Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оперативное исследование






Особую разновидность социологического исследования, проводимого обычно с практическими целями, в короткие сроки и по сокращенной науч­ной программе, принято называть оперативным исследованием.

Оперативные исследования были распространены в советское время, по­пулярны они и сегодня. Можно привести в качестве примера, выполненное корреспондентами газеты «Версты» оперативное журналистское исследова­ние: они в течение дня просмотрели информационные выпуски ведущих сто­личных телеканалов, и обнаружили преобладание официоза (38%), а также мелькание одних и тех же государственных лиц33

К разряду оперативных, а потому и весьма эффективных способов сбора социологической информации, специалисты относят метод фокус-группы по­лучивший в последние годы широкое распространение34. Например, средства-

32 Служба социального развития предприятия: Практическое пособие / Герчиков В.И., Кравченко А.И., Крылова Н.В. М.: Наука, 1989. С. 115.

33 Международная конференция «Общественное телерадиовещание для России: возможности и перс­пективы». 30 сентября — 1 октября 2000 года // https://www.internews.ru/books/publictv/13.html

34 Григорьев СИ., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. Учебное пособие // https://irbis.asu.ru/ mmc/grig/5.ru.shtml

множественную интерпретацию. Ключевым методологическим моментом case study является опора на качественные методы сбора и анализа эмпири­ческого материала30. Исследования, проводимые в стратегии case study, пре­доставили социологам возможность проникнуть в глубинные пласты повсед­невной жизни организаций, изучить те стороны их бытия, которые трудно или невозможно охватить традиционным анкетным опросом31.

Нужно сказать, что использование «анализа случая» сталкивается с рядом трудностей. Первая из них — репрезентативность. Речь идет о способности данного объекта представлять изучаемый класс явлений, возможности от­несения результатов исследования к проблеме в целом. Принято даже проти­вопоставлять «анализ случая» другим методам исследования (статистика, ан­кетирование и т.п. массовые методы). Привычное сопоставление выборочной и генеральной совокупностей здесь переходит в прямое сопоставление сово­купностей, т.е. «единичной» и генеральной, минуя «среднее звено». Для того чтобы усилить научное обоснование метода «анализ случая», надо соблюсти некоторые требования, особенно в начальной стадии его применения.

Прежде всего —это определение типологических особенностей объекта, установление его отнесенности к соответствующему классу объектов. Это делается через нахождение у них значимых общих признаков, достаточных для идентификации. При этом следует отметить и уникальные особенности объекта исследования, те его частные признаки, которые не являются типич­ными для генеральной совокупности, но и не противостоят ей, допустимы с точки зрения положительного влияния на результат.

Важно также четко выделить предмет исследования: он должен быть тот же, что в генеральной совокупности. Это же относится и к постановке про­блемы. И предмет исследований, и проблема не могут быть упрощены за счет особенностей метода. Их соответствие макромасштабу можно обеспечить определением параметров анализа, т.е. оцениваемых признаков и связей.

Соблюдение указанных требований не снимает окончательно противоре­чие между специфическим и универсальным в методе «анализ случая», но дает некоторые средства для его разрешения в конкретном исследовании.

Для методики «анализ случая» характерно ограниченное использование точ­ных количественных методов. Здесь нередко приходится иметь дело не со ста­тистическими категориями, а с малыми группами — контактными (бригада) и полуконтактными (руководители цехов и подразделений). При этом теряет смысл не только проведение анкетирования, но и вообще тиражирование ис­следовательских документов. Даже интервьюирование здесь не нуждается в формализации. Исследователь здесь выходит на прямое общение с респонден­тами, проводит с ними обсуждение, прослеживает их действия, даже участвует в некоторых событиях, скажем, в роли ассистента. Подобный способ исследо­вательского поведения иногда можно обозначить как «близкое наблюдение» (промежуточная форма метода наблюдения наряду с формализованным и вклю­ченным). Оно предполагает погружение исследователя (при сохранении своего

Козина И. Case study: Некоторые методические проблемы // https://www.socnet.narod.ru/Rubez/10- 11 /kozina.htm

Романов П.В. Процедуры стратегии, подходы «социальной этнографии» // Социологический жур­нал. 1996. № 3/4. С. 138—149; Козина И. Особенности стратегии case study при изучении производ­ственных отношений на промышленных предприятиях России // Социология: методология, мето­ды, математические модели. 1995. № 5-6. С. 65-90.

исследовательского статуса) в объект, «понимание» им мотивации и поступког индивида и группы, привлечение последних к анализу проблемы. Этим объяс­няется определенная гибкость исследовательской программы, вероятность пе­рестройки ее по параметрам анализа, гипотезам, а возможно — и задачам иссле­дования. Программируемость «анализа случая» куда более ограничена, чем мас­совые опросы. Значит, исследователю приходится помнить об устойчивости концептуальной основы своей работы на объекте, избегая дезорганизации v восстанавливая ее целостность после каждого изменения одного из элементов

Можно выделить две разновидности таких исследований. Одна из них -монографический «анализ случая». Его стратегия предполагает выявление вза­имосвязи предмета исследования с объектом: развитие какого-то процесса рас­сматривается в зависимости от эволюции организационно-экономической и социо-культурной среды его протекания, когда эта среда представляет собой его непосредственную и относительно замкнутую «над-систему» (например. предприятие)32.

Другая разновидность «анализа случая» (назовем ее сквозной, или межобъ­ектной) выделяет предмет исследования, пересекающий границы разны> объектов, которые не образуют для него какой-либо единой среды, напри­мер текучесть кадров с одного предприятия на другое, маятниковая мигра­ция, межорганизационные процессы нововведений и т.д.

Главное преимущество «анализа случая» — разнообразие информативности. Кроме того, он доступен практикующим социологам. Его диагностические и инновационные способности дают исследователю возможность одновремен­но выступать в качестве консультанта, т.е. составлять конкретные рекоменда­ции по решению выявленных проблем, причем делать это в соответствии со спецификой данного объекта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.