§ продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
§ продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
§ высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
§ продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
§ эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
§ показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
§ выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
§ передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
§ охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
§ определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
§ использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
§ исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
№ урока
| Дата
план
| Дата факт
| Тема урока
Тип урока
| Элемент содержания
| Умения и виды деятельности
| Контрольно-оценочная деятельность
| ИКТ средства
обучения
|
специальные
| общеучебные
| | |
«Россия-Родина моя» - 4ч.
|
| | | Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»«Что не выразишь словами, звуком на душу навей».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
§ Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов
§ «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня
§ «Песня о России» В.Локтев
§ «Вокализ» С.Рахманинов.
| Знать название изучен-ного произведения и авто-ра, понимать выразитель-ность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса
- демонстрировать лично-стно-окрашенное эмоции-онально-образное восприя-тие музыки,
- эмоционально отклика-ться на музыкальное прои-зведение и выражать свое впечатление в пении.
| - организация самостоятельной работы;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде;
- воспринимать информацию;
- оценивать и осмыслять резуль-таты своей деятельности;
- умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли;
- умение отвечать на вопросы;
- работать с рисунками;
-составлять рассказ по рисунку;
- определять общие свойств и признаки предметов (по результатам наблю-дения, объяснений учителя);
- подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениями различных видов искусства;
- владение умениями совместной деятельности:
- согласование и координация
деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
- замечать изменения, происходящие с объектом;
- выполнять творческие задания в творческой тетради;
- импровизировать на заданные тексты.
| входной
| устный опрос
| Видео-презентация песни «Родные места» диск «Музыкальный мир»
|
| | | Как сложили песню. Звучащие картины. Комбинированный урок.
| Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень».
§ «Ты, река ль, моя – реченька»
| Знать жанры народных песен.
Уметь демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью;
Исполнять народные песни, подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства.
| текущий
| устный опрос
| Видео-презентация «Русские народные песни»
|
| | | «Ты откуда русская, зародилась, музыка?
нрк. Жанры ненецкой песни.
Комбинированный урок.
| Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
Многообразие жанров народных песен. Ненецкие песни и их жанры.
§ «Ты, река ль, моя – реченька»
§ «Солдатушки, бравы ребятушки»
§ «Милый мой хоровод»
§ «А мы просо сеяли»
| Выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.
Узнавать образцы народного музы-кально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.
Исполнять народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
| тематический
| устный опрос
| Диск Ненцы» Модуль -Жанры народных песен.
|
| | | «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»
Урок обобщения и систематизации знаний.
| Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.
Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.
§ Кантата С.Прокофьева «Александр Невский» ф-ты
§ Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка
| Знать названия изученных произведений и автора, выразительность и изобра-зительность музыкальной интонации.
Уметьучаствовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
| итоговый
| фронтальный опрос
| Видео фрагменты из опер
|
День, полный событий. – 5 ч.
|
| | | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
| Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
§ «Осенняя песня» П.Чайковский;
§ «Пастораль» Г.Свиридов;
§ «Осень» Г.Свиридов.
| Знать смысл понятий: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
| - самостоятельная организация учебной деятельности;
- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;
- работать с рисунками, составлять рассказ по рисунку;
- замечать изменения, происходящие с объектом;
- выполнять творческие задания в творческой тетради;
- импровизировать на заданные тексты;
- выделять главную мысль.
| текущий
| индивидуальный
| |
| | | Зимнее утро, зимний вечер.
Урок закрепления нового материала.
| Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).
§ Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский.
§ У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.
§ Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские на родные песни.
| Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения.
| текущий
| групповая
| Видео-презентация «У камелька»
|
| | | «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.
Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Выразительность и изобразительность в музыке.
§ Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков
| Знать и понимать понятие музыкальная живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных произведений и их авторов;
Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведе-ниях; демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
| текущий
| устный опрос
| Фрагмент из фильма «сказка о царе Салтане»
|
| | | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.
Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле Выразительность и изобразительность в музыке.
§ Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского.
§ «Девицы, красавицы».
§ «Уж как по мосту, мосточку»,
§ «Детский альбом» П.Чайковского.
§ «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»
§ Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский
§ Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры) из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.
§ Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
| Знать жанры народных песен, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), названия изученных произведений и их авторов.
Уметь показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности.
| - уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем.
- Решать творческие задачи на уровне импровизаций.
- Самостоятельная организация учебной деятельности;
- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.
- Оценивать и осмыслять резуль-таты своей деятельности;
| текущий
| устный опрос
| Видео фрагменты их опер. Ф-т мультфильма «Детский альбом»
|
| | | «Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
| Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Музыкально-поэтические образы. Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.
§ Романс «Венецианская ночь» М.Глинка.
§ Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пени.,
§ передача музыкальных впечатлений учащихся.
| Знать определение понятия романс, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях
| тематический
| тест
| |
«В музыкальном театре» - 4ч.
|
| | | Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Комбинированный урок
| Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц.
Опера «Иван Сусанин» М.Глинка:
§ интродукция
§ танцы из 2 действия
§ хор из 3 действия
| Знать названия изученных жанров опера, полонез, мазурка, музыкальный образ, музыкальная драматургия, контраст;.
Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения;
| - формирование монологической речи учащихся;
-умение рассматривать предметы в соответствии с предложенной целью;
- выделять их признаки и свойства;
- уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем;
- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
- замечать изменения, происходящие с объектом;
- выполнять творческие задания в творческой тетради;
- импровизировать на заданные тексты.
| текущий
| устный опрос
групповая
| Видео-фрагменты из оперы
|
| | | Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере.
опера «Иван Сусанин». М.Глинка.
§ сцена из 4 действия
| Знать названия изученных жанров и форм музыки: ария, речитатив;
Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.
| текущий
| устный опрос
| Видео-фрагменты из оперы
|
| | | Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
| Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность
§ Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
§ Песня Марфы («Исходила младешенька»);
| Знать названия изученных жанров и форм музыки: песня-ария, куплетно-вариационнаяформа.
Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.
| текущий
| устный опрос
| Видео-фрагменты из оперы
|
| | | Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.
Комбинированный урок.
| Народная и профессиональная музыка.
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский).
§ «Танец с саблями».
§ Пляска пер сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
§ Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка
§ Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.
| Знать названия изучаемых жанров и форм музыки: восточные интонации, вариации, орнамент, контрастные образы.
Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов.
| тематический
| устный опрос
групповая
| Видео-фрагменты из оперы
|
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.
|
| | | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
Комбинированный урок.
| Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.
§ Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни.
§ Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни.
§ Аисты, узбекская народная песня.
§ Колыбельная, английская народная песня.
§ Колыбельная, неаполитанская народная песня.
§ Санта Лючия, итальянская народная песня.
§ Вишня, японская народная песня, и др.
§ Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский.
§ Камаринская; Мужик на гармонике играет. Из «Детского альбома». П. Чайковский.
§ Ты воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.
(на выбор учителя)
| Знать названия изученных произведений и их авторов, понимать определение: музыка в народном стиле.
Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.
| - работать с рисунками,;
- составлять рассказ по рисунку;
- выполнять творческие задания в творческой тетради;
- формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, класси-фикация).
- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
- пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту;
- определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок;
- оценивание своих учебных достижений.
| текущий
| самостоятельная
работа
| диск «Русские народные инструменты»
|
| | | Оркестр русских народных инструментов. нрк.
Комбинированный урок.
| Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.
Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
§ Светит месяц, русская народная песня-пляска.
§ Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
| Знать названия музыкальных инструментов, состав оркестра русских народных инструментов.
Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструмента-льное музицирование).
| тематический
| устный опрос
| диск «Русские народные инструменты»
|
| | | «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
| Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа.
| Знать названия музыкальных инструментов и состав оркестра русских народных инструментов.
Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоционально откликаться на музыкальное произведение. Выражать свои впечатления в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, в музыкально-пластическом движение.
| итоговый
| тест;
индивидуальный.
| |
«В концертном зале» - 6ч.
|
| | | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
| Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.
Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин и П.Чайковский.
§ Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.
§ Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский.
§ (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский
| Знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки.
Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатление в пении, игре или пластике.
| - уметь переносить знания,;
- умения в новую ситуацию для решения проблем;
- подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениями различных видов искусства;
- самостоятельная организация учебной деятельности;
- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях
- уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем;
- выполнять творческие задания в творческой тетради;
- формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, класси-фикация);
- формирование монологической речи учащихся;
- умение рассматривать предметы в соответствии с предложенной целью;
- выделять их признаки и свойства.
| тематический
| устный опрос
| ЦОР «Музыкальные инструменты»
|
| | | Старый замок.
Урок обобщения и систематизации знаний.
| Различные виды музыки: инструментальная.
Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).
§ Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский.
§ Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко.
| Знать названия изученных жанров и форм музыки: (песня, романс, вокализ, сюита).
Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.
| текущий
| устный опрос
| Презентация «Музыкальные картинки»
|
| | | Счастье в сирени живет…
| Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная.
Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).
§ Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
| Знать названия изученных жанров и форм музыки песня, романс, вокализ, сюита.
Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности. Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.
| текущий
| устный опрос
| Видео-презентация «Сирень»
|
| | | «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»
Танцы, танцы, танцы…
Комбинированный урок.
| Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.
Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена.
§ Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен.
§ Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого.
| Знать названия изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма).
Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений. выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; определять, оценивать, соотносить содержание.
| текущий
| устный опрос
| |
| | | Патетическая соната. Годы странствий.
Комбинированный урок.
| Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная.
Музыкальная драматургия сонаты Л.Бетховена.
§ Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиано Л. Бетховен.
§ Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен.
§ Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
§ Арагонская хота. М. Глинка.
| Знать названия изученных жанров и форм музыки: соната.
Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления.
| тематический
| устный опрос
| |
| | | Царит гармония оркестра.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
| Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.
Накопление иобобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
§ Слушание фрагментов из музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра
| Знать названия групп симфонического оркестра, музыкальные инструменты, входящие в каждую из групп.
| текущий
| устный опрос
| Модуль: «Симфонический орскестр» Презентация.
|
«В музыкальном театре» - 2ч.
|
| | | Театр музыкальной комедии.
Комбинированный урок.
| Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.
Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
§ Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.
§ Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
§ Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.
§ Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.
| Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.
Уметь эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения.
| - работать с учебным текстом;
- делать простые выводы;
- участие в диалоге;
- поиск необходимой информации в словарях;
- подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениями различных видов искусства.
| тематический
| устный опрос
групповая
| Фрагмент из оперетты «Летучая мышь».Презентация.
|
| | | Балет «Петрушка»
Комбинированный урок.
| Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. Музыка в народном стиле.
§ Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский
| Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); смысл понятий: музыка в народном стиле, своеобразие музыкального языка. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
| текущий
| устный опрос
| Фрагменты из балета «Петрушка»
|
«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.
|
| | | Святые земли Русской. Илья Муромец
Урок обобщения и систематизации знаний.
| Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
§ Земле Русская, стихира.
§ Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителе Рябининых.
§ Симфония № 2 («Богатырская) 1 -я часть (фрагмент) А. Бородин.
§ Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский.
§ Не шум шумит, русская народная песня.
| Знать народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции.
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.
| - подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениями различных видов искусства;
- работать с учебным текстом;
- делать простые выводы;
-участие в диалоге;
- формирование учебного сотруд-ничества;
- поиск необходимой информации в словарях;
- анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии;
| тематический
| устный опрос
| |
| | | Кирилл и Мефодий. нрк. Праздники народов Севера.
Урок изучения и закрепления новых знаний
| Народные музыкальные традиции Отечества.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
§ Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого.
§ Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
§ Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев
§ Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский.
| Знать и понимать: религиозные традиции, понятия: гимн, величание.
Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.
- сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.
| текущий
| устный опрос
| |
| | | Праздников праздник, торжество из торжеств.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
| Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание.
§ «Христос воскресе! (тропарь)
§ Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков.
§ Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
| Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции.
Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.
| текущий
| устный опрос
| |
| | | Родной обычай старины. Светлый праздник.
Урок обобщения и систематизации знаний.
| Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов.
§ «Не шум шумит» - пасхальная народная песня.
§ Сюита для двух фортепиано. С.Рахманинов.
§ Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.
| Знать и понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь определять, оценивать, соотносить содержание музыкальных произведений. Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов; - сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников;
| тематический
| устный опрос
| |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч.
|
| | | Народные праздники. Троица.
Комбинированный урок.
| Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.
Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.
§ Троицкие песни.
| Знать и понимать народные музыкальные традиции родного края.
Уметь исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты.
| - импровизировать на заданные тексты.
| текущий
| устный опрос
| Видео рассказ о праздике Троица.
|
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.
|
| | | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
| Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки.
Развитие музыкального образа.
§ Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.
§ Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано.
§ Ф.Шопен.
§ Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народные песни.
§ Пастушка, французская народная песня
§ Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц.
| Знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ.
Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
| - анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии;
- умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
устно описывать объект наблюдения,
владение способами контроля и оценки деятельности;
- подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениями различных видов искусства;
- умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- устно описывать объект наблюдения;
- владение способами контроля и оценки деятельности;
- аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.
| текущий
| устный опрос
| Видео фрагмент из фильма о Шопене.
|
| | | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).
Урок закрепления знаний.
| Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Мастерство известных исполнителей.
§ Пожелания друзьям; Музыкант. Слова и музыкаБ. Окуджавы.
§ Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого.
| Знать и понимать смысл понятий: «композитор» - «исполнитель» - «слушатель»;
названия изученных произведений и их авторов и исполнителей; музыкальные инструменты (гитара).
Проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.
| тематический
| устный опрос
| |
| | | В каждой интонации спрятан человек.
Комбинированный урок.
| «Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
§ Песня Сольвейг;
§ Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт».Э.Григ.
| Знать и понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов
| текущий
| устный опрос
| Видео-презентация «Песня Сольвейг»
|
| | | Музыкальный сказочник.
| Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
§ Шехеразада. 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
| Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
| тематический
| Фронтальный опрос
| Фрагменты из балета «Шахерезада»
|
| | | Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.
| Выразительность и изобразительность в музыке.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
§ Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
| Знать названия изученных произведений и их авторов. Уметь узнавать изученные музыкальные произведения. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и не школы.
| итоговый контроль
| групповая
| Фрагмент из опреы, «Рассвет на Москве-реке»
|
| | | | | | | | | | |