Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вакон, закономерность, тенденция






Разговор о социальных, равно как и о статистических, законах и законо­мерностях мы уже практически начали в предыдущих параграфах, осталось разобраться в их сущности.

Уже древние говорили о том, что общественная жизнь управляется зако­нами, но под ними они понимали или требования нравственного долга, или юридические нормы. В европейском обществознании представление о соци­альных законах формировалось на протяжении многих десятилетий.Перво­начально под ними подразумевались прежде всего законы, устанавливаемые людьми, — юридические нормы, права государства, моральные нормы, тра­диции, обычаи, — которые предлагалось отличать от естественно-научных, существующих в природе, но не в обществе. Так, в «Философии права» Ге­гель настаивал на том, что юридические законы, в отличие от естественных, имеют «своим источником людей»19. По мнению Гегеля, закономерностью исторического процесса являлся объективный дух, находивший свое выра­жение в связях и отношениях людей.

О том же достаточно отчетливо выразился французский социолог конца XIX — начала XX в. Рэне Вормс, который отмечал, что слово «закон» может рассматриваться с двух точек зрения: с точки зрения юридической и с точки

зрения естественно-исторической20. За­кон, создаваемый законодателем и при­меняемый судебной властью, является повелительным решением, предписыва­ ющим отдельным людям поступать та­ким-то образом или избегать того-то. Естественно-исторический закон указывает на постоянную связь между яв­лениями, она устанавливается в серии наблюдений. Социология, по Вормсу, не предписывает правила, как это делает законодательная власть. Напротив, она, подобно физике, объективно фиксирует постоянные отношения между явлениями. Ее интересует неизменный и однообразный характер отношений между причинами и следствиями в явлениях социальной жизни.

Истинные различия между юридическими и естественными законами уда­лось выявить только в наши дни. Дело не только в том, что первые конструиру­ют люди, а вторые создает природа. Но начнем с описания их сходства: в основе тех и других, как это ни покажется странным, лежит статистическое наблюде­ние. Постоянно наблюдая за восходом солнца, человек давным-давно вывел естественно-научную закономерность движения дневного светила. Наблюдая за транспортными происшествиями, специалисты в 2002 г. установили, что до 70% иномарок с правым рулем попадают в аварии, и предложили Госдуме к 2007 г. ввести закон, запрещающий их ввоз на территорию России. В том и дру­гом случае необходимо обобщение большого числа фактов как предваритель­ный этап обнаружения некой регулярности. Но если в случае природной зако­номерности человек, будучи не в силах как-то повлиять на природу или пред­писать ей свои правила, ограничивается тем, что констатирует факт, то силой

19 Гегель Г.В.Ф. Философия права //Соч.: В 12 т. Т. 7. М.-Л.: Гос. изд-во, 1934. С. 18. Вормс Р. Социологические законы и их особенности. СПб., 1913.

юридического закона человек запрещает определенные действия как угрожающие человеку и обществу. Первый вид закона назовем описывающим, а второй —пред­писывающим. Именно в этом и состоит принципиальная разница между ними.

Вернемся к истории вопроса. Прослеживая весь путь формирования идеи социального закона в западноевропейской мысли XVIII — XIX вв., российс­кий социолог А.Б. Гофман свел воедино самые разные точки зрения и пришел к выводу, что «социология выросла из констатации трех законов, относящих­ся к социальному развитию: 1) социальное развитие существует, оно носит по­стоянный и универсальный характер; 2) в его основе лежит рост знания, прежде всего научного, которое практически реализуется в развитии техники и про­мышленности; 3) общество в своем развитии совершенствуется, т.е. в нем дей­ствует закон прогресса. Последний закон в известной мере подытоживает пер­вые два и имеет особенно важное значение в качестве предпосылки становле­ния социологии и характерной черты ее первоначальной истории»21.

В работе «О духе законов» Ш. Монтескье дал четкое обоснование закона общественных явлений и отметил его огромную роль в построении обще­ственной жизни. О. Конт определяет закон как постоянную связь, последо­вательность и сходство явлений, и эту связь в принципе можно выразить при помощи цифр. Г. Спенсер отметил, что любое человеческое общество явля­ется организмом и подобно ему следует в своей жизни всем мировым зако­нам движения и эволюции: закону интеграции или сплочения и закону диф­ференциации или усложнения, закону ритма, закону равновесия и т.п. Осо­бое место у него занимает закон борьбы за существование, открытый еще Ч. Дарвиным. Спенсер указывал и на чисто социологический закон — закон общественного сотрудничества и разделения общественного труда, лежащий в основе каждого человеческого общества. Пожалуй, особняком стоит толь­ко Э. Дюркгейм, считавший, что социологические законы могут быть лишь короллариями более общих психологических законов.

Значительное внимание этой теме уделяли и в России, где во второй поло­вине XIX — начале XX в. было опубликовано много работ русских социоло­гов (П.Л. Лавров, ПА. Сорокин, К.М. Тахтарев, Н.К. Михайловский, Н.И. Ка-реев, М.М. Ковалевский, Г.В. Плеханов и др.), посвященных социальным за­конам. Вчастности, К.М. Тахтарев в обобщающей работе о социологии (1919) перечисляет множество социологических законов: общие законы, законы по­следовательности и связи явлений общественной жизни, законы соотношения явлений, статистико-социологические законы, а также законы ограниченно­сти, связности, сотрудничества, соотношения, непрерывности, совместности, сосуществования, всеобщей однородности, подчиненности и равновесия и закон наслоений22. В статье о циклических концепциях социально- историчес­кого процесса, появившейся в 1927 г. в американском журнале «Social Forest», ПА. Сорокин причислял социологию к области знания, изучающей повторя­ющиеся феномены, которые дают возможность понять регулярности соци­альных процессов. Там, где нет повторений, там нет возможности формули­ровать социологические законы или достоверные обобщения. А без них соци­ология как номографическая наука исчезает.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: [Учеб. пособ. для вузов. 2-е изд., исправ.) М.: а «книжный дом «Университет», 1997. С. 43.

Тахтарев К.М. Наука об общественной жизни (Социология). Пг., 1919. С. 338.

Б21

Особенно широкое распространение термин «социологические законы» получил в послевоенный период, начиная с 1950-х гг. Объяснялось это ус­тановившейся еще в 1930-е гг. научной диктатурой исторического материа­лизма, требовавшего вслед за Гегелем, на философии которого он произрос, обстоятельного анализа всемирно-исторических законов развития общества, особенно тех, которые должны были привести к социалистической револю­ции. Если с термином «общественно-исторические законы» было почти все ясно, то введенный советскими социологами термин «социологические за­коны» вызывал много споров. Чем они отличаются от общественных и со­циальных законов? Какова роль в их обнаружении эмпирических исследо­ваний и статистики? Каким путем они открываются — индуктивно, двига­ясь от упрямых фактов к выявлению устойчивой тенденции, или дедуктивно, распространяя абстрактные суждения на сферу эмпирической реальности?

В одной из первых работ на подобную тему советский философ В.П. Рожин23, указав на то обстоятельство, что к началу 1960-х гг. в отечественной науке не сложилось единого понимания социологического закона, тут же отметил, что впервые вопрос о понятии социологического закона был поставлен в статье не­мецкого социолога Ю. Кучинского «Социологические законы», опубликован­ной еще в 1957 г.24 В ней автор предлагал различать законы исторического ма­териализма, управляющие общественно-экономическими формациями, и со­циологические законы, регулирующие отношения между двумя или несколькими сферами общества. Вскоре взгляды Ю. Кучинского были подвер­гнуты резкой критике со стороны В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзона, В.В. Колбанов-ского, И.С. Нарского, Е.Е. Глезермана и др. за отстаивание права на самостоя­тельное существование социологии как науки, наряду с историческим матери -

Врезка






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.