Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Собственность как многоаспектная категория.






 

При всей своей универсальности, многоаспектности категория «собственность»

в первую очередь отражает наш быт и философию этого быта,

во вторую – является центральной категорией права гражданского права.

Эти два аспекта тесно взаимосвязаны, поскольку именно в гражданском праве отражаются, закрепляются реальные экономические отношения нашего, можно сказать, повседневного быта.

Как атрибут философии человеческого бытия, собственность получила массу определений. В обыденном понимании собственность обычно ассоциируется с многочисленными предметами материального мира, обладание которыми приятно.

Напомним, что дореволюционный цивилист К. Победоносцев писал об особой потребности личности «жить для себя», которая явственнее всего выражается в двух стремлениях – к собственности и к браку. А в примечании № 1 к ст. 420 тома 10 Законов гражданских дореволюционной России как раз подчеркивался тот факт, что в законах собственностью называют само имущество, принадлежащее кому-либо на праве собственности.

Дореволюционный цивилист К.И.Малышев рассматривал особое, «принадлежностное», отношение вещи к лицу и делал вывод, что собственность – это такая принадлежность, когда лицо смотрит на себя как на хозяина и выражает это формулой: « это вещь моя »

2. Таким образом, собственность в ее первом, выделенном нами аспекте -~ это не только объекты (веши), но и характер отношения к ним. Отношение к собственности всегда особое, поскольку это не просто вещь, а «моя вещь». Собственнические чувства рождали в людях желание трудиться, патриотизм, стремление к оседлости, защите Родины, своего «куска земли».

Эта сторона собственности всегда является благом. В этом смысле собственность формирует личность, наши гражданские качества.

С другой стороны, великие умы определяли собственность как воровство, кражу.

3. Таким образом, стремление к собственности незаконным путем, с забвением нравственных принципов, всегда уничтожало в людях человеческое достоинство и в конечном итоге их губило.

 

Что касается права гражданского, то нас интересуют здесь вполне конкретные вопросы.

И первый из них – какие экономические отношения составляет, закрепляет, представляет собой категория «собственность»?

Известно, что гражданское право имеет дело с разнообразными имущественными отношениями.

Имущественные отношения закрепляют, оформляют

динамику (переход) и статику (принадлежность) материальных благ.

Когда речь идет об отношениях принадлежности, во главу угла мы ставим категорию «собственность».

Итак, собственностьэто отношения принадлежности матери-х благ.

И в этом понимании ученые – представители юридических и экономических наук – были, пожалуй, всегда единодушны.

Расхождения во взглядах касались субъектного состава.

Так, марксистско-ленинский подход отличался категорическим неприятием возможности связи человека и вещи в правоотношениях собственности.

Под собственностью марксистско-ленинская идеология всегда понимала только отношения между людьми по поводу материальных благ. С этим подходом не были согласны оппоненты. Человек-собственник имеет отношение в первую очередь к вещи, он относится к ней как к своей. Пока он собственник, его мало интересуют другие субъекты гражданских правоотношений и их действия.

Собственность затрагивает иных, помимо собственника, участников гражданско-правовых отношений лишь в аспекте защиты, воздержания всякого и каждого от нарушения права собственности. А в этом смысле также вряд ли правильно говорить о наличии каких-либо отношений, связи субъектов по поводу имущества. Эта связь как раз должна отсутствовать, поскольку все иные (не собственники) относятся к вещи как к чужой.

Итак, что собственность представляет собой разновидность имущественного отношения, подверженного гражданско-правовому регулированию.

Существо данного отношения состоит в отношении субъекта гражданского права к вещи как к своей. Гражданско-правовая литература, пытаясь отразить существо отношения собственника к вещи, использовала понятия господства и власти. Например, такие дореволюционные цивилисты, как Мейер, Анненков, Гуляев, писали о собственности как о юридическом, законном господстве.

4. Так, политические термины оказались прочно связаны с понятием «собственность».

Над определением экономического аспекта собственности гражданско-правовая наука работает попутно.

По сути собственность как экономическая категория составляет предмет экономических исследований. Но экономисты, как показала история, старались не упростить суть и облегчить понимание проблемы, а, наоборот, усложняли ее.

К. Маркс не стал исключением. В его подходах собственность трактовалась и как вся совокупность общественно-производственных отношений, и как их часть, и даже как некое ядро.

К. Маркс для характеристики собственности использовал термин «присвоение». из теории марксизма о собственности цивилистика не могла почерпнуть интересных выводов и конструкций.

Дело в том, что К. Маркс изучал отношения не имущественные (волевые), а производственные, т. е. самые первичные, не зависящие от нашего сознания и воли. Это во-первых.

Во-вторых – на характеристику собственности влиял некий политический мотив.

Публичный, классовый элемент позднее прижился и в сугубо цивилистических исследованиях права собственности советского периода.

Например, А. В. Венедиктов в характеристике собственности неизменно делал акцент на ее основу – «существующие в данном обществе системы классовых отношений»

5. За долгий период советской истории экономическая литература не предложила никакой иной концепции собственности. Некоторые из ученых-экономистов, например В.П. Шкредов, полагали, что собственности как экономической категории вообще не существует.

Позднее, с переходом к рыночной экономике, среди экономистов стали раздаваться голоса в поддержку собственности, необходимости ее экономического анализа

6. Однако эти призывы так и остались добрыми пожеланиями. Что же касается определения собственности, то им по-прежнему занимаются цивилисты

7. Е. А. Суханов определил собственность как отношение принадлежности (присвоенности) материальных благ, заключающееся в установлении над ними такого «хозяйственного господства», которое позволяет собственнику по своей воле устранять или допускать всех прочих лиц к использованию своего имущества, самостоятельно определяя характер такого использования.

Экономические отношения собственности оформляются правом собственности.

 

Обычно различают право собственности в объективном смысле как совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих данные отношения, и право собственности в субъективном смысле, означающее право конкретного лица на вещь.

Право собственности в объективном смысле — представляет собой комплекснуюмногоотраслевуюсовокупность правовых норм, регулирующих владение, пользование и распоряжение собственника имуществом по своему усмотрению и в своих интересах и защита этого имущества от посягательств третьих лиц.

т.е. это институт права с котором преобладают гражданско-правовые нормы.

В субъективном смысле — право собственности есть возможность определенного поведения, дозволенного законом управомоченному лицу,

т.е. это мера поведения субъекта права, выражающаяся в возможности владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению для удовлетворения собственных потребностей.

 

Поэтому в российском гражданском праве традиционным является представление о субъективном праве собственности как о совокупности, «триаде» трех правомочий: владения, пользования, распоряжения

Что закреплено в ГК

 

Возникает вопрос: совокупность гражданско-правовых норм о собственности составляет особый субинститут или институт гражданского права? ЛВЩ

Обозначив вещное право институтом отрасли гражданского права, мы, следуя логике, право собственности в объективном смысле должны определить в качестве его субинститута.

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.