Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Повторные исследования






Повторные исследования — это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно че­рез определенные промежутки времени и призванные получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Они представляют собой средство сравнительного анализа. К ним относят:

лонгитюдное исследование —длительное изучение одной совокупности лиц;

когортное исследование — изучение лиц одного возраста (поколение) на протяжении длительного времени. Цель — анализ изменений в образе жиз­ни, ориентация людей одного поколения. Объекты исследования меняются, но люди сохраняются;

Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 97.

трендовое исследование — исследование, проводящееся на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики. Цель — установление тенденций (трен­дов) социальных изменений. Пример — переписи населения;

панельное исследование — исследование, проводящееся по единой про­грамме, на одной и той же выборке и по единой методике через определен­ный интервал времени. Цель — анализ динамики событий. Люди могут ме­няться, но объекты исследования (цех, предприятие) сохраняются.

Панель — это совокупность одних и тех же респондентов, опрошенная в базовом и повторном (например, через 15 лет) исследовании. В повторном это будут уже люди, повзрослевшие на 15 лет. Псевдопанель — совокупность респондентов подобранная так, что по основным параметрам — возраст, об­разование, профессия — она напоминает базовую, но это не одни и те же люди (например, молодые рабочие в 1962 г. и молодые рабочие в 1976 г.).

Панельное исследование (рассматриваемое как одна из разновидностей лонгитюдных) — один из видов социологического наблюдения, в котором ин­формация собирается посредством нескольких (не менее двух) опросов чле­нов постоянной выборочной совокупности (панели). Так как информация охватывает данные, полученные от каждого члена панели в двух (или более) временных точках, то появляется возможность наряду с совокупными сдви­гами изучать и индивидуальные изменения.

Панельное исследование применяется для изучения причинных связей и утвердилось в практике исследования общественного мнения. Временной интервал между повторными опросами в таких исследованиях, как прави­ло, невелик (от нескольких дней до нескольких месяцев), а конструкция исследования нередко принимает вид плана «до и после».

В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации мо­жет проходить в два, три и более этапов. Длительность временного интерва­ла между начальной и повторной стадиями может быть самой разной, так как скорость протекания самих социальных процессов различна. Часто именно свойства самого объекта подсказывают временные интервалы для проведе­ния повторного исследования. Типичный пример — получившие известность в 1960— 1980-е гг. исследования тенденций реализации жизненных планов выпускников средних школ: первый раз их опросили накануне выпускных экзаменов, а затем в интервалы времени, определяемые окончанием приема в вузы и стадиями трудовой карьеры.

Лонгитюдное исследование (отангл. longitude —долгота) — исследование, предполагающее последовательную многократную регистрацию определенных показателей через строго установленные промежутки времени с целью опре­делить динамику их изменения и взаимовлияния. Первоначально лонгитюд­ное исследование (как метод «продольных срезов») сформировался в детской и возрастной психологии, где он применялся в качестве своеобразной альтер­нативы методам «поперечныхсрезов». Первым ввел его в психологию амери­канский психолог, создатель Йельской клиники нормального детства, Гезелл Арнольд Луций (1880— 1961), назвав его методом продольного изучения одних и тех же детей в течение определенного периода времени (чаще всего с рож­дения до подросткового возраста). Одним из первых разработал и реализовал программу лонгитюдного изучения на примере большого контингента одарен­ных детей американский психолог Льюис Термен (1877— 1955). Позже лонги-

тюдное исследование проникло и в другие науки, в том числе в социологию, где оно понимается как неэкспериментальный тип исследования, при кото­ром данные собираются с одной и той же выборки в более чем одной времен­ной точке. Поскольку наблюдается одна и та же выборочная совокупность в течение длительного времени, то данные, полученные в разных наблюдени­ях, правомерно интерпретируются как изменения во времени, характеризую­щие одного и того же человека (объекта), а не как различия, характеризующие разные выборки, пусть и полученные на одном и том же объекте5.

Лонгитюдное исследование хорошо зарекомендовало себя как в крупномас­штабных, так и в небольших исследованиях6, Например, в Великобритании Бюро переписи и выборочных обследований строит лонгитюдные исследова­ния на выборке в 1 % от генеральной совокупности. За основу социологи берут данные переписи 1971 г. Через определенные временные интервалы ученые про­слеживают изменение показателей: занятости, уровня жизни, смертности, ха­рактеризующих все население.

Самым крупным мероприятием тако­го рода в нашей стране считается иссле­дование семейных бюджетов, проводив­шееся еще в советские времена Госком­статом. Это панельное исследование ежемесячных доходов и расходов с выбо­рочной совокупностью в 48 600 домохо-зяйств, являлось основой для всех госу­дарственных статистических отчетов. Его историческим преемником стало Россий­ское Лонгитюдное Мониторинговое Ис­следование (RLMS), которое осуществ­ляется с 1992 г. при финансовой поддер­жке Мирового Банка. Правда, на этот раз оно имеет совсем иную методологию и в гораздо большей степени соответствует

ЖеСТКИМ Международным Стандартам. Рис 30 исследование семейных

Российское ЛоНГИТЮДНОе Мониторинга- бюджетов в России

вое Исследование (RLMS), наданные ко­торого опираются многие социологические публикации (в том числе в ведущем отечественном журнале «Социс»), использовалось как основа для определения уровня бедности в России. Этот опрос проводился как панельный в два цикла. Первый цикл был проведен в сотрудничестве с Госкомстатом, основанием для него послужила начальная выборка в 7200 семей. Он состоял из четырех волн с июля 1992 г. по январь 1994 г. и был, главным образом, направлен на улучше­ние учета количества бедных, изучение здоровья и качества питания в России. Второй цикл проводился ежегодно с осени 1994 г. Его проводила исследователь­ская группа Института социологии РАН под руководством ученых Универси­тета Северной Каролины, финансируемых главным образом Агентством Меж­дународного Развития США (US AID). Цикл проводился на выборке в 4000

The Descriptive Longitudinal Research Design // https://www.kelcom.igs.net/~nhodgins/descriptive_longitu-

dinal_research_design.html

Longitudinal studies // https://bmj.eom/epidem/epid.7.html

семей. И хотя выборка была намного меньше, чем выборка Госкомстата, орга­низация опроса во втором цикле, по мнению С. Кларка, более предпочтитель­на и технически дает возможность аккуратно оценить точность обзора7.

Лонгитюдный, или продолженный во времени, длительный тип исследо­вания особенно активно применяется в социологии поколений. В нашей стране известны несколько проектов на тему «Пути поколения». Один из них проводит Научно-исследовательская лаборатория по проблемам молодежи факультета социологии Барнаульского университета под руководством С.И. Григорьева8.

На другом полюсе шкалы применения данного метода располагаются та­кие объекты, как учебный класс или рабочая бригада, над которыми можно проводить наблюдение в течение довольно длительного времени. В лонги-тюдном исследовании, крупно- и маломасштабном могут применяться струк­турированная анкета, формализованное и неформализованное интервью. Зато в психологии лонгитюдное исследование активно используется в каче­стве модификации экспериментально-генетического метода, т.е. как длитель­ное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить возрастную и индивидуальную изменчивость фаз жизненного цикла человека. Лонгитюдное исследование нередко ведется в условиях ес­тественного эксперимента.

Лонгитюдное исследование как разновидность повторного исследования иначе называется мониторингом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.