Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностные качества человека, пережившего психологическую травму






Под травмированной личностью мы будем иметь в виду такую личность, которая не просто сформировалась под воздействием травматического стресса, когда-то пережитого, но которая стала считать позитивными патологические изменения, происшедшие с ней, находить определенные психологические выгоды в этом, иногда даже гордиться этим.

Например, избивают девятилетнего мальчика. Избивают особенно жестоко более взрослые ребята. До этого случая мальчик был застенчивым, робким. Во дворе его всерьез не принимали. После же инцидента у него появилась не свойственная ему ранее агрессивность. Он понимает, что с ним что-то не совсем в порядке, когда ему хочется убить другого малыша, если тот не поздоровался с ним. Но зато теперь во дворе его стали побаиваться и даже уважать. Это ему очень нравится. И конечно, он уже не хочет быть таким, каким был до инцидента. В этом случае можно говорить о сформировавшихся личностных чертах, и помочь такому мальчику возможно, лишь изменив его личность, в частности ценностные ориентации.

Иногда человек начинает считать, что с ним все в порядке, и он не изменился, просто изменились все вокруг него или у него открылись глаза на окружающих. По сути дела, травматическая личность — это более или менее устойчивый набор узнаваемых черт, формирующихся под воздействием травмы, если человек нс смог или не захотел проанализировать, что все-таки с ним произошло, и вместо одних, разрушенных базовых иллюзий построил другие.

Ниже приводятся основные черты, которые приобретает травматическая личность:

1. Романтизм, причем в самом плохом значении этого слова. Такие люди знают, в чем счастье человечества, и ради этого готовы пожертвовать всеми, кто имеет другие представления о счастье. Здесь можно провести аналогию с фашистами. Если бы последние не имели светлых идеалов, то не смогли бы привлечь на свою сторону так много людей различного возраста и социального положения.

Кстати, я не думаю, что революцию делали только плохие люди. Я убеждена, что ее делали романтики. Это были люди, испытывавшие искреннее счастье от того, что, несмотря ни на какие жертвы, они вели свою родину " к счастью". К сожалению, благими намерениями дорога в ад вымощена. Особенно у романтиков... " Известно, что все, кто хотел дать людям счастье, приносили им величайшие несчастья..." (Воспоминания Н. Мандельштам /Юность, № 7, 1989, с.48.)

2. Преобладание групповых ценностей над индивидуальными. Для человека жизнь группы становится важнее, чем жизнь отдельного индивида. Следовательно, ради счастья группы, ради ее блага можно пожертвовать жизнью одного или другого человека, а также и своей собственной.

3. Стремление к саморазрушению (о чем мы говорили во второй главе), образующее вместе с предыдущим качеством комплекс, который можно было бы обозначить как " счастье принести себя в жертву ради групповых интересов". Песенные строчки " Все как один умрем в борьбе за это! " могли родиться и стать популярными только в травмированном сообществе.

Такое представление на самом деле имеет прямую связь с базовой иллюзией бессмертия и в какой-то степени является ее продолжением: моя смерть не важна, если дело группы живет и побеждает. Идея, что человек жив, пока жива группа, с которой он отождествляется, психологически иногда бывает очень убедительной. Именно поэтому люди с такой радостью гибнут за общественные идеалы. Таким образом они как бы обретают бессмертие.

4. Иллюзия справедливости устройства мира. Некоторые люди считают, что все зло обязательно бывает наказано, а добро непременно восторжествует. Это, как правило, слишком честные, благородные, принципиальные и справедливые люди. Правда, их честность и благородство относятся только к членам своего сообщества, а ради принципа они готовы пожертвовать и своей жизнью, и жизнью своих близких, и чужой жизнью. Павлик Морозов тоже был, по-видимому, принципиальный романтик. Девиз " не поступись принципами" очень характерен для травматической личности.

5. Иллюзия простоты устройства, мира. Согласно этой иллюзии, мир поделился на две части: " наши" и " не наши". По отношению к " нашим" применимы и честность, и благородство. " Не наши" должны быть уничтожены, так как (еще один принцип травматической личности) кто не с нами, тот против нас. Весь мир оценивается в зависимости от того, по " какую сторону баррикад" он располагается. Для них все окрашено или в черный, или в белый цвет. Третьего не дано.

Так, для женщины, подвергшейся насилию, все люди стали делиться на насильников — мужчин и жертв — женщин. На самом-то деле существует еще много других вариантов.

Для тех, кто знаком с психологией подросткового возраста, описание травматической личности может напомнить некоторые черты подростковой психологии. Значит ли это, что все подростки — травматики? Конечно, нет.

Для подростка это необходимый этап социализации. Но взрослой, зрелой личностью становится только тот, кто, пройдя через этот период, преодолеет в себе подростковые черты.

Если такой образ мира остается у взрослого человека, то он уже может считаться инфантильной травмированной личностью.

Вообще, надо отметить, что мужчина-травматик чрезвычайно привлекателен для женщин (но не наоборот: женщина-травматик существенно реже вызывает интерес и сочувствие у мужчин).

Еще один вопрос важен для понимания психологии травматика: любая ли личность может стать травматической?

По-видимому, нет. Прежде всего, эта личность, как правило, инфантильна. Человек в этом случае не знает реальной жизни, живя в иллюзорном мире своих идеальных представлений. Он, что называется, " чист душой". Но первое же столкновение с реальностью показывает, что человек и не хочет разрушения иллюзий. Он предпочитает лишь заменить их на другие, часто противоположные, но такие же иллюзии. Это естественно, ведь в мире своих фантазий,

идеалов жить гораздо уютнее, чем в непредсказуемой действительности.

Нужно отметить высокую психологическую достоверность описываемых литературных образов. Так и в жизни: если успешно реализуется мечта некоторых педагогов и родителей — воспитывать детей на идеалах, то мы и получаем личность, предпочитающую идеальный мир реальному.

Более того, описывались случаи, когда американские ветераны войны во Вьетнаме, узнав о том, что у жен до их брака были другие мужчины, убивали их. Причина — идея предательства.

И вот здесь мы подходим к диалектике ролей, которые играют жертвы и преследователи, т.е. к тому, каким образом строится общение травмированной личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.