Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Живопись






Русская живопись в XIV–XV вв. достигла невиданного расцвета. Образы святых стали средством передачи человеческих чувств. Человек и его духовный мир — центральная тема русской живописи.

Великим художником был Феофан Грек, приехавший из Византии в 70-х годах XIV в. в Новгород. Здесь он расписал церковь Преображения на Ильиной улице, а в Москве — церковь Рождества Богородицы, Архангельский и Благовещенский соборы. На фресках Феофана Грека лики святых полны внутренних переживаний, сомнений, отражают стремление к возвышенному. До нашего времени дошли лишь иконы «Деисус» в Благовещенском соборе.

В росписи Благовещенского собора участвовал яркий представитель московской школы живописи Андрей Рублёв. Сначала он был монахом в Троицкой лавре, потом перешёл в московский Андроников монастырь (где и похоронен). Из его работ сохранилось немногое. Со своим другом Даниилом Чёрным он расписывал Успенский собор во Владимире, потом работал над фресками Троицкого собора Троице-Сергаева и собора Спасо-Андроникова монастырей.

Самая известная работа Рублёва — «Троица» (икона из Троицкого собора). На иконе изображены три прекрасных юноши-ангела. Фигуры как бы вписаны в восьмиугольник, а число «8» означало «вечную жизнь». Икона выражает идею согласия и человеколюбия, нравственной чистоты и совершенства.

В XV в. на иконах помимо традиционных сюжетов из Библии, житий святых всё чаще появляются пейзажи (леса и горы), портреты, батальные сцены.

Из XVI в. до нас дошли фресковые росписи храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, созданные знаменитым Дионисием и его сыновьями. Они отличаются утонченностью рисунка, красочностью и нарядностью. Преобладает иконопись новгородской и московской школ. Постепенно расширяется тематика живописного искусства, все активнее проявляется интерес к темам из всемирной и отечественной истории.

Стоглавый собор (1551), как известно, оформил единый для всего государства пантеон святых, признав общерусскими около 50 «местночтимых» угодников. Это, в частности, отразилось на тематике икононаписания. Икона «Церковь воинствующая» воспевает взятие Казани, русскую армию, молодого царя. Не сохранились (но описаны) фрески Золотой палаты кремлевского дворца (1552). Здесь были изображены сюжеты: «Выбор веры князем Владимиром», «Крещение киевлян», «Венчание Владимира Мономаха», композиции на темы Ветхого Завета. Особенно интересны росписи сводов: добро и зло, жизнь и смерть, времена года.

В конце XVI в. получают известность иконы «строгановского письма», они миниатюрны, тонки, изящны, праздничны. В этой манере работали Чирин, Савин.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.