Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воззрения Н.Х. Бунге






Важное место в развитии статистической науки занимает Н.Х. Бунге.

Бунге Николай Христианович (1823 — 1895) принадлежит к выдающимс ученым с мировым именем, принимавшим активное участие в воспи тании русского царя Николая II, в строительстве железных дорог России, создании финансовой системы России, решении крестьянское вопроса и др.; специалист в области статистики, политической эконо мии и финансового права. В 1852 г. Киевским университетом удостое: степени доктора политических наук за диссертацию «Теория кредита (1852). Получили известности его книги «Курс статистики» (1865) «Исторический очерк экономических учений» (1868), «Основания по литической экономии» (1870), «Очерки политико-экономической ли тературы» (1895). С 1859 по 1880 г. — ректор Киевского университете С 1881 по 1887 г. — министр финансов России; почетный член научны обществ Петербургского, Новороссийского, Святого Владимира уни верситетов и Академии Наук; в 1890 г. избран ординарным академико(по политической экономии.

Лучшим курсом статистики того времени признавался его трактат «Kypi статистики», составленный в первой половине 1876 г. для студентов Импе раторского Университета Св. Владимира. В этом пользовавшемся в свое вре мя большой популярностью учебном пособии совсем иначе, чем прежде подается предмет статистики—как изучение «законов общественных явле ний»44. Если Журавский видел в статистике только лишь или преимуществен но метод, применяемый к изучению всех явлений вообще, то Бунге тракто вал ее прежде всего как общественную науку. А это было равносильно тому как если бы статистику утвердили в качестве самостоятельной предметно! области, т.е. полноценной науки, имеющей и свой метод, и свой предмс исследования. Вместе с тем переход от охвата явлений любого рода к кон центрированному изучению узкого круга проблем, а именно — обществен ных (в современном прочтении: социальных), обозначал в то же время огра ничение предметной специализации статистики, превращение ее из универ сальной, или общедисциплинарной в специальную науку.

Итак, предмет статистики, по Н. Бунге, — это «законы общественных яв лений». Когда за их изучение берется статистически подготовленный соци альный ученый, они видятся ему не как нагромождение случайностей, а ка] правильно повторяющиеся регулярности событий, т.е. сходное, тождествен ное в явлениях. А это и заставляет ученого предполагать, что общественны! явления происходят по известным законам. В таком случае общественны» законы теряют статус априорно устанавливаемых причинно-следственны; связей, существующих как бы поверх эмпирически наблюдаемых явлений но приобретают статус статистических законов. Для их обнаружения требу ется не теоретическое усмотрение хода всемирно-исторических событий,; кропотливая эмпирико-аналитическая работа по обработке больших масси вов статистических данных. В числе методов такой обработки мы обнаружи ваем группировку однородных данных по родовому и видовому признакам Статистические исследования потому и добиваются поразительной точнос­ти, что искусно оперируют средними числами, измерительные возможное-

Бунге Н.Х. Курс статистики. 2-е изд. СПб., 1876. С. 1.

ти которых растут «вместе с числом наблюдений и с меньшею разностью между числовыми данными, из которых сделан вывод, или с правильностью их колебаний»45. Комментируя высказывание Н. Бунге по поводу методоло­гии статистического исследования, А. Кауфман отмечает: «в этих последних словах мы видим уже не только вполне правильную формулировку зависи­мости точности результата от числа наблюдений, но и существенный смысл того, что позднее начали называть учением о дисперсии»46.

Касаясь теоретико-философских взглядов Кетле, Бунге справедливо счи­тает, что в его трактате «О человеке» надо выделять то, что относится в ста­тистике, от того, что относится к антропологии, и что у самого Кетле в зна­чительной мере осталось неразделенным. Отдавая должное бельгийскому статистику и социальному ученому, Н. Бунге в то же время критически от­носился к его идее о «среднем человеке вообще», которая побудила Кетле построить единый тип среднего человека по отдельным странам, народно­стям и общественным классам. Сам Бунге выводил правильность в обще­ственных явлениях из того обстоятельства, что «причины, производящие общественные явления, действуют на массу, и что при большом числе на­блюдений, как замечает Кетле, проявление свободной воли в противополож­ных направлениях нейтрализуется так, что наблюдению представляется толь­ко влияние причин постоянных»47.

Со второй половины 80-х гг. XIX в. повысился уровень статистической на­уки, в развитие которой заметный вклад внесла математическая школа Петер­бургского университета, основанная Пафнутием Львовичем Чебышевым (1821 — 1894). Он и его ученики, прежде всего, Андрей Андреевич Марков (1856 —1922) и Александр Михайлович Ляпунов (1857 — 1918) создали русскую школу тео­рии вероятностей. Достижения математической школы начали находить при­менение в демографии и страховом деле, при построении таблиц смертности. Понимание того, что со временем статистика должна стать наукой точной, математической, сочеталось с воззрением на статистику как общественную науку, которая поднимается от описания явлений до их анализа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.