Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы психологического консультирования






 

1. понятие консультативной беседы

В ПК могут быть использованы самые различные методы (и эксперимент, наблюдение и т.д.). Но основной метод – это метод беседы.

Консультативная беседа – метод, представляющий собой специально организованный процесс общения, который направляет внимание личности клиента на области его ограничения и направлена на расширение сознания и вскрытие ресурсов.

Консультативная беседа – это не житейский разговор.

 

2. Основные характеристика консультативной беседы.

* консультант всегда имеет четкие цели и поэтому очень хорошо осознает над чем сейчас он ведет работу.

* консультативная беседа разворачивается вокруг довольно узкой темы.

* все, что консультант говорит и делает ведя беседу предназначено для того, чтобы у клиента начался процесс изменений, поэтому консультативная беседа всегда носит преобразующий характер.

 

3. Построение беседы

Главным средством ведения беседы являются вопросы (открытые, закрытые, проективные, …). Клиенты считают, что консультант просто так задают вопросы. Вопросы задаются, чтоб что то изменить – это психологическая уловка консультанта.

Обычно, беседа начинается с описания проблемной ситуации клиента. Важно внимательно слушать, дать возможность выговориться, затем консультант может, что-то уточнить, чтобы вычленить первичную проблему. Возможно, она не будет истинной.

Проблема – эта та трудность, с которой клиент не может справиться

Нельзя путать проблему с описанием проблемной ситуации.

Важно после того, когда мы зафиксировали проблему, мы выясняем запрос клиента. Запрос – конкретизация помощи (Что бы Вы хотели в этой ситуации изменить?). Затем можно начать работать с сознанием клиента, изменением сознания (установки, стереотипы), помочь посмотреть на ситуацию с другой стороны. Существует ряд техник для работы сознанием. Очень важно выяснить, есть у клиента ресурсы в отношении решения проблемы и их потенциал.

Можно задать вопросы:

ü Пытались ли Вы что-то делать, чтобы изменить ситуацию, ослабить ее?

ü Были ли моменты, когда ситуация была не так остра?

Также полезно выяснить – благодаря чему это произошло. Чтобы усилить мотивацию на решение проблемы, надо задать вопрос: «Что изменится в Вашей жизни, когда решится проблема?». Бывает, что проблемная ситуация имеет 2 решения. Консультант может задать следующие вопросы:

1. что будет, если вы это сделаете?

2. что будет, если вы это не сделаете?

3. чего не будет в Вашей жизни, если Вы сделаете это?

4. чего не будет в вашей жизни, если Вы не сделаете это?

В беседе нужно отталкиваться от цели: «Чего Вы хотите?»

Если трудно понять цель (проблему), выдвигать гипотезы. Так легче определить проблему.

 

4. Возможные ошибки беседы

· безыменное обращение к клиенту – это портит качество отношений,

· банальные поучения,

· избыточная личная заинтересованность консультанта в информации, которую он получает от клиента,

· уход от профессионального отношения к бытовому,

· использование специальной терминологии, которая редко употребляется в быту,

· стремление консультанта занять время простым разговором,

· навязывание своего мнения,

· эмоциональное воздействие на клиента через негативную оценку его качеств,

· уличение клиента в неискренности («хотелось бы все таки понять как было на самом деле»),

· постоянная апелляция к мнению других людей,

· отсутствие четких целей,

· обесценивание проблемы клиенты,

· отсутствие четких целей,

· обесценивание проблемы клиента.

Круг вопросов, обсуждаемых в стандартизованной беседе:

- когда эта ситуация возникла впервые?

- в связи с чем?

- как клиент действовал?

- какую реакцию это вызывало у окружающих?

- пытался ли он справляться с проблемой?

- удавалось ли ему это и благодаря чему?

- как сейчас выглядит ситуация?

- как готов клиент действовать дальше?

 

5. Техники консультирования:

1. Техника активного слушания – постоянное отражение той информации, которую сообщает клиент, она включает в себя ряд частных техник:

- пересказ – повторение своими словами содержания сказанного клиентом

Цели пересказа:

Показать клиенту, что вы его слушаете и понимаете,

Дать клиенту поправить, если консультант что то не так понял

Выслушивание рассказа консультантом помогает клиенту упорядочивать свои мысли

Как правило, пересказ начинается с вводных слов (иными словами…, насколько я поняла…, Если я правильно вас поняла…)

- интерпретация - сродни пересказу, но в этом случае консультант придает значение, вкладывает новый смысл и это позволяет клиенту посмотреть на ситуацию с другой точки зрения

- отражение чувств клиента – это отражение переживаний клиента о которых он прямо не говорит, но которые консультант может предположить исходя из невербальных элементов. Это улучшает качество контакта, усиливает доверие к консультанту

- прояснение – помогает получить дополнительную информацию о клиенте, его проблеме и т.д., обычно запускается в 2 шага:

1. пересказ,

2. задавание вопросов.

- конфронтация – предназначена для обнажения противоречий, которые затрудняют ведение беседы и обостряют конфликт

- логическая последовательность – объяснение клиенту его поведения, мышления, прием помогает клиенту предвидеть результаты своих действий

- логическая связка – консультант переводит клиента с одного аспекта беседы на другой

- повтор (эхо-реакция) – прямое повторение сказанного клиентом для того, чтобы привлечь сказанное клиентом к его мыслям для более полного их осознания

- парадоксальное намерение (вопрос) – консультант провоцирует клиента к какому-либо действию, которое клиент хотел бы сделать, но не делает. Прием позволяет клиенту задуматься

- поддержка – разновидность отклика консультанта, которая облегчает беседу и показывает, что вы его слушаете

- резюме (обобщение) – консультант обобщает воедино сказанное, упорядочивает смысл сказанного, мысли.

- ссылка на авторитет – значимого для клиента






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.