Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные разделы ТиМ СТ






Здесь речь пойдет главным образом о центральной части ТиМ СТ, относящейся непосредственно к феномену тренинга и рассматривающей преимущественно ее научно-прикладные аспекты. Социальные, воспитательные и дидактические, врачебно-гигиенические, образовательные, материально-технические и другие стороны спортивной деятельности достаточно подробно освещены в других работах [43, 57, 72-74, 77].

Итак современная научная ТиМ СТ должна включать в себя следующие основные разделы: теорию тренинга, теорию тренировочной нагрузки, теорию спортивной техники, теорию построения тренировки, теорию программирования тренировки, теорию управления тренировочным процессом.

Теория тренинга. Тренинг-основная содержательная часть тренировочного процесса, преимущественно обеспечивающая феномен морфофункциональной специализации организма спортсмена и повышение уровня его специфической работоспособности [10, 95, 99, 101]. Теория тренинга концентрирует в себе систему знаний о факторах и условиях, детерминирующих переход организма из одного состояния в другое под влиянием тренирующих воздействий. Теория тренинга целиком базируется на биологическом знании, главным образом на закономерностях срочной и долговременной адаптации организма к напряженной мышечной деятельности и изучении физиологического механизма феномена " тренирующее воздействие-тренировочный эффект" [10, 11, 18, 19, 44, 67, 71, 81, 85, 89, 99].

Теория тренировочной нагрузки рассматривает тренировочную нагрузку как физиологическую категорию, как физиологическую меру воздействия на организм специализированной мышечной работы, отражаемой в организме в виде конкретных морфофункциональных приспособительных реакций той или иной глубины и сохраняемости [10-13, 71, 89, 99, 105, 108, 109]. Содержит объективные основания (принципы, условия, рекомендации) к созданию оптимальных условий в тренировке для реализации феномена тренинга (определение содержания, объема и организации тренирующих воздействий на всех уровнях и во всех формах построения тренировочного процесса). Базируется на объективных тенденциях в динамике состояния спортсмена в зависимости от задаваемой тренировочной нагрузки [10, 11, 14, 16, 48, 69, 100].

Теория спортивной техники включает и рассматривает два принципиальных понятия: спортивная техника и спортивно-техническое мастерство. Первое имеет в виду систему движений, присущих конкретному спортивному упражнению, ее двигательный состав и структуру и целиком принадлежит биомеханике [8, 10, 27, 70]. Второе относится к методике тренировки и подразумевает умение спортсмена эффективно использовать моторный потенциал в условиях тренировки и соревнований и понимается не как состояние, которое может быть достигнуто однажды, а как текущий результат непрерывного и нескончаемого движения от менее совершенного к более совершенному [10, 11].

Теория построения тренировки - комплекс теоретико-методических знаний, относящихся к правилам (принципам) организации тренировочного процесса на всех его уровнях. Опирается на закономерности адаптации организма к напряженной мышечной деятельности и специфические закономерности ПССМ и МФС организма [8-13, 94-97, 99, 100, 108, 109]. Содержит основания и рекомендации к созданию оптимальных условий для реализации этих закономерностей и соответствующую принципиальную модель (модели) построения системы тренировки в разных формах ее организации (см. далее).

Теория программирования тренировки разрабатывает объективные основания (принципиальные установки) к упорядочению содержания тренировочного процесса в соответствии с целевыми задачами подготовки спортсмена, календарем соревнований и специфическими принципами, определяющими рациональные формы организации тренировочных нагрузок в рамках конкретного времени [ 10, 11, 44, 48, 68, 94-97, 99, 108, 109].

Теория управления тренировочным процессом содержит основания и рекомендации к организации контроля за ходом тренировочного процесса, а также коррекции его в случае необходимости в соответствии с критериями его эффективности и заранее заданными эталонами и моделями [2, 5, 10, 42, 44, 62, 82, 99, 108, 109].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.