Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современный этап социальной инженерии






В России, как и в США, с середины 30-х до середины 60-х гг. социальная ин­женерия исчезает с научного горизонта. В 60—70-е гг. отмечается подъем при­кладной социальной науки, социологии труда и заводской социологии. В стра­не создается благоприятный политический климат для того, чтобы реанимиро­вать и восстановить в правах социальную инженерию. Но проследим научные публикации за 60—70-е гг.: термина «социальная инженерия» мы не обнаружим. Только в 1981 г. выходит статья о социальной инженерии И.М. Поповой, а в 1984 г. — статья о том же Сысоевой J1.Л. Хотя реальные итоги деятельности за-

88 Бардин И. П. Избранные труды. Т. I. M., 1963. С. 312, 313, 319.

89 Там же. С. 320, 321.

водских социологов в 1960—1980-е гг. свидетельствуют о том, что внедревшие-ся ими социальные проекты на предприятиях, несмотря на отсутствие терми­на, носили именно социоинженерный характер.

По мнению Л. Галлино, в послевоенный период идея социальной инже­нерии была популярной в социалистических странах, в том числе в СССР. Программа экономического и социального планирования, охватывающая все стороны общественной жизни, была взята на вооружение технократическим руководством. Применение кибернетики, теории информации, системного подхода, технологии принятия решений в социальной сфере создали благо­приятную среду для развития социальной инженерии90. С точкой зрения ита­льянского социолога по существу согласен и К. Поппер, написавший еще в 1945 г. (когда вышел в свет второй том книги «Открытое общество и его вра­ги») о том, что Россия производит смелые и нередко успешные эксперимен­ты в социальной инженерии»91.

Новый этап в развитии отечественной социальной инженерии наступил в 60-е гг. На крупных и средних предприятиях возникали заводские службы, за­нимающиеся прикладными исследованиями, социальным планированием и рационализацией управления. Были созданы социоинженерные системы и проекты, не уступающие западным аналогам. Широкое распространение по­лучили львовская система «Пульсар», днепропетровская «Внимание», рижская методика выбора мастеров «Сержант», пермская система стабилизации трудо­вого коллектива (СТК), московская (производственного объединения «Крас­ный пролетарий») система программно-целевого управления социальным раз­витием коллектива. Разработаны всевозможные технологии профориентации школьников, гибкий график работы (Кохтла-Ярве), методы аттестации руко­водителей, развития самоуправления в производственных бригадах, укрепле­ния трудовой дисциплины.

В социологической лаборатории Тираспольского ПШО разработана сис­тема делегирования управленческим службам социальных функций и целей, закрепленная юридически в особых «Положениях». В.В. Чичилимовым со­здано и внедрено несколько целевых долгосрочных (на 15 лет) программ, в частности, адаптации работников, рекреации и воспитательной работы.

Интерес представляет гибкий график работы, примененный в 70-е гг. в г. Кохтла-Ярве: работник в заданных пределах сам планирует начало и ко­нец рабочего дня, но с обязательной отработкой установочной месячной нормы часов. Внедрение гибкого графика привело к почти полному устра­нению потерь рабочего времени в связи с опозданиями, уходом с работы по разрешению администрации для выполнения личных дел, сокращению сверхурочных, улучшению социально-психологического климата в коллек­тиве. Более сложную систему управления дисциплиной разработали и вне­дрили на ряде предприятий г. Уфы социологи Башкирского университета: их система «Сигнал» охватывает все уровни управления, руководит ею Со­вет завода по управлению дисциплиной труда.

Достижения заводских социологов в практической области вынудили ака­демических ученых гораздо больше считаться со спецификой их деятельно­сти. Если на первом этапе (60—70-е гг.) заводскую социологию считали пря-

* Gallino L. Dizionario di Sociologia. UTET, Torino, 1978. P. 385-386. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2. С. 99.

мым продолжением академической, то на втором этапе (80—90-е гг.) для ее определения находят специальный термин: прикладное исследование, соци­альные технологии, социальная инженерия. Разработка внедренческих про­ектов и социоинженерных исследований, начавшаяся еще в 60-е гг., стала в 80-е гг. повседневной практикой служб социального развития предприятий.

Новаторских подходов в практике социального планирования существу­ет немало, их нужно как можно шире использовать. Одним из них является социоинженерный подход. Заводской социолог не может быть миниатюрным отображением академического ученого, а основная его задача — не проведе­ние еще одного эмпирического исследования и подготовка пухлого отчета, но вполне зримая практическая работа. И по характеру, и по содержанию труда — это инженерная деятельность только в особой, социальной сфере. В основе методов его работы должна лежать схема управленческой деятельно­сти: диагноз сложившейся ситуации, прогноз и поиск вариантов решения проблемы, разработка проекта, его опробывание и в случая успеха — произ­водственное внедрение. Как правило, социальное нововведение, социоин-жинерный проект представляет собой достаточно сложную систему, требу­ющую на свою разработку и внедрение значительных затрат, но сулящую весомый экономический эффект.

Администрация требует от ученых не только фиксации реальных процес­сов, но и активного целенаправленного вмешательства в их протекание, вне­дрения профилактических и компенсаторных мероприятий. Широкое раз­витие в 60—70-е гг. социального планирования и управления, социального проектирования и нормирования потребовало разработки теоретических и методологических оснований прикладного исследования как особого типа познания и практической деятельности. В литературе сложилась инноваци­онная концепция прикладного исследования, которую связывают с плани-

Врезка






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.