Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общество социальной политики






Почти все немецкие ученые, проводившие эмпирические социальные исследования в конце XIX в., так или иначе были связаны с Обществом со­циальной политики26, основанным в 1872 г. профессорами, представителя­ми прессы, издателями, чиновниками и предпринимателями. Среди его чле­нов были виднейшие социологи, историки, экономисты Германии: Г. Шмол-лер, М. Вебер, А. Вебер, Ф. Теннис и др. Общество являлось не только

м Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения 2-е изд. Т. 1. С. 200.

\> Р°Т^? ЛЫ к°нгрессов и конференций 1 Интернационала: Лондон конф. 17-23 сентября 1871 года. и М., 1936. С. 179-181.

26 ОЬИП°В ГВ' Теория и практика социологических исследований в СССР. М., 1979. С. 18. Oberschall A. Empirical Social Research in Germany (1848-1914). Paris; Hague, 1965. P. 21-27.

главным, но фактически единственным исследовательским центром страны, сыграв выдающуюся роль в европейской интеллектуальной жизни.

Наивысшая активность Общества приходится на 1881 — 1902 гг., когда были проведены исследования условий сельскохозяйственного труда и рос­товщичества в сельских местностях, положения рабочих, занятых в торгов­ле, на транспорте, в торговом флоте, а также положения ремесленников. Для его деятельности характерны предварительное коллективное обсуждение программы предстоящего исследования, определение ключевых проблем, по которым намечалось собрать первичную информацию, непосредственный перевод их в формулировку вопросов анкеты, которые рассылались затем «экспертам» (землевладельцам, предпринимателям, чиновникам, учителям и священникам). Собранные материалы публиковались без глубокой обра­ботки, так как социальные политики мало интересовались методологией.

Рис. 5. Сбор первичной информации для создания и рассылки анкет «экспертам»

Тем не менее, до прихода Вебера Общество заметными успехами не отлича­лось: кустарные методики, примитивная техника перевода социальных про­блем — минуя разработку понятий и переменных — прямо в формулировку воп­росов, нечеткий подбор респондентов и экспертов. Главная причина таилась в отсутствии у социальных политиков глубокого интереса к методологии. Заим­ствование методики и технических процедур к успеху не вело и привести не могло, ибо составителям анкет неясным оставалось наиважнейшее: как работа­ет построенная ими методика, что содержательно она измеряет, соответствует ли то, что они получили «на выходе», тому, что задумывалось «на входе».

Впервые серьезное внимание на методологию исследования и правиль­ную формулировку вопросов обратил М. Вебер. Благодаря его усилиям эм­пирическая деятельность Общества поднялась на качественно новый уровень.

Ядро Общества составляла группа университетских профессоров, никогда по-настоящему не работавших «в поле», но озабоченных политической обстанов­кой в стране. Как убежденные либералы, они считали, что прогресс страны до­стижим только на пути постепенных социальных реформ, например, облегче­ния участи промышленных рабочих и наемных аграриев. Судьба социальных реформ на предприятии зависела прежде всего от предпринимателей. Для их проведения необходимы были убедительные аргументы. Наиболее убедитель­ными являлись, как и сейчас, факты и эмпирика, которые собирались через систему регулярных опросов. Разослав анкеты, социальные политики затем сортировали присланные ответы по географическим регионам, попросив доб­ровольцев из числа членов Общества проанализировать их. Поначалу, видимо, Вебер был одним из них и поступал как прочие. Обычно в публикуемых мате-

риалах один за другим следовали разделы и обширные таблицы, касающиес доходов, бюджета и т.п. Значительная часть веберовского отчета была посвящет описательным таблицам27. Он выделялся немногим: Вебер в Обществе был тол! ко аналитиком и сравнивал свой материал с результатами более ранних иссл< дований, дабы обеспечить сравнительно-историческую перспективу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.