на фронт, не вернулись с полей сражений. Пуля оборвала строки поэтов…Но стихи, песни, сложенные на эти стихи живут до сих пор в нашей памяти.

Учитель:

Спасибо, Валентина Федоровна.

Действительно, стихи и песни живут среди нас. Самая известная песня, как у нас, так и во всем мире, это песня «Катюша».

 

История песни «Катюша»

Учитель:

То, что " Соловьи" - одна из лучших песен Великой Отечественной Войны бесспорно, а вот данные о времени создании этой песни противоречивы. В разных источниках утверждается, что время её создания от начала войны до дней Победы. Какую же историю нам расскажет Кирилл Зорькин.

История песни «Соловьи»

Учитель:

 

Во Второй мировой войне пехота была самым многочисленным родом войск.Культовый в своё время поэт и бард Булат Окуджава написал «Песенку о пехоте».

История песни «Песенка о пехоте»

Учитель:

История песни «Здесь птицы не поют»

Учитель:

История песни «Враги сожгли родную хату»

Учитель:

Лев Иванович Ошанин — один из наиболее популярных поэтов-песенников советского времени. Песня о войне — «Дороги» — стала народной.

 

История песни «Дороги»

 

Огромную известность получили также песня «Солнечный круг» (композитор — Аркадий Островский), в исполнении Тамары Миансаровой, победила на песенном фестивале в Сопоте в 1963 году.

В гимназии третий месяц у нас учится кубинка Карман, и она выучила это стихотворение. Она начнет рассказывать стихотворение, а мы ей можем и подпоем…

Стихотворение «Солнечный круг»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.