Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переходный период: экспериментальная социология XIX века






Просветительские теории прогресса, основанные на широких дедуктивных построениях и глобальных схемах общества, сыграли важную методологичес­кую роль в подготовке нового этапа в развитии социальной инженерии, зна­менующего собой переход к прикладной науке. В Европе XVII-XVIII вв. параллельно спекулятивной философии начинают развиваться эмпирические социальные исследования, прежде всего социальная статистика. Они вырас­тали из практических нужд управления и первоначально были, разумеется, весьма несовершенными. Но постепенно они преобразуются. Так, во Фран­ции создается техника массовых статистических опросов, а в Англии «поли­тические арифметики» XVII в. (У. Петти, Дж. Граунт, Г. Кинг, Э. Галлей) зак­ладывают фундамент современной демографии и количественных методов33.

В начале XIX в. спекулятивная философия уступает место научному «по­ложительному» (позитивному) методу и к концу столетия полностью заме­няется им. Ускоряется процесс дифференциации и «отпочковывания» науч­ных дисциплин. Вслед за правом и историей от философии отделяются по­литэкономия, этнография, статистика, языкознание, а позже — социология и психология. Заканчивается «философский период» существования идеи со­циальной инженерии и начинается ее новый, «научный период». Он харак­теризуется постепенным переходом от идеи к практике. Таким образом, XIX в. оказался переходным периодом в становлении социальной инжене­рии, временем смены одного состояния и статуса (теоретического) на дру­гое (практическое). Официально переходный период закончился в 1927 г., когда благодаря Р. Паунду в научный оборот вошел термин «социальная ин­женерия»34.

Переходный период характеризуется зарождением эмпирической и экспе­риментальной социальной науки. Термин «социальная наука» точнее отража­ет содержание междисциплинарных по своей сути исследований, нежели термин «социология». В XIX в. говорить об эмпирической социологии мож­но лишь условно: государственные чиновники, врачи, предприниматели, ин­женеры, учителя, ученые-естественники занимались опросами и переписью населения, анализом документов и статистикой, как правило, без специаль­ного составления социологической программы, т.е. полукустарно. Описание преступности, условий труда и быта, социальной дифференциации, семей­ных бюджетов проводилось вне связи с социологической теорией.

В Англии в XIX в. выделялись эмпирические исследования Дж. Синкле­ра, Дж. Кей-Шаттлуорта, Ч. Бута, С. и Б. Вебб, во Франции —Л. Виллерме, А. Паран-Дюшатле, А. Герри, Ф. Ле Пле. К основным направлениям эмпи­рической социальной науки в Европе следует отнести: 1) политическую ариф­метику (У. Петти, Дж. Граунт), 2) социальную физику (А. Кетле), 3) социальную гигиену (Э. Чадвик, Л. Виллерме, А. Паран-Дюшатле), 4) моральную статис­тику (А. Герри, Дж. Кей-Шатлуорт), 5) социографию (школа Ле Пле). Ука­занные направления или типы исследований по-разному соотносились с

33 История буржуазной социологии XIX — начала XX века. М., 1979. С. 8-13.

34 Pound R. Introduction to the Philosophy of Law. L, 1992. P. 99.

целями и задачами социоинженерного подхода. Политическая арифметика, социальная физика и социография в меньшей степени соприкасались с уп­равленческими и практическими задачами. Напротив, моральная статисти­ка прямо использовалась для целей административного управления обще­ством и его отдельными сферами, ее следует считать одним из источников социальной инженерии. Другим источником можно назвать социальную гигиену. Только в отличие от моральной статистики она касалась не «паб-лик администрэйшн», а «индастриал релейшенз», т.е. социальной инжене­рии на предприятии.

Переход от спекулятивной философии прогресса к эмпирическим иссле­дованиям отдельных социальных проблем имел чрезвычайно важные мето­дологические последствия. По существу, в XIX в. закладывается организа­ционная, методологическая и методическая структура прикладной социоло­гии и социальной инженерии. Исследование стало адресным и заказным, в нем нет лишних тем и вопросов. Филантропические общества, церковные приходы, профсоюзы, правительство, просветительские организации, кор­порации и т.п. выступают в роли заказчиков. Исследование завершается прак­тическими рекомендациями, которые адресуются не абстрактному потреби­телю, а конкретным агентам социальных реформ (правительству, местным властям, общественным движениям). В XIX в. Европа и Америка пережива­ют всплеск общественного движения за социальные реформы, которое в XX в. еще более укрепляет свои силы. Социальные реформаторы выступают зачастичные усовершенствования, например, введение 8-часового рабоче­го дня, запрещение детского труда. Им нужна подробная социальная инфор­мация, с которой реформаторы выступают в прессе и в парламенте. Множе­ство законодательных актов было принято таким образом. Это и есть прояв­ление частичной или реформаторской социальной инженерии.

Социальные мыслители воздействовали на общество не только косвенно, через кого-то, но и непосредственно — они сами занимались реформами и экспериментами. С их деятельностью связано возникновение эксперименталь­ной социальной науки. Поскольку социальные эксперименты ставились сна­чала только в промышленности, правильнее говорить лишь о зарождении экспериментальной социальной науки. Первыми экспериментаторами ста­ли «ранние научные менеджеры» (XVIII—XIX вв.), вторым был Ф.Тейлор.

Так, в 1800 г. М. Болтон и Дж. Уатт провели в своей компании по произ­водству паровых машин социоинженерный эксперимент. Экспериментаторы проводили опыт по заранее составленному плану, учитывающему роль чело­веческого фактора и трудовой мотивации. На первом этапе они произвели тех­нико-организационное перевооружение производства: внедрение хрономет­ража, новой планировки рабочего потока, трудовых методов и стандартов, си­стемы экономического учета, координации и планирования. На втором этапе они привели в соответствие с запросами работников внешний вид заводских зданий, на третьем построили жилые дома на выгодных для рабочих услови­ях, изменили авторитарный стиль руководства на патерналистский.

Примерно в то же самое время Р. Оуэн, начинающий предприниматель и бизнесмен, возглавил убыточную текстильную фабрику в Нью-Ленарке, где успешно провел ряд нововведений: навел чистоту в заводских помещениях и отремонтировал их, улучшил жилищные условия рабочих, открыл для них магазин с дешевыми товарами, детям в возрасте до 10 лет запретил трудиться

и направил их на учебу. В результате социоинженерных реформ улучшились условия труда и возросла производительность — фабрика стала одной из са­мых рентабельных в стране.

Во второй половине жизни Р. Оуэн, увлекшись социалистическими идея­ми, пытался провести еще один эксперимент, но он провалился. В 1817 г. он разрабатывает программу самоуправляющихся «поселков общности и сотруд­ничества», основанных на коллективной собственности, равенстве и братстве. Стараясь внедрить опытные коммунистические колонии в США и Вели­кобритании, Оуэн потерпел неудачу. Однако следует отметить, что Р. Оуэн (1771—1858), предприниматель и социалист, оказался этапной фигурой. Имен­но с него, считают специалисты, берет начало менеджер как реальная фигура. Его же можно назвать первым крупным социальным инженером.

Продолжатель дела Оуэна-предпринимателя — выдающийся американс­кий инженер Ф. Тейлор (1856—1915), автор самой эффективной в мире сис­темы НОТ (свои главные эксперименты провел в конце XIX в.). Как и его предшественники, он сочетал инженерно-технические и социальные ново­введения на предприятии. Тейлор внедрял хронометраж, инструкционные карточки, новые формы орудий труда, создал специальное плановое бюро. В области управления персоналом Тейлор опирался на четыре «научных принципа»: профессиональный отбор, профессиональное обучение, рацио­нальная расстановка кадров, сотрудничество администрации и рабочих. Он внедрил гибкую «штрафную систему», дифференциальную систему оплаты труда (передовик награждается, а отстающий наказывается), а также функ­циональную администрацию, в которой нашлось место для отдела, собира­ющего и анализирующего социальную информацию о персонале.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.