Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 13. Размышления о борьбе умов






 

Девятого мая по телевидению на всех каналах показывали фильмы о войне.

Петр и его брат Михаил сидели у телевизора, лениво щелкали переключателем каналов и пили пиво. Был ранний весенний вечер. Светлый, теплый, спокойный.

Ветерок легко колыхал занавески на окнах. Вставать с кресла не хотелось.

- Миш, достань пиво из холодильника, - попросил Петр.

- Послушай, брат, достань сам. Не строй из себя старшего. Как говорит мама, ты старше меня всего на пятнадцать минут.

- Да ладно, достань. В прошлый раз я ходил на кухню.

Михаил на мгновение задумался.

- Да, ты прав. Моя очередь.

Он вернулся в комнату с двумя банками пива. Они отпили прямо из банок и замолчали.

- Слушай, посмотрим, что там на других каналах, - попросил Петр, ибо пульт был сейчас у Михаила.

- А что, тебе не нравиться «Август сорок четвертого»?

- Нет, почему же. Нравится. Но, знаешь, хочется проверить одну гипотезу.

- Какую?

- Смотри, сегодня целый день крутят фильмы о войне. Но фактически это фильмы о военной разведке и контрразведке. Что это означает?

- Что война сама по себе неинтересна. Даже скучна. Она страшная, тоскливая, серая, какая-то. И изнурителен не только изматывающий и беспросветный труд в тылу. Но даже и фронтовые будни. Где, хотя и опасно, но вроде бы есть место некоему интересу. А интереса на самом деле нет. Нет не только для участников, но даже для современных зрителей.

- Ты прав. Некий интерес вызывает на самом деле игра ума. Именно игра, без которой невозможна ни разведка, ни контрразведка. А во фронтовых буднях игры нет.

- Однако, с чего это мы так решили? Может быть, нынешний репертуар просто дань киношной моде.

- Нет, киношники, при всей их примитивности, тонко чувствуют настроения толпы. А значит, толпе интересна игра ума, а не серость будней. Пусть и наполненных стрельбой.

- Но как же тогда голливудские стрелялки?

- Это, можно сказать, откровенный стеб. А когда надо не скатиться на стеб и дать что-то реальное, но вместе с тем, интересное, не остается ничего иного, кроме разведки и контрразведки.

- Но тогда еще интереснее может оказаться военная политика и военная дипломатия, например. Это будет даже поинтереснее разведки. В сущности, самое интересное, это интрига, положившая начало войне. Потом интрига, и вообще все прорывные решения, обеспечившие войну ресурсами. Потом интриги финала войны и дележа плодов победы. Ведь если стратегия верна, если достигнута победа в битве умов, героизм исполнителей мало что значит. Он важен лишь тогда, когда победы ума и информированности нет ни у одной, ни у другой стороны. Значит, победа решается в поединке умов. По сравнению с этим как скучны все эти «боевые будни». Это все равно, что сравнивать работу мозга и кишок.

- Разумеется. Но это все же слишком умно для толпы.

- Странно, неужели всего этого не смогли сформулировать до нас?

- А почему бы нет? Все же мы студенты МГУ. Одного из лучших, если не самого лучшего ВУЗа планеты Земля.

- Знаешь, что я подумал сейчас?

- Нет.

- Ты всегда любил что-то этакое. Но я заметил, что ты особенно укрепился в своих пристрастиях после того, как начались обсуждения троянской войны. Сначала на истории цивилизаций, а потом на военке.

- А знаешь, это закономерно. Для людей нашей цивилизации существуют только два вечных сюжета. Троянская война и жизнь Христа.

- Но жизнь Христа никто не пытался даже представить как боевик.

- Значит, по большому счету, она не интересна. Все, что интересно, можно и нужно пытаться представить как боевик, как игру. Великолепно сказал не в прямой связи с этим, но по близкому поводу Тимофеев-Ресовский, порицая «паучью серьезность». Библия наполнена паучьей серьезностью. И именно поэтому многие тонко чувствующие натуры ощущают в церквях какие-то тучи каких-то невидимых насекомых. Часто встречается выражение чувств беспристрастных людей после посещения церкви в виде афоризма «Как мух наглотался».

- Но и творения Гомера не лишены ни пристрастия к сентиментальности, ни излишней патетики, ни увлечения внешней стороной дела. Можно сказать, в стиле голливудских стрелялок.

- И все же. Троянская война гораздо круче Библии. И ее можно представить как боевиком в голливудском стиле, так и интеллектуальным боевиком по линии разведки и военной дипломатии.

- Но, Гомер такого рода боевиков не написал.

- А что, на Гомере история закончилась?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.