Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эксперимент с восприятием






 

Пожалуйста, засеките 30 секунд и в течение этого времени рассматривайте комнату, в которой вы сейчас находитесь. Ваша задача: не вставая с места, заметить как можно больше синих предметов. Читайте дальше только после того, как выполните это задание.

Вы увидели много синих предметов? Хорошо, а теперь, пожалуйста, не оглядываясь, назовите три зеленые вещи из этой же комнаты.

Вот видите: вы настолько сосредоточились на выполнении одной конкретной задачи, что все остальное осталось для вас скрытым, хотя оно, несомненно, существует. Все просто. Точно так же многое не достигает нашего сознания только потому, что мы моментально забываем увиденное, если не придали ему должного значения. Теперь прочитайте, пожалуйста, следующее предложение:

«75, 2 % всех опрошенных участников исследования не могут вспомнить точное количество участников, т. е. цифру, стоящую в самом начале предложения, не просматривая его заново, как только добираются до конца фразы». А у вас получилось?

Мне кажется, чем старше мы становимся, тем менее внимательно мы наблюдаем. Тогда как мои дети замечают вокруг себя невероятные вещи и постоянно экспериментируют, отчуждая предметы от их первоначальных значений. Взрослея, мы перестаем этим заниматься. Мы постоянно соотносим случившееся с нашим прошлым опытом. Из- за чего часто не воспринимаем вещи такими, какие они есть на самом деле, а творим свой собственный мир, пропуская действительность через индивидуальные фильтры. Это явление иллюстрирует следующий пример:

«Неаверняка кажыдй из вас сылашл об ислелсоавнии, в хдоекоротого блыо утаснвлоено, что продяок бкув в слвоах не имеет длянас пирниплциаьного зченания. Лшиь певрая и поледсняя бкувы джолны наихотдься на сових мтаесх. Мы вдиели эти свлоа сольтко раз, что при пмоощи пршлоого оыпта мы с леосгкьтю меянем невнерый пряодок бкув, и в нгиеай глоове автчаомтиески взоикнает првиалньое зчениане слвоа...»

Вот видите: наш опыт определяет, что мы видим! Помимо того, что мы не воспринимаем огромного количества информации осознанно, еще больше тонкостей и деталей мы отсеиваем, дополняя действительность знанием, полученным нами в предшествующем опыте (во всяком случае, оно кажется нам именно знанием). Все должно соответствовать нашим ожиданиям. Сейчас вы, возможно, составили негативное мнение о подобном отборе, но необходимо понимать, что он чрезвычайно важен. Если мы не будем его использовать, нас накроет информационная лавина.

Наши чувства опять нас подводят - непрерывно. Мы не можем воспринять все многообразие окружающей действительности, используя только лишь зрение, обоняние, слух, вкусовые рецепторы и осязание, - это заложено в нашей природе. Наши глаза, например, отображают трехмерный мир на двухмерной плоскости сетчатки. При этом, естественно, большая часть информации теряется. Но в ходе этого процесса наши органы зрения все равно получают около гигабайта информации в секунду. Это крайне много. Это соответствует, например, количеству данных, содержащихся на 500 000 книжных страниц. Чтобы выделить из такого огромного массива информации по-настоящему важную и стоящую, нам необходимо производить отбор. И критерии такого отбора для нас сильно ограничены.

Джордж А. Миллер в своей работе «Магическое число «семь» плюс-минус два: о некоторых пределах наших способностей при обработке информации» показал, что человек способен одновременно воспринимать лишь только 7 плюс-минус 2 единицы информации. Как только информации становиться больше, мы начинаем воспринимать ее с ошибками, иначе говоря, запускаем процесс автоматической фильтрации.

Приведу пример. Число 1726404 вы, вероятно, сможете безошибочно запомнить с первого раза. Проделать это с числом 172640485 будет гораздо сложнее, потому что каждая добавленная цифра - это еще одна единица информации. Но если разделить это число на три единицы информации по три цифры в каждой, запомнить его вам станет намного проще. Примерно так: 172 640 485. Вот видите? Вы наверняка попадали в ситуацию, когда кто-нибудь делит знакомый вам телефонный номер на непривычные единицы информации, и вы уже не можете сразу узнать его. Например, вы привыкли диктовать ваш телефонный номер, объединяя цифры следующим образом: «7 444 27 66». А кто-нибудь говорит: «Ага, ясно: 744 42 76 6». В этой ситуации вам приходится знакомые цифры переводить в новую систему координат, а затем заново проверять их правильность. Это, несомненно, может усложнить жизнь. Итак, мы не в состоянии обрабатывать одновременно больше, чем 7 плюс-минус 2 единицы информации. Влияние информационной перегрузки на нас настолько безотказно, что она используется даже в качестве техники введения в гипнотическое состояние.

Чтобы выжить, нам необходимо непрерывно отбирать существенную для каждой конкретной ситуации информацию. Конечно, иногда мы можем менять критерии отбора. Время от времени это происходит само собой, например, когда вы приняли решение купить новую машину.

Стоит вам определиться с моделью, как вы внезапно понимаете, что повсюду вас окружают именно такие машины. Но этих автомобилей не стало на дорогах города больше, чем раньше, просто ваш критерий отбора информации изменился. Насколько надежен этот механизм, демонстрирует еще один пример. Каждый раз, когда вы отправляетесь в чужой город, из тысяч номерных знаков вам на глаза попадаются именно те, на которых обозначен ваш родной регион.

С этим же феноменом мы сталкиваемся в общении с другими людьми. Предположим, вы пришли на вечеринку и на какое-то время остались в одиночестве. Вы слышите множество разговоров, но специально ни к одному из них не прислушиваетесь. Вдруг кто-то в комнате произносит ваше имя. С наибольшей долей вероятности из всех произносимых вокруг слов вы услышите именно его. Вы просто настроены таким образом, что не можете не реагировать на свое имя.

Здесь речь идет о том, что из всей получаемой информации мы хотим и можем воспринимать лишь некоторую ее часть и, соответственно, настраиваемся на определенный выбор.

Как раз на этот счет у меня есть замечательный пример из жизни. Несколько лет назад во время командировки мы с моей женой присутствовали на приеме. За нашим столом, кроме нас, сидели еще двенадцать человек, а в зале в общей сложности присутствовали больше сотни приглашенных. В помещении было настолько шумно, что разговаривать удавалось, только находясь вплотную к собеседнику. Но в один миг за нашим столом воцарилась полнейшая тишина. Причиной, по которой все разговоры прервались на полуслове, был вопрос моего соседа: «Можно я задам вам личный вопрос?» Неосознанно он использовал одну из лучших техник привлечения внимания.

В третьей главе мы поговорим об этом подробнее! Если коротко, то из нашего опыта мы знаем, что за таким вступлением, скорее всего, последует очень интересная информация, поэтому невольно начинаем прислушиваться в ожидании интересных подробностей. Мой сосед, кстати, так и не задал своего вопроса.

Исходя из нашего опыта, мы конструируем ожидания и рассчитываем, что в дальнейшем все будет происходить так, как мы к этому привыкли: «Мир такой, каким вы ожидаете его увидеть». Осознание этого факта чрезвычайно важно. Научно доказано, что этот феномен может даже воздействовать на наше тело.

Ученые провели исследование, в ходе которого страдающие избыточным весом горничные одного из отелей были разделены на две группы. Первой группе испытуемых рассказали о научном эксперименте, который доказывает, что наведение порядка в комнатах дает мышцам такую же нагрузку, как и спорт, что позволяет сбрасывать вес, просто занимаясь ежедневной уборкой. Второй группе женщин этого не сказали. В результате практически все испытуемые из «спортивной» группы спустя три недели эксперимента похудели, не меняя прежнего образа жизни! Участницам эксперимента из второй группы сбросить вес не удалось. Эти результаты дают ученым право утверждать: «Горничные похудели потому, что они этого ожидали».

Ожидания также оказывают сильное влияние на то, как мы воспринимаем других людей. Допустим, нам предстоит знакомство с новым человеком. Без сомнения, он произведет на нас иное впечатление, если предварительно нам представят его как успешного и влиятельного бизнесмена, чем, если мы будем знакомиться с ним «с чистого листа». Подсознательно мы делаем все, чтобы новый человек соответствовал заранее подготовленной для него поведенческой схеме. Такая особенность человеческого восприятия также была доказана путем научного эксперимента. Причем этот внутренний механизм запускается в нас при воздействии мельчайших сигналов в жестикуляции или мимике собеседника.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.