Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 4. Основные этапы истории эстетической мысли






Формы эстетического в первобытной культуре: миф, ритуал, обряд.Миф как эстетическое творчество. Русская (славянская) мифология и искусство; эстетика быта и фольклера. Эстетический образ мира в философских концепциях Древнего мира. Мифо-эстетические представления о природе, богах и людях: Египет, Иудея, Ассирия, Вавилон, Индия, Китай. Античный мир. Эстетические идеи в ранней, зрелой, высокой классике; эллинизм. Философско-эстетические идеи пифагорийцев, Сократа, Аристотеля, Платона, Плотина. Средневековая эстетика Запада и Востока. Эстетический образ мира в эпоху Средневековья. Основные концепции: Аврелий Августин, Боэций; схоластическая традиция: Франциск Ассизский, Фома Аквинский. Куртуазная и смеховая культура: эстетические антиномии сознания и практики. Эстетика христианского богослужения. Византийская эстетика и культура Древней Руси. Истоки византийской эстетики и ее основные категории: свет, слово, образ, символ. Иконоборческие споры и канон. Значение идей византийской эстетики для становления культуры православных стран: Болгария, Армения, Грузия.

Византийский канон в русской редакции: эстетический синтез древнерусского храма. «Образная философия»: иконопись и школы зодчества в домонгольской Руси. Митрополит Иларион и его «Слово о Законе и Благодати»; памятники древнерусской литературы и их эстетическая образность. Теория образа: Нил Сорский, И. Волоцкий. Ренессансный образ мира и основные эстетические концепции эпохи: Данте Алигьери, Петрарка, Бокаччо, Ж.. -Б. Альберти, Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Микельанджело. Проблема русского Возрождения и его «пунктирный» (Д. С. Лихачев) характер. Западноевропейская эстетика XVII-XVIII веков. Образ мира в эпоху барокко; эстетические антиномии. Эстетика классицизма, его основные принципы и художственная практика; Буало, Хогарт. Проблемы барокко в русской культуре. Раскол. Потопоп Аввакум и его философско-эстетические идеи. Эстетические трактаты С. Полоцкого, С. Ушакова, И. Владимирова. Основные эстетические концепции западноевропейского Просвещения: Ж. -Ж. Руссо, Д. Дидро; Шефтсбери, Рейнольдс. А. Баумгарттен и рождение науки эстетики. Эстетические идеи И. Канта. Эстетика русского Просвещения; начальный этап: Ф. Прокопович, В. Теплов, Д. Кантемир, В. Тредиаковский, М. Ломоносов) и зрелый период: А. Радищев, Н. Новиков, Н. Карамзин; эстетические идеи русских масонов. Эстетика как учебная дисциплина. Романтические образы мира и человека. Типологическая общность и национальные особенности эстетики европейского романтизма. Германия: Ф. Гедерлин, Ф. и А. Шлегель, Ваккенродер, Новалис, Тик); эстетические идеи Фихте, Шеллинга, Гегеля. Французское искусство и романтизм. Англия: поэты «озерной школы»; Шелли, Байрон. Эстетические идеи романтизма в России; шеллингианство, байронизм; проблемы заимствования и своеобразия русской эстетической мысли. Эстетическая мысль Х1Х-ХХ вековЭстетика века позитивизма, кризис метафизики. Эстетические идеи Ф. Ницше; ницшеанство в России. Психологизм (Г. Лотце); физиологизм (Гельмгольц); от теории символов к психологическим основаниям эстетического творчества (Б. Кроче, Сантаяна. Э. Кассирер). Эстетические концепции экзистенциализма, феноменологии, структурализма (). Интуитивизм о природе эстетического (А. Бергсон, Уайтхед). Культурологическая школа: О. Шпенглер, К. Ясперс; эстетика и психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фром). Эстетическая мысль в России: эстетика критического реализма (В. Белинский, Н.Чернышевский); эстетический опыт философско-религиозного ренессанса (В. Соловьев, П. Флоренский, О. Лосский, Л. Карсавин). Советский период развития эстетической мысли. Эстетика конца ХХ века: поиск целостности, осмысление предмета, метода, места в системе современного знания. Эстетика Постмодерна.

Раздел 5: Эстетическая и художественная деятельность. Эстетика как философия искусства.

Эстетические формы самосознания художественной культуры: теория искусства, художественная критика, эстетические манифесты, эстетические теории и концепции.

Эстетическая проблематика искусства: вопрос о природе и происхождении искусства; о причинах жанрово-видового многообразия, относительного постоянства художественных форм и законах изменчивости; о природе художественного образа; о процессах развития искусства (направление, метод, стиль); о законах художественного созидания и восприятия; о процессах социокультурного функционирования художественных форм. Понятие “художественная культура личности”: духовная потребность в искусстве как универсальном способе удовлетворения эстетической потребности в целостном, непротиворечивом, соразмерном человеку образе мира. Созерцание, сопереживание, понимание, сотворчество, знание языка искусства как условия художественного восприятия.

Понятие искусства. Искусство как высшая форма родовой эстетической деятельности человека. Генезис и эмоциональная природа искусства. Предмет искусства и его духовное содержание. Эстетическое воображение. Понятие художественного образа. «Воображение стихий» (Г. Башляр). Диалектика чувственного и интеллектуального в искусстве. Жанровое разнообразие искусств. Художественное наслаждение и художественная потребность. Творческая природа восприятия произведений искусства. Антропологические и социальные функции искусства. Социальная детерминация искусства. Н. Г. Чернышевский и В. С. Соловьев о «чистом искусстве». Искусство как сфера игры и свободы (И. Кант, Ф. Шеллинг, М. Шиллер, Г. Спенсер, Г. Гегель).

Раздел 6: Философско-эстетические концепции творчества; личность творца

Проблема художественной одаренности: «дарование» как комплекс врожденных и приобретаемых в социокультурной практике качеств: острота и неортодоксальность эмоциональных реакций, «открытость» миру, «незащищенность» души; способность к сопереживанию. Образное мышление и ассоциативно-образная память; потребность к воплощению образа-замысла в материале искусства; трудолюбие и стремление к совершенству формы. Вдохновение, интуиция, воображение. Процессы конструирования образа по законам эстетического мироотношения: «свое» пространство, время, цвето-линеарная, ритмическая структура. Талант как реализованная одаренность. Основные этапы социокультурной самореализации таланта: семья и овладение родной культурой; ученичество и освоение пространства всечеловеческого культурного опыта; самостоятельное творчество как ответ на запрос эпохи (моды или актуальной потребности национальной культуры). Гениальность как реализованная способность освобождения от «плена времени» (Б. Пастернак), интуиция «вечного».

Типы личности художника в зависимости от ценностных творческих установок: «пророк», «учитель», «гражданин», «защитник», «зеркало», «бунтарь», «отверженный» и т. д. Художник и время; художник и толпа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.