Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития письма






Письменная речь и, в частности, один из ее видов — письмо — это сложный психический процесс, который до сих пор все еще недостаточно изучен, несмотря на боль­шой интерес исследователей различных областей научно­го знания к этой проблеме. Сам по себе этот факт служит косвенным доказательством сложности этого психическо­го процесса. Все еще нуждаются в дальнейшем изучении такие проблемы письма, как его психологическое содер­жание и структура, генезис и взаимоотношение с другими ВПФ, письменная речь и ее отношение к устной речи, их взаимоотношения, место и роль письма в психической сфере человека, роль письма и грамматики в психической деятельности человека, в частности, в ее развитии у детей, отношение письма к мозгу и т.д.

Письмо имеет много особенностей, одной из которых является его более позднее появление в психической сфере че­ловека по сравнению с другими ВПФ как в историческом, так и в генетическом аспекте. Эта особенность приобрета­ет особое значение в методологическом плане, поскольку может служить весомым аргументом в пользу реальности психологических концепций Л.С. Выготского, А.Н. Ле­онтьева о социогенезе ВПФ, о прижизненном их форми-

 

 

ровании, о влиянии социальных форм жизнедеятельности человека на формирование, протекание и развитие вы­сших форм психической сферы человека, о переходе ВПФ из внешней формы во внутреннюю, о концепции деятель­ности и др.

Эта особенность представляет большой интерес в пси­хологическом ее аспекте, в плане изучения ее роли и места в психической сфере, в формировании и взаимодействии ВПФ, в плане изучения мозговых основ письма, возник­новения и путей формирования письма. Дело в том, что письмо появилось исторически и генетически много по­зже других ВПФ, формирование и развитие которых зна­чительно продвинулось на этом пути, тогда как письмо то­лько начинает свое формирование, причем произвольно и в процессе обучения ему. И здесь возникает ряд вопросов — о взаимодействии письма с другими ВПФ, о его вкладе в психическую деятельность человека, о его мозговых осно­вах (уже занятых другими ВПФ). К этим анализаторным системам подключается письмо как новая ВПФ, как бы паразитируя на них. Поэтому важно знать, совместная де­ятельность каких анализаторных систем и ВПФ лежит в основе формирования психологического содержания пи­сьма, его структуры, его мозговой и психофизиологиче­ской основы, каковы закономерности этого взаимодейст­вия. Письменная речь только «берет» или и «отдает», и ка­ков этот вклад в развитие психической деятельности чело­века?

По поводу значения письма в психической деятельно­сти ребенка Л.С. Выготский писал, что«... письмо вызыва­ет к жизни развитие всех тех функций, которые у ребенка еще не созрели»1, и что обучение письменной речи форми­рует у детей способность произвольного оперирования собственными умениями, осознания и произвольного вла­дения устной речью, что, в свою очередь, является важней­шим условием формирования и самой письменной речи. Без этих двух условий развития устной речи и произволь­ного и осознанного поведения, оперирования собствен­ными действиями «... письменная речь вообще невозмож­на»2. Грамматика и письмо обеспечивают ребенку возможность подняться на высшую ступень в развитии речи и

1 Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - С. 277.

2 Там же. — С. 269.

 

 

других ВПФ. Поэтому обучение письму является одним из главнейших предметов школьного обучения в начальных классах.

На эти и ряд других вопросов проливает некоторый свет история возникновения письма у человечества. Пись­мо, чтобы стать таким, каким мы его знаем в настоящее время, должно было пройти длительную и сложную исто­рию развития. История показывает, что письмо в начале своего развития являлось собственно искусственной па­мятью человека. В определенный период развития обще­ства и социальных отношений, развития сельского хозяй­ства, торговли у человека появилась потребность, диктуе­мая объективными условиями, что-то запомнить и пере­дать другим людям не непосредственно, а через некоторые промежутки времени или на далекое расстояние, и челове­чество выработало искусственные способы этой формы своей деятельности, которые были символом некоторой информации.

В древнем Перу, например, для ведения летописей, для сохранения сведений из жизни государства были широко развиты «узловые записи», так называемые «квипу». Важ­но отметить, что начало письма связано с вспомогатель­ными, внешними средствами, которые несли психологи­ческую нагрузку: сначала это были зарубки на дереве, по­зже — рисунки, узелки и др., т.е. пиктограммы, которые постепенно путем упрощения и обобщения в течение дли­тельного времени превратились в идеограммы, являющие­ся началом собственно письма. Впервые идеограммное пи­сьмо было создано ассирийцами, и оно наглядно символи­зировало идею. Позже идеограммы сменяются комбина­циями знаков — букв, т.е. силлабическим письмом (слого­вым), созданным в Египте. И только после длительной ис­тории развития способов записи мыслей, идей, информа­ции появляется алфабетическое письмо (от первых двух греческих букв «альфа» и «бета»), в котором один буквен­ный знак обозначает один звук; это письмо было создано греками.

Таким образом, история развития письма указывает по крайней мере натри момента, важных для понимания пси­хологического содержания письма, его связи с другими психическими процессами и его структуры. Во-первых, факт опосредствования письма внешними знаками или символами, во-вторых, постепенное упрощение и обобще­ние символов и, в-третьих, формирование письма от образ-

ности к связи с речью. Мы видим также, что исторически письмо развивалось независимо от речи, и только после длительной истории трансформации символов и превра­щения их в знаки письмо стало опосредствоваться устной речью.

Современная письменная речь во многих странах но­сит алфабетический характер, т.е. в ней звуки речи обозна­чаются отдельными буквами. Правда, такое соотношение звук — буква имеет место не во всех современных фонети­ческих языках. Например, в английском, французском, греческом и турецком языках устная модальность речи от­личается от письменной, и несколько букв могут обозна­чать лишь один звук. Уже этот один факт говорит о слож­ных взаимоотношениях устной и письменной речи даже на современном этапе развития письма; с одной стороны, они тесно связаны между собой, но их сложное единство включает и существенные различия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.