Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные требования профессиональной этики таможенника






ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННИКА

Содержание и характер моральных проблем в таможенном деле

Таможенное дело регулируется комплексом разнообразных этических принципов, правил, стандартов, которые помогают таможенным органам реализовывать свое предназначение, выявлять и решать многочисленные и сложные моральные проблемы, возникающие в процессе их деятельности. Источниками этических правил, принципов и стандартов являются: российское законодательство, международные соглашения и договоры, участниками которых является Российская Федерация. В соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса РФ в том случае, если «международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом применяются правила международного договора». В частности, Россия с ноября 1997 г. является членом межправительственного форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) и как член АТЭС она и ее таможенные органы подчиняются руководящим принципам, принятым данным форумом (см. приложение 9).

Помимо этого источником этических принципов являются Кодекс чести таможенника, присяга сотрудников таможенных органов, различные корпоративные документы, имеющие силу в рамках таможенной системы (должностные инструкции, стандарты поведения, технологии, инструкции, приказы, распоряжения, рекомендации, резолюции и др.), сложившаяся практика поведения и взаимоотношений сотрудников и структур таможенной системы, не зафиксированная в письменных документах, но принятая и одобренная таможенным сообществом.

Причины возникновения моральных проблем в сфере таможенной деятельности различны. Часть из них имеют институциональный характер, т.е. связаны с взаимоотношениями государств; общества и государства; различных институтов государственной власти и т. д. Изучением этих проблем и обеспечением поддержки в их разрешении занимается макроэтика. Другие проблемы проявляются на уровне одной или нескольких организаций внутри таможенной системы и носят корпоративный характер. Их изучает и помогает решить микроэтика.

Моральные проблемы таможни, которые возникают на институциональном уровне, связаны с природой и предназначением таможенных органов.

Одной из таких проблем является согласованность правил игры и действий всех участников (юридических и физических лиц) таможенных процессов:

- таможенных органов, составляющих единую федеральную централизованную систему (ст.401 ТК РФ) и являющихся правоохранительными. В систему входят: Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела - Федеральная таможенная служба (далее по тексту ФТС); региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты;

- учреждений, создаваемых ФТС для обеспечения деятельности таможенных органов (государственные унитарные предприятия и др.), которые также входят в таможенную систему, но не являются правоохранительными;

- околотаможенных организаций, входящих наряду с системой таможенных органов в таможенную инфраструктуру: таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, владельцев таможенных складов, банков, кредитных и страховых организаций, научно-исследовательских и образовательных учреждений и пр.

Каждая группа участников руководствуется своими «правилами игры» или своей собственными (писаными или нет) этическими кодексами. Требования этих кодексов могут дополнять друг друга, но могут быть и несовместимыми, противоположными или вступать в противоречие друг с другом. Например, противоречить друг другу могут требования военной (правоохранительные органы), служебной (государственные организации и государственные служащие), деловой (бизнес), профессиональной (сервис, консультационные услуги), дипломатической этики.

Различные компоненты системы таможенных органов также имеют наряду с общими для всей системы целями и свои специфические цели, функции и следуют свои «правилам игры», т. е., говоря на языке этики, реализуют собственную корпоративную моральную ответственность.

Безусловно, содержание корпоративной моральной ответственности центрального аппарата ФТС иное, чем у регионального управления или таможенного поста. В свою очередь, из подразделений данных структур также связано своими особыми моральными обязательствами.

Решение данной моральной проблемы, т. е. достижение согласованности, взаимодополняемости «правил игры» и действий участников таможенных процессов осуществляется путем: а) выявления содержания моральной ответственности каждого «игрока» - его личных «правил игры»; б) установления границ этой ответственности, и в) нахождения общей платформы для конструктивного диалога в целях совмещения или дополнения этих правил.

Несогласованность «правил игры» на институциональном уровне приводит к моральным проблемам и конфликтам на уровне индивидуальном, т. е. в сфере межличностного общения участников таможенной деятельности.

Другая институциональная моральная проблема связана с изначально противоречивыми целями таможенного регулирования. Таможенное регулирование должно содействовать и наполнению доходной части бюджета, и поддержке отечественных товаропроизводителей, и насыщению внутреннего рынка товарами, недопущению ввоза некачественных товаров, а также товаров, несущих в себе социальную или моральную угрозу, а также осуществлять борьбу с контрабандой. На практике эта противоречивость целей таможенного регулирования приводит к парадоксальной ситуации, когда таможенные органы рассматриваются в основном как инструмент фискальной политики, главная задача которого состоит в том, чтобы обеспечить максимальное поступление доходов в бюджет, то таможенные органы сосредотачивают свои усилия в большей степени на сборах таможенных платежей, чем на защите отечественных товаропроизводителей. Главный источник налогообложения и, следовательно, поступлений в бюджет — это импорт. Поэтому политика либерализации по отношению к импортным товарам, проводимая таможенными органами, влечет за собой рост импорта товаров, как правило, более дешевых и качественных, чем отечественные. Товары отечественных товаропроизводителей пока, к сожалению, не могут конкурировать с импортными, поэтому при таком подходе таможенных органов возрождение национального производства и стимулирование развития национальной экономики становится затруднительным (См.: Блинов Н. М., Иванов В. Н., Кухаренко В. Б. От культа таможни к та меженной культуре. М., 2000. С. 139, 144).

В то же время повышенные ставки таможенных: пошлин (защищающие российский рынок от дешевого импорта); препятствуют нормальному обороту товаров и созданию здоровой; конкурентной среды.

Рассматриваемая моральная проблема заявляет о себе в тех ситуациях, когда таможенные органы становятся объектами критики со стороны как российских товаропроизводителей, а российских граждан и организаций, так и иностранных торговых партнер ров. Таможенные органы вынуждены работать в постоянном клубке объективных (не зависящих от воли самой таможни) противоречий: к примеру, удовлетворив требования российских граждан в дешевых качественных товарах, таможня создает конкуренцию товарам, которые производят на своих предприятиях те же самые граждане, в результате чего предприятия, чья продукция не раскупается, разоряются и закрываются, а работники — граждане, желающие иметь дешевые импортные товары, — остаются без работы.

Данная институциональная моральная проблема самым негативным образом может отразиться на репутации таможенных органов и их сотрудниках, поэтому они вынуждены постоянно отстаивать свое доброе имя и демонстрировать сообществу свои благие намерения.

Другая моральная проблема связана с тенденцией системы таможенных органов к «непрозрачности» для участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) и частных лиц. Таможенное законодательство в силу самой специфики таможенного дела интенсивно развивается, пытаясь успеть за стремительным потоком событий, перемен, проблем в сфере таможенной деятельности, помимо этого оно содержит формулировки, допускающие различные толкования. В связи с этим в сфере таможенного дела издается большое количество приказов, постановлений, распоряжений, инструкций, методических рекомендаций, положений, регулирующих деятельность и разъясняющих требования законодательства. В том случае, ее подобные толкования осуществляются преимущественно на основе учета интересов самой системы таможенных органов, то это приводит к усилению закрытости ее от контроля со стороны сообщества, участников ВЭД, других государственных органов исполнительной власти.

 

В настоящее время правительством РФ предприняты важные меры для сдерживания тенденции системы таможенных органов к «непрозрачности». ФТС не наделена правом осуществлять нормативное правовое регулирование в сфере таможенной деятельности. Пункт 2, ст. 6 ТК РФ ограничивает сферу ответственности ФТС, выдвигая требование, чтобы положения правовых актов «федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела» не противоречили положениям актов таможенного законодательства и иных правовых актов РФ или не устанавливали требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ.

В самом таможенном законодательстве содержатся гарантии для участников ВЭД и частных лиц того, что они не пострадают из-за неясности правовых норм. Так, в пункте 5 ст.8 ТК РФ говорится о том, что никто «не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела». На ФТС возлагается обязанность обеспечивать единообразное применение таможенного законодательства РФ всеми таможенными органами на территории РФ (п. 3, ст. 1 ТК РФ).

Пункт 1 данной статьи содержит требования к формулированию положений актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела. Согласно им, формулирование должно осуществляться таким образом, чтобы «каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу».

Немаловажное значение имеет проблема ответственности таможенной службы за свои действия перед государством, участниками внешнеэкономической деятельности, российскими и иностранными гражданами. Она возникает в силу того, что отдельные сферы отношений между таможней и декларантом не урегулированы на правовом уровне. Подобная практика характерна не только для России. Во многих странах допускается наделение сотрудников таможенных органов правом действовать по собственному усмотрению в тех или иных ситуациях. Это право таможенных органов компенсируется соответствующим правом декларанта обжаловать решение таможенного органа в суде или в административном порядке. Однако правовая неурегулированнность данного вопроса иногда служит причиной произвола сотрудников таможни, который иногда проявляется в том, что они необоснованно ограничивают права участников внешнеэкономической деятельности, вмешиваются во внешнеторговые отноше­ния, нанося тем самым ущерб экономике в целом.

Новый Таможенный кодекс РФ (который, как известно, вступил в силу с 1 января 2004 г.) задуман и разработан как закон предельно прямого действия: в нем указан исчерпывающий перечень документов, которые таможенник вправе требовать для оформления товаров и контроля, а также приводится детальное описание процедур, механизмов взаимоотношений таможенных органов и участников ВЭД. Кодекс, формулируя ясные и стабильные правила, тем самым снижает возможность произвола таможенных органов.

Несомненно серьезной является моральная проблема обеспечения таможенными органами добросовестности организаций, входящих в таможенную инфраструктуру, — таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, владельцев таможенных складов, банков, страховых, кредитных, транспортных, консультационных и иных компаний — в выполнении ими своих обязательств перед участниками ВЭД и частными лицами, перед государством, друг перед другом а также перед иными участниками таможенных процессов.

ФТС развивает практику составления «белых списков» добросовестных организаций подобного рода, предает их огласке и периодически пересматривает. Например, недавно в Интернете прошла информация об обновлении «белого списка» добросовестных импортеров бытовой техники.

Исключение из данного списка недобросовестных участников (например, предоставивших фиктивные налоговые отчеты или нарушивших другие правила, установленные законодательством) позволяет сделать рынок более прозрачным и легализовать его.

Помимо данной практики, ФТС взаимодействует с бизнесом, на основе принципа сотрудничества в форме официальных консультаций. Эта форма диалога власти и бизнеса предусматривает общественный контроль за деятельностью таможни, что в свою очередь создает основу для открытого и прозрачного законодательства, помогает преодолеть изолированность таможенного регулирования от правоприменительной практики.

И, наконец, еще одна проблема, затрагивающая сферу взаимоотношений таможенных органов и таможенников с участниками ВЭД и частными лицами. Речь идет о профессионализме и надлежащем качестве обслуживания клиентов таможенными организациями. В адрес таможенных органов поступало и поступает много упреков в чрезмерном бюрократизме, волоките, несправедливости, необоснованности действий, грубости и коррумпированности их сотрудников. В целях преодоления волокиты на таможнях и таможенных постах структурные подразделения центрального аппарата ФТС осуществляют деятельность по установлению специальных упрощенных процедур для участников ВЭД; сокращению времени на выполнение таможенных формальностей и числа досматриваемых партий товаров при ввозе и вывозе; обеспечению заинтересованных участников ВЭД нужной им информацией; внедрению информационных технологий, в том числе по введению электронного декларирования; развитию партнерского подхода в отношениях между таможней и торговым сообществом.

Нерешенные институциональные проблемы тяжелым грузом ложатся на плечи сотрудников, которые не в состоянии восполнить пробелы в законодательстве, гармонизировать цели таможенного регулирования, повлиять на внешнее окружение таможенной системы и уменьшить количество контрабанды, подлогов, обмана и пр.

Ряд моральных проблем в таможенном деле возникает, как уже говорилось, на корпоративном, внутриведомственном уровне.

Каждый день государство и общество выдвигают все новые требования к деятельности таможенной системы. Она должна не только успевать выполнять эти требования, но еще при этом и развиваться. Таможенная система, как и любой другой социальный организм, имеет подвижные и в то же время весьма определенные границы, которые как раз и способствуют ее выживанию, воспроизводству и развитию. Эту открытость и одновременно устойчивость системы обеспечивает определенный, ограниченный набор коммуникаций, осуществляемых в соответствии с определенными нормами, правилами, принципами и стандартами, которые могут быть зафиксированы письменно — в приказах, инструкциях, положениях законов и соглашений, и т. д., а могут существовать в рамках неформальных каналов — вербальных и невербальных.

Любая моральная проблема, возникающая в системе, несет в себе потенциальную угрозу существованию последней в том случае, если она не будет своевременно решена, снята или смягчена, так как моральные проблемы имеют свойство разрастаться подобно снежному кому. Здесь уместно провести сравнение с разрастанием чувства обиды или оскорбленного самолюбия в случае, если не удается вовремя «выяснить отношения» с обидчиком или оскорбителем и восстановить самооценку. В то же время моральная проблема может иметь конструктивное значение для развития организации, так как она способна сигнализировать о том, что возник вопрос, требующий срочного принятия решения.

Для любой организации типичными являются ситуации, когда два отдела не могут согласовать свои действия; когда между вышестоящим руководством («штабными») и нижестоящим («линейными») нет отношений сотрудничества и эффективной «обратной» связи; когда нарушается принцип единоначалия — т. е. один и тот же сотрудник получает от двух разных начальников противоречащие друг другу указания; когда сотрудник одновременно должен и подчиняться руководству во всех своих действиях (соблюдать принцип иерархии) и в то же время принимать самостоятельные решения и нести за них личную моральную и даже уголовную ответственность. Распространенными являются также моральные проблемы служебных разоблачений: доносительства, взяточничества, дискриминации, воровства, фаворитизма.

Каждую моральную проблему, возникшую в организации, лучше рассматривать не как угрозу, а как вызов и стремиться принять данный вызов, поскольку от выявления, признания и успешного решения данной проблемы зависит существование и функционирование системы как целостного организма.

Среди наиболее важных и острых моральных проблем, возникающих на корпоративном уровне в таможенной системе, можно назвать следующие:

  • проблема моральных затрат профессии таможенника;
  • проблема противоречия между личными интересами сотрудников и интересами таможенной системы;
  • проблема низкого качества обслуживания клиентов;
  • проблема установления отношений сотрудничества и доверия между различными подразделениями и структурами таможенной системы в процессе решения возникающих проблем;
  • проблема контроля за соблюдением сотрудниками корпоративных этических стандартов: лояльности, порядочности, ответственности, честности, служения (помощи); коллегиальности;
  • проблема согласования строгой иерархии и управленческого авторитаризма с широкими полномочиями и личной ответственностью сотрудников при принятии решений.

В Таможенном Кодексе РФ закреплены основы и принципы таможенного контроля с использованием системы анализа рисков и управления рисками. Современная таможня переходит от тотального контроля за всем, что перемещается через границу, к выборочному контролю и сосредоточивает свои усилия на предотвращении правонарушений, имеющих наиболее негативные последствия для; экономики и безопасности страны. Это позволяет и более эффективно использовать ограниченные ресурсы таможни, и активизирует принцип презумпции невиновности, с позиций которого сотрудники таможенных органов перестают рассматривать всех участников ВЭД и частных лиц как потенциальных нарушителей. Последнее обстоятельство, безусловно, способствует созданию и поддержанию в таможенной «сети» моральной атмосферы конструктивности и взаимопонимания, лояльности и партнерства.

Ниже рассматриваются проблемы моральных затрат профессии таможенника и противоречия между личными интересами сотрудников и интересами таможенной системы. Другие проблемы требуют специализированного рассмотрения и решаются в рамках науки управления организацией — менеджмента.

Проблема моральных затрат профессии таможенника. Профессия таможенника сопряжена с риском. Степень риска возрастает по мере либерализации внешней торговли. В этот период значительно повышается роль оперативно-розыскной деятельности как инструмента борьбы с контрабандой и иными преступлениями во внешнеэкономической деятельности. Не так уж редки случаи применения физического и психического насилия осуществляющему таможенный контроль. Психическое насилие заключается в угрозе причинения физического насилия независимо от степени его тяжести. И физическое, и психическое насилие чревато моральными травмами, которые в дальнейшем могут повлиять на здоровье сотрудников и на качество исполнения ими своих профессиональных обязанностей. Не случайно говорят о миссии профессии таможенника, имея в виду ее высокое предназначение и связанную с этим опасность для его жизни и здоровья.

Миссия профессии таможенника состоит:

  • в обеспечении соблюдения законодательства в таможенном деле;
  • в защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, в том числе защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;
  • в обеспечении в пределах своей компетенции экономической безопасности Российской Федерации;
  • в защите экономических Интересов Российской Федерации;
  • в пресечении контрабанды, других нарушений таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;
  • в оказании содействия в борьбе с международным терроризмом;
  • в пресечении незаконного вмешательства в деятельность международной гражданской авиации в аэропортах РФ;
  • в защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения;
  • в защите жизни и здоровья человека;
  • в охране окружающей природной среды, защите животных и растений (ст. 10 Таможенного кодекса РФ).

Проблема противоречия между личными интересами сотрудников и интересами таможенной системы. При прохождении службы в таможенных органах для их сотрудников в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах» установлены определенные ограничения, связанные с этическими проблемами конфликта интересов, взяточничества, коррупции. Эти проблемы обусловлены наличием противоречий между личными интересами сотрудников и интересами таможенной системы.

Конфликт интересов возникает, если у человека есть личная или семейная финансовая или иная заинтересованность в какой-либо иной организации, которая может получить выгоду от решений, принимаемых сотрудником при исполнении им служебных обязанностей, либо относительно действий организации или ее планов на будущее. В целях предотвращения конфликта интересов закон запрещает сотрудникам таможенных органов:

  • заниматься предпринимательской деятельностью;
  • руководить коммерческой организацией (состоять членом ее органа управления);
  • совмещать службу в таможенных органах с исполнением обязанностей депутатов органов законодательной власти на всех уровнях;
  • проходить службу в одном и том же таможенном органе с близкими родственниками (или состоящими между собой в свойстве — братьями, сестрами, родителями и детьми супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

В целях пресечения возможных ситуаций взяточничества и коррупции ст. 7 упомянутого закона запрещает сотрудникам таможенных органов:

  • получать гонорары за публикации и выступления, подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдых, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей;
  • принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
  • выезжать в служебные командировки за пределы РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными организациями;
  • использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним.

 

Основные требования профессиональной этики таможенника

Профессиональное поведение таможенника регламентируется этикой добродетелей и этикой принципов. Этика добродетели требует наличия у работника определенных черт характера и ценностных установок. Этика принципов предъявляет к нему набор определенных требований, относящихся к способам решения возникающих проблем. Этические принципы помогают сделать правильный выбор социально и исторически приемлемых установок и действовать в соответствии с ними при возникновении в будущем похожих ситуаций.

Кодекс чести таможенника, утвержденный приказом ГТК РФ 3 сентября 1997 г. (см. приложение 10), предусматривает наличие у сотрудников таможенных органов следующих черт и качеств характера или, говоря на языке этики, следующих добродетелей: мужества, смелости, решительности, дисциплинированности, воспитанности, высокой культуры общения и поведения.

Кодекс запрещает проявление таких черт характера, как чванство, невежество, трусость.

Кодекс обязывает таможенников следовать в своей деятельности принципам:

  • профессиональной честности, порядочности;
  • коллективизма и бескорыстной помощи товарищам;
  • законопослушания;
  • преданности Отечеству;
  • верности Конституции, присяге, долгу;
  • уважения к атрибутике государственной и таможенной символике, традициям профессии;
  • чести;
  • ответственности;
  • служения (помощи);
  • заботы о своем добром имени и репутации профессии.

Кодекс призывает таможенников ориентироваться на идеал мужества, на ценность личности.

Кодекс запрещает такие действия и установки, как взяточничество, формализм в исполнении долга, некомпетентность, предательство.

Служба в таможенных органах приравнивается к воинской, поэтому сотрудники в соответствии с требованием Закона о службе в таможенных органах РФ принимают присягу следующего содержания: «Клянусь при осуществлении полномочий сотрудника таможенных органов Российской Федерации неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации и защищать экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, добросовестно исполнять свои должностные обязанности».

Этические принципы регулируют действия и установки как таможенных органов в целом, так и действия и установки отдельных сотрудников. Таможенник — это представитель государства, и от его поведения зависит доверие граждан к таможенным органам и таможенной политике государства в целом. Следуя этическим принципам, таможенные органы РФ и их сотрудники реализуют свою моральную ответственность перед государством, обществом, гражданами и международным сообществом.

Источниками этических принципов, которыми должны руководствоваться таможенные органы и их сотрудники и которые будут рассмотрены ниже, являются законодательство РФ и международные договоры и соглашения.

Принцип законности. Таможенные органы РФ и их должностные лица обязаны соблюдать в своей деятельности принцип законности. Согласно этому принципу:

  • никто не может быть подвергнут мере воздействия за нарушение таможенных правил иначе, как на основании и в порядке, предусмотренных законодательными актами РФ;
  • таможенные органы и их должностные лица могут применять меры воздействия за нарушения таможенных правил только в пределах своей компетенции и в точном соответствии с законодательством РФ.

Соблюдение принципа законности таможенными органами контролируется вышестоящими таможенными органами и их должностными лицами; за ним осуществляется прокурорский надзор. Он обеспечивается правом обжалования и другими предусмотренными законодательством РФ способами.

В деятельности сотрудников таможенных органов принцип законности проявляется в том, что они в обязательном порядке обеспечивают лицу, привлекаемому к ответственности за нарушение таможенных правил, реализацию его прав. Лицо, привлекаемое к ответственности, в частности, вправе:

  • знать, за какое нарушение таможенных правил оно привлекается к ответственности;
  • знакомиться с материалами дела после окончания его производства и во время его. рассмотрения, делать выписки из них;
  • представлять доказательства;
  • заявлять отводы;
  • заявлять ходатайства;
  • пользоваться услугами адвоката (в случаях, предусмотренных законодательством РФ);
  • обжаловать постановление по делу и т. д.

Принцип конфиденциальности. Этот этический принцип регулирует деятельность всех участников таможенной системы: таможенных органов, таможенных брокеров, таможенных перевозчиков и их сотрудников. Принцип конфиденциальности формулируется в ст. 10, 97, 143 ТК РФ. В соответствии с основными требованиями ст. 10 «Отношение к информации, полученной таможенными органами»:

- любая информация, полученная таможенными органами, может использоваться исключительно в таможенных целях — в соответствии с законодательством РФ — п. 1;

- таможенные органы, их должностные лица, иные лица, получившие доступ к информации, указанной в п. 1 ст. 10, «в силу закона или договора, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом или иными федеральными законами» - п. 2;

- федеральные органы исполнительной власти, их должностные лица, иные лица, получившие в силу закона доступ к информации, полученной от таможенных органов, не вправе разглашать, распространять, использовать в личных целях, либо передавать третьим лицам указанную информацию, за исключением случаев, установленных федеральными законами» - п. 2;

- информация, указанная в п. 1 ст. 10, имеет специальные режимы хранения и доступа — п. 3;

- утрата документов, содержащих конфиденциальную информацию, разглашение такой информации, использование ее в личных целях либо передача третьим лицам влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ - п. 4.

В соответствии с требованиями ст. 97 ТК РФ, соблюдать конфиденциальность информации, полученной от отправителя товаров, их получателя или экспедитора, обязаны таможенные перевозчики. Статья 144 ТК РФ обязывает таможенных брокеров (представителей) и их работников не разглашать, не использовать в собственных целях и не передавать третьим лицам полученную ими информацию, которая составляет коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также другую конфиденциальную информацию.

Принцип ответственности. На институциональном уровне таможенные органы должны нести ответственность за свои действия, в частности через легкодоступный процесс административного или судебного пересмотра (Ершов А. Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2000. С. 135).

На уровне индивидуальной моральной ответственности работники таможенных органов должны точно следовать положениям законодательства РФ в сфере таможенного дела, точно соблюдать все должностные инструкции и рекомендации, а в случаях возникновения противоречий между требованиями данных документов, или в трудных ситуациях обращаться за консультациями и разъяснениями к своим руководителям. Обязательным для сотрудников таможенных органов является умение правильно и убедительно обосновывать свою точку зрения, приводить необходимые аргументы и свидетельства. Такое умение необходимо, поскольку действующий Таможенный кодекс РФ представляет собой документ прямого действия, и это означает, что таможенник сам должен принимать решения на основе правильного понимания и правильного соблюдения предписанных Кодексом действий и процедур. А в том случае, если подзаконные акты вступают в противоречие с положениями Кодекса, или с другими федеральными законами и кодексами, он должен осуществить правильный выбор и обосновать его. Обращение за консультациями к руководству или экспертам помогает очертить круг альтернатив и выбрать правильное решение.

Принцип объективности. Таможенные органы должны стремиться к объективности при ведении производства по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрении. В целях соблюдения объективности и непредвзятости они наделены правом привлекать экспертов, специалистов, переводчиков, свидетелей, проводить экспертизу. Сотрудники обязаны собрать и представить необходимые доказательства по делам о нарушениях таможенных правил. Эти доказательства представляют собой:

  • протоколы и другие документы, удостоверяющие обстоятельства и факты, имеющие отношение к правонарушению;
  • объяснения лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, объяснения свидетелей;
  • заключение эксперта.

На основе принципа объективности производится назначение должностных лиц для ведения производства о нарушении таможенных правил. В частности, сотрудник таможенных органов не может вести или рассматривать дело, если он:

  • лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела, а также ранее участвовал в производстве по данному делу или в его рассмотрении в качестве свидетеля, эксперта, специалиста, законного представителя лица, привлекаемого к ответственности;
  • является родственником физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности, его адвоката или представителя, а также свидетеля, эксперта, ревизора, специалиста, которые участвовали в производстве или рассмотрении данного дела.

При наличии данных обстоятельств сотрудник таможенных органов в том случае, если ему поручают вести дело о нарушении таможенных правил, обязан заявить о самоотводе.

Задания (материал для семинарских занятий)

I. Назовите позитивные и негативные с этической и правовой точек зрения последствия практики преференции (преимущества, предпочтения), которая иногда имеет место в деятельности таможенных органов. Эта практика состоит в следующем. Принцип «зеленого коридора» распространяется на тех участников внешнеэкономической деятельности (фирмы, организации), которые являются законопослушными: работают в рамках закона, не ведут двойной бухгалтерии, предоставляют достоверную информацию о перевозимых через российскую границу грузах. Иными словами, эти фирмы «прозрачны» для таможни. Поэтому таможня, в свою очередь, берет на себя обязательства в отношении данных фирм осуществлять таможенные процедуры в четко очерченные временные интервалы, не предъявляя при этом фирмам дополнительных требований. Все это увеличивает объем товарооборота и, следовательно, поступлений в бюджет.

2. Найдите в Интернете материалы по раскрытию и пресечению таможенными органами РФ преступлений, связанных с контрабандой, и опишите ситуации самоотверженного профессионального поведения сотрудников таможни.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие моральные проблемы возникают в таможенной деятельности на институциональном уровне?

2. В чем сущность моральных проблем, возникающих в таможенной деятельности на корпоративном уровне?

Какие этические требования предъявляет Кодекс чести таможенника к сотрудникам таможенных органов? Какие ограничения на сотрудников он налагает?

В чем заключается роль Кодекса чести таможенника и присяги?

Что представляет собой этический принцип законности в деятельности таможенных органов и их сотрудников?

.6. Что составляет содержание принципа конфиденциальности применительно

к деятельности таможенных органов?

7. В чем суть этических принципов ответственности и объективности в деятельности таможенников?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.