Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности






Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) это хозяйственная предпринимательская деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.

Согласно законодательству Российской Федерации все хозяйствующие субъекты, функционирующие в сфере производства и обращения, могут самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции.

Особое место в ВЭД занимает Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП), объединяющая предпринимателей, различные ассоциации и фонды. ТПП содействует деловому сотрудничеству с зарубежными партнерами: представляет интересы своих членов в различных международных организациях, патентует изобретения, проводит экспертизы, организует выставки, защищает права предпринимателей в международных арбитражных судах, создает единую информационную систему, формирует негосударственный ре­естр предприятий и предпринимателей и выполняет другие функции.

Механизм регулирования ВЭД разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», в котором предусмотрены следующие методы регулирования:

· таможенно-тарифные;

· нетарифные.

Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД определяется перечнем основных документов, необходимых для таможенного оформления:

Таможенно-тарифные методы направлены на регулирование операций по экспорту и импорту для защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений в экономике России. В отдельных документах Таможенном кодексе Российской Федерации и Законе Российской Федерации «О таможенном тарифе» таможенные механизмы уточняются.

Таможенный тариф система ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из нее товары. Он выполняет следующие функции:

· фискальную обеспечивает пополнение доходной части бюджета;

· защитную предохраняет национальную экономику от чрезмерной конкуренции;

· регулирующую оказывает влияние на формирование структуры производства, поощряя развитие одних отраслей и сдерживая развитие других.

В России используются импортный и экспортный тарифы, хотя в отдельных странах мира последний не применяется.

Экспортный тариф в России был введен 1 января 1992 г. как временная мера из-за значительного разрыва между внутренними и мировыми цена­ми на ряд товаров: газ, нефть, мазут, лесо- и пиломатериалы и др.

Импортный таможенный тариф Российской Федерации предусматривает три уровня ставок таможенных пошлин:

· базовый для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования нации (РНБ);

· максимальный для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, для которых не используется РНБ (например, из Эстонии), а также для товаров, страна происхождения которых не установлена; эти ставки больше базовых;

· минимальный для товаров из развивающихся стран (Албании, Бразилии, Вьетнама, Турции и др. всего 130 стран); эти ставки меньше базовых.

Кроме того, в соответствии с тарифными преференциями, которые Россия может предоставлять иностранным государствам, осуществляется беспошлинный ввоз товаров из наименее развитых стран (Афганистана, Бенина, Мали, Эфиопии и др. всего 47 стран) и из стран СНГ участниц Таможенного союза (России, Белоруссии, Казахстана).

Помимо тарифных используются нетарифные методы регулирования – различные технические, административные меры, а также мероприятия по защите здоровья людей, охране окружающей природы, защите национальной безопасности и др.

К нетарифным методам регулирования относятся:

· лицензирование, т.е. выдача специальных разрешений на ввоз и вывоз ряда товаров лицензий. Лицензии бывают разовыми и генеральными (сроком на один год). Лицензированию подлежат квитируемые товары, специфические товары, товары двойного назначения, монополия на торговлю которыми установлена государством;

· квотирование (определение квоты) запрет и ограничение экспорта и (или) импорта. Применяется как защитные меры, когда резко возросший импорт угрожает национальному производству определенных товаров.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Грибов. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие для ССУЗов. – М.: КноРус, 2009.
    2. Жиделева. Экономика предприятия: Уч.пос. – М.: Инфра-М, 2008.
    3. Зайцев. Экономика промышленного предприятия: Практикум: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2007.
    4. Кнышова. Экономика организации: Учебник для ССУЗов. – М.: Форум, 2008.
    5. Сафронов. Экономика организации (предприятия): Учебник для ССУЗов, – М.: Магистр, 2008.
    6. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия). – М.: Экономист, 2006.
    7. Чечевицина. Экономика предприятия: Учебное пособие для ССУЗов. Ростов/Д.: Феникс, 2008.
    8. Чечевицина. Практикум по экономике предприятия: Учебн. пособие – Ростов/Д: Феникс, 2008.
    9. Шевчук. Экономика организации: Учебник для ССУЗов. – Ростов/Д.: Феникс, 2007.
    10. Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. В.Я. Позднякова: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: ИНФРА-М, 2008.
    11. Экономика предприятия: Тесты, задачи, ситуации /Под ред. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ, 2005

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.