Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как начиналась история нашего края

С конца IX века до татаро-монгольского нашествия в XIII в. в Донецких степях господствовали различные кочевники: печенеги, торки, половцы.

Печенеги.

Основным занятием печенегов было кочевое скотоводство. Они разводили лошадей, коров, овец. Особенно большое значение в жизни скотовода-кочевника имела лошадь. Это нашло отражение и в погребальном обряде. В курганах печенегов около покойника обычно клали кости коня (голову, ноги) и сбрую.
Жили родовым строем. Племена возглавлялись " великими князьями", роды -" меньшими князьями", избиравшимися племенными и родовыми собраниями. Захваченных на войне пленников продавали в рабство или отпускали на родину за выкуп. Часть пленников принимали в состав родов на условиях полного равноправия.

Собственного развитого ремесла у печенегов не было, торговля также не получила большого развития и поэтому всеми этими вещами очень дорожили. Имущественное расслоение в печенежском обществе было уже значительным.

Печенеги постоянно вели грабительские войны. Нападая на своих соседей, они захватывали имущество, угоняли скот, уводили и продавали в рабство людей. Кроме того, важными статьями дохода было получение выкупов и откупов. Львиная доля военной добычи попадала родоплеменной знати, в руках которой таким образом накапливались большие богатства. Персидский географ Гардизи пишет: «Эти печенеги владеют стадами; у них много лошадей и баранов, также много золотых и серебряных сосудов, много оружия. Они носят серебряные пояса. У них есть копья и знамена, которые они поднимают во время битв; их трубы, в которые дуют во время битвы, сделаны наподобие бычачьих голов».

Печенеги иногда сами насыпали над неглубокими могильными ямами небольшие курганы, но чаще они устраивали погребения в насыпях более древних курганов. Украшения, предметы туалета, посуда и другие бытовые предметы редко встречаются в печенежских могилах.

Господство печенегов в причерноморских степях продолжалось до первой половины XI века, когда основная масса их, не выдержав ударов русских дружин и натиска своих восточных соседей — торков (гузов), отступила в бассейн Дуная.

Торки.

Племенной союз торков (гузов) был этнически очень пёстрым объединением. Торки не пахали и не сеяли, мужчины несли сторожевую службу на границе, женщины занимались домом и детьми. Родовые кланы назывались у торков куренями. Характерен их внешний вид - торки ходили в широких рубахах, но заправленных в просторные шаровары, носили широкие пояса. Торки были вислоусыми, брились наголо, оставляя только широкий и длинный чуб на темени. Русских мечей они не признавали - в бою сражались легкими саблями, которыми владели в совершенстве. Все как один были виртуозными наездниками. Во время битвы лицо укрывали, как забралом, стальной личиной, часто похожей на лицо самого воина.

На Донетчине обнаружены 2 курганных погребения у деревниТорской, Краснолиманского района, Донецкой области. Третье погребение найдено у хутора Марченки на реке Песчаной (недалеко от ст. Ясиноватая в Донецкой области). Степная часть бассейна Донца и его притоков, несомненно, была одним из основных центров, где располагались кочевья торков. Об этом свидетельствует и целый ряд древних географических наименований: реки Тор (Большой Тор, Казенный Торец), Сухой Торец, Кривой Торец, село Торское на р. Жеребце, пос. Торский, и Торецкий на р. Казенный Торец, Торское городище около Славянска.
Отыскать курганные древности торков (гузов) помогает то обстоятельство, что арабский писатель X. в Ибн-Фадлан детально описывает их погребальный обряд. Из его рассказа видно, что для погребения умершего торка (гуза) вначале отрывают «большую яму в виде дома» и помещают в неё покойника, одетого в куртку, с поясом и луком. В руку покойника и перед ним ставят деревянный кубок с хмельным напитком и «принесут всё, что он имеет и положат сим в этом доме» (речь идет, очевидно, о личных вещах умершего). Потом сородичи покойника убивают лошадей (ритуальное убийство лошадей или хотя бы одной лошади было обязательным, так как, согласно верованиям торков, на этих лошадях покойник должен был ехать в рай) и съедают их мясо, «кроме головы, ног, кожи и хвоста». Могильную яму перекрывают деревянным настилом, на котором располагают оставшиеся части лошадей. Затем над всем этим насыпают из глины курган. Наконец, Ибн-Фадлан рассказывает еще об одной очень интересной детали погребального обряда торков-гузов. «Если же он (т. е. покойник) когда-либо убил человека и был храбр, то они вырубят изображение из дерева по числу тех, кого он убил, поместят их на могиле и скажут: «Вот его отроки, которые будут служить ему в раю». Покойники были положены головой на запад и снабжены различными вещами, количество которых, по-видимому, зависело от богатства умершего.

Половцы.

В середине XI века в приазовские степи приходят половцы. На востоке их называют кипчаками, на западе — куманами. Слово «половцы» по мнению кочеведов, произошло от «полова», то есть это солома. Современные историки судят по этому названию, что кипчаки были светловолосыми, а может даже и голубоглазыми.

На протяжении двух веков кипчаки совершают опустошительные набеги на русские земли, грабят, сжигают города и села, уводят в рабство жителей.

Половецкий народ разделялся на несколько родов (колен), носивших названия по именам их предводителей. Эти роды объединялись в крупные племенные союзы, центрами которых были примитивные города-зимовья. Орды возглавлялись ханами. На съезде знати избирался глава такого союза, называвшийся каганом («ханом ханов»). В его руках была сосредоточена большая власть: право заключать мир, организовывать набеги и походы.

По свидетельствам источников половцы были прекрасными степными наездниками и имели свой военный строй. Главным занятием половцев было скотоводство (разведение рогатого скота, коней, овец), вследствие чего они кочевали с одного места на другое. Тем не менее, они имели и постоянные летние и зимние стойбища. Основная масса половцев занималась скотоводством и вела кочевой образ жизни. Жилищем им служили кибитки, лёгкий деревянный каркас которых покрывался войлоком.

Часть половцев постепенно переходила к оседлому образу жизни и занималась земледелием, ремеслом и торговлей. На местах постоянных зимовищ и захваченных более древних поселений возникли половецкие города и небольшие посёлки сельского типа. Земледельцы выращивали просо, пшеницу, ячмень, лук, чеснок, дыни и арбузы. Современное украинское слово «кавун» происходит, от половецкого наименования арбуза — «коун» (coun).

Постепенно у половцев развивалось и ремесло. Золото и серебро они добывали грабежом и торговлей. Половецкие ханы вели роскошную жизнь. Главной пищей простых кочевников были мясо, молоко и просо, любимым напитком — кумыс. Одежду половцы шили по собственным степным образцам. Повседневной одеждой половцам служили рубахи, кафтаны и кожаные штаны. Домашними делами обычно занимались женщины. Положение женщин у половцев было достаточно высоким. Нормы поведения половцев регулировались «обычным правом». Важное место в системе обычаев половцев занимала кровная месть («око за око, зуб за зуб»).

Половцы часто воевали, и военное дело у них стояло на первом месте. Кроме отличных луков и сабель, у них также имелись дротики и копья. Большую часть войск составляла лёгкая конница, состоящая из конных лучников. Также, в войске была тяжеловооружённая кавалерия. В свободное время воины занимались охотой для оттачивания своего мастерства.

Племена половцев оставили в наших степях яркие произведения средневекового искусства, ставшие своеобразной визитной карточкой края. Это половецкие скульптуры - " каменные бабы", которые до сих пор стерегут души их предков. Когда-то их ставили в степи «сторожить» мертвых и защищать живых, а также помещали в качестве ориентиров и указателей для бродов. «Половецкие бабы», как и другие каменные бабы – не обязательно изображение женщины, среди них много и мужских лиц. Даже сама этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец», и связано с культом почитания предков. Для половецких каменных изваяний характерна статичность позы со сложенными под животом руками, которые держат сосуд (чашу) ритуального назначения. Поэтому, проезжающий мимо половец должен был принести статуе жертву (судя по находкам, это были обычно бараны), чтобы заручиться ее поддержкой.

Крупным центром половцев от Дона были укрепленные городища на Северском Донце у сел Богородичное, Сидорово и Маяки в Славянском районе Донецкой области, открытые в 20-е годы Н. В. Сибилевым.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 9 из 15 | Очным участникам конференции выдается сертификат.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.